Методика аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности (экспорт, импорт)

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в условиях рыночной экономики важным является достоверность информации об эффективности предпринимательской деятельности экономических субъектов, особенно если это касается внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: государства в целом, отдельных регионов, объединений и организаций.

Содержание

1. Общий подход к разработке методике аудита. 4
1.1. Основные законодательные и нормативные документы. 5
1.2 Цели, задачи проверки и источники информации. 8
2. Методика проведения аудита внешнеэкономической деятельности. 10
2.1. Разработка общего план и программы аудита. 11
2.2. Перечень и описание используемых аудиторских процедур при проверки валютных операций. 13
2.3. Перечень и описание используемых аудиторских процедур при проверки экспортных (импортных) операций. 17
3. Проверка внешнеэкономической деятельности на примере ООО "БИ". 36
3.1 Характеристика объекта исследования 36
3.2 Обзор информационной базы по учету внешнеэкономической деятельности 39
3.3 Оценка аудиторского риска 40
3.4 Общий план и программа аудита 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список используемой литературы. 53
Приложения. 57

Работа содержит 1 файл

КурсоваяАудит.docx

— 823.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО0ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра Аудит

 

 

Факультет: "Учетно-статистический"

Специальность: "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине: "Аудит"

на  тему: " Методика аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности (экспорт, импорт) "

 

 

 

 Выполнила  студентка: Гродзенская С.В.

 Курс: 5 группа № 2С-БУ502

 Личное дело № 09УБД80199

 Преподаватель: Ганьшина С.Е.

 

 

 

 

 

Москва – 2012 г.

Содержание

1. Общий  подход к разработке методике  аудита. 4

1.1. Основные законодательные и  нормативные документы. 5

1.2 Цели, задачи проверки и источники  информации. 8

2. Методика  проведения аудита внешнеэкономической  деятельности. 10

2.1. Разработка общего план и  программы аудита. 11

2.2. Перечень и описание используемых  аудиторских процедур при проверки  валютных операций. 13

2.3. Перечень и описание используемых  аудиторских процедур при проверки  экспортных (импортных) операций. 17

3. Проверка  внешнеэкономической деятельности  на примере ООО "БИ". 36

3.1 Характеристика объекта исследования 36

3.2 Обзор информационной базы  по учету внешнеэкономической  деятельности 39

3.3 Оценка аудиторского риска 40

3.4 Общий план и программа  аудита 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

Список  используемой литературы. 53

Приложения. 57

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях рыночной экономики важным является достоверность информации об эффективности  предпринимательской деятельности экономических субъектов, особенно если это касается внешнеэкономической  деятельности (ВЭД). Она оказывает влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: государства в целом, отдельных регионов, объединений и организаций. В настоящее время ВЭД многообразна, это и:

  • экспорт товаров и услуг,
  • импорт товаров и услуг,
  • реэкспорт товаров (экспорт импортных товаров),
  • реимпорт товаров (экспорт импортных товаров),
  • бартерные операции,
  • компенсационные операции,
  • комбинированные операции.

И вместе с тем, одним из основных, постоянно  развивающихся видов внешних  связей, все же является торговля.

Активная интеграция России в мировую хозяйственную систему и широкое участие предприятий (организаций) во ВЭД с особой остротой ставит вопрос об адекватной организации контроля в этой специфической сфере.      Одна из характерных особенностей внешнеэкономической деятельности состоит в том, что участниками внешнеэкономических операций на ряду с организациями, являются банки и таможенные органы, которые осуществляют валютный и таможенный контроль. Специфика данной области позволяет выделить аудит внешнеэкономической деятельности как отдельное направление. Основная цель аудита ВЭД - выражение мнения о достоверности бухгалтерского учета, его рациональности и эффективности в сфере экспортных, импортных и валютных операций, о соответствии порядка их ведения Российскому законодательству и международным стандартам; оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля на предприятии. 

1. Общий подход к разработке  методике аудита.

Существует четыре основных подхода к созданию методик аудита:

  • бухгалтерский - является традиционным. Его суть заключается в том, что методики проверки разрабатываются по разделам бухгалтерского учета. Методики аудиторской проверки по счетам бухгалтерского учета заключаются в том или ином наборе составных частей каждой аудиторской проверки. В нормативах аудита их называют методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета;
  • юридический - включает разработку методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения. В некоторых аспектах такие методики совпадают с бухгалтерскими, но требуют более глубокого изучения правового аспекта хозяйственной деятельности экономического субъекта в учете;
  • специальный - включает разработку методик проверки групп экономических субъектов, объединенных общим признаком (структура управления, структура капитала, численность рабочих, организационно-правовая форма, налоговый режим);
  • отраслевой - включает разработку методики аудита экономических субъектов зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности.

На ряду с подходами  выделяют основные положения, которые являются составными частями методики:

  • Нормативное обеспечение для проведения аудита.
  • Предметная область проведения проверок.
  • Методика проверки разделов учета.

При разных методиках используют современные методы и методические приемы: физическая проверка, документальная проверка (формальная, арифметическая, по сути), встречная проверка, подтверждение, наблюдение, опрос , тестирование.

1.1. Основные законодательные  и нормативные документы.

В ходе аудиторской проверки, аудитор  обязан руководствоваться законодательными и нормативными актами, которые регламентируют не только порядок бухгалтерского учета по ВЭД, но и другие аспекты. Основными законодательными и нормативными документами в ходе проверки являются:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.;
  2. Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая;
  3. Таможенный кодекс таможенного союза;
  4. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129 - ФЗ (в ред. Федеральных законов от 23.07.1998 N 123-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 209-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ);
  5. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173 ФЗ от 10.12.2003 (в ред. Федеральных законов от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. 26.07.2006), от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 131-ФЗ, от 30.12.2006 N 267-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 05.07.2007 N 127-ФЗ, от 30.10.2007 N 242-ФЗ, от 22.07.2008 N 150-ФЗ, от 15.11.2010 N 294-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 236-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
  6. Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.1993 № 5003-1, (в ред. Федеральных законов от 07.08.1995 N 128-ФЗ, от 25.11.1995 N 185-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 05.02.1997 N 25-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 04.05.1999 N 95-ФЗ, от 27.05.2000 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.12.2001 N 190-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 07.07.2003 N 124-ФЗ, от 08.12.2003 N 159-ФЗ, от 07.05.2004 N 33-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.07.2005 N 112-ФЗ, от 08.11.2005 N 144-ФЗ, от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 27.07.2006 N 145-ФЗ, от 10.11.2006 N 191-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 03.12.2007 N 321-ФЗ, от 03.12.2008 N 234-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 314-ФЗ, от 28.06.2009 N 125-ФЗ, от 08.12.2010 N 335-ФЗ, от 28.11.2011 N 338-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
  7. Федеральный закон "Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности" № 164-ФЗ от 08.12.2003г. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.11.2010 N 285-ФЗ, от 08.12.2010 N 336-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
  8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н, от 18.09.2006 N 116н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645)
  9. ПБУ " УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" (ПБУ 3/2006) (в ред. Приказов Минфина РФ от 25.12.2007 N 147н, от 25.10.2010 N 132н, от 24.12.2010 N 186н)
  10. ПБУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 1/2008) (в ред. Приказов Минфина РФ от 11.03.2009 N 22н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)
  11. ПБУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 4/99) (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н)
  12. ПБУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н, от 26.03.2007 N 26н, от 25.10.2010 N 132н)
  13. ПБУ "ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 9/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)
  14. ПБУ "РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 10/99 (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н, от 25.10.2010 N 132н, от 08.11.2010 N 144н)
  15. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина России от 31.10.200 № 94н);
  16. Межправительственные конвенции и соглашения об избежании двойного налогообложения (Конвенция ООН о договорах международной купли - продажи товаров).
  17. Международные правила поставок товаров (ИНКОТЕРМС) и правила оформления и доставки грузов.
  18. Внутриведомственные нормативные акты Банка России, Министерства Финансов РФ, Государственного таможенного комитета РФ (инструкции, положения, приказы, указания, методические рекомендации, разъяснения).

Одной и важных особенностей аудита ВЭД является то, что аудитор получает информацию не только из внутренних источников ( учредительные документы , договора (контракты), первичные документы, учетные регистры, формы отчетности), но и из внешних (паспорт сделки, таможенная декларация, аудиторское заключение о контрагенте, справочная информация о рыночных ценах на экспортируемую или импортируемую продукцию (товары, работы, услуги) и курсах банка России).

 

 

 

1.2 Цели, задачи проверки  и источники информации.

Цель аудита внешнеэкономической деятельности не значительно отличается от цели аудита в целом и является выражением мнения о достоверности бухгалтерского учета, его рациональности и эффективности, только в сфере экспортных, импортных и валютных операций, и соответствии ведения Российскому законодательству и международным стандартам. Так же можно выделить оценку надежности и эффективности системы внутреннего контроля на предприятии.

Одна из характерных особенностей внешнеэкономической деятельности состоит в том, что ее ачастниками являются таможенные органы и банки, которые также осуществляют таможенный и валютный контроль. Это влечет необходимость применения в ходе аудита большего числа нормативных актов в области таможенного и валютного регулирования. Следует заметить, что согласно Федеральному закону N 307-ФЗ аудит не подменяет контроля за достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Пользователями результатов аудиторских проверок являются инвесторы и собственники бизнеса, в то время как таможенный и валютный контроль направлен на соблюдение интересов государства.

Большинство специалистов считает, что  аудит внешнеэкономической деятельности должен ориентироваться в основном на контроль за соблюдением условий  экспортных, импортных или финансовых контрактов, заключенных с иностранными партнерами, что, позволяет оценить  обоснованность и законность выполнения внешнеэкономических контрактов, достоверность  и полноту их отражения в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности. Но поскольку в принятых формах бухгалтерской  отчетности российских организаций  информация о внешнеэкономической  деятельности отдельно не выделяется, это создает реальные трудности  для иностранных партнеров и  внешних пользователей при использовании  такой отчетности.

Существует ряд особенностей, которые  в той или иной степени могут  повлиять на порядок отражения данных торговых операций в бухгалтерском  учете:

  • большие расстояния между поставщиком и получателем;
  • большая длительность по времени осуществления операций по экспорту и импорту товара, что влечет за собой повышение кредитных рисков и сбоев в сроках исполнения контрактов;
  • пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации;
  • расчеты по поставкам в иностранной валюте, курс которой подвержен изменениям, в результате чего появляется новый вид коммерческого риска - валютный;
  • сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки;
  • наличие большого числа мест возникновения затрат;
  • различия в законодательных и нормативных актах стран, что приводит к увеличению налогового бремени.

Каждая из перечисленных особенностей в той или иной степени влияет на порядок отражения результатов  указанной деятельности в бухгалтерском  учете и на возможные налоговые  риски. Указанные последствия могут проявиться:

  • в непризнании обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС;
  • в несвоевременном принятии к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления экспортных операций;
  • в непризнании экономической обоснованности расходов, понесенных организацией при исполнении контракта.

Формирование аудитором мнения о достоверности операциях по ВЭД и их законности должно основываться на сравнении фактического состояния учета и отчетности с нормами действующего законодательства и принципами бухгалтерского учета при отражении операций по экспорту материальных и ценностей.

2. Методика проведения  аудита внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность регламентируется нормами государственного и международного регулирования. Аудитору необходимо проверить правильность оформления следующих операций:

- по  экспорту товаров в счет государственного  кредита;

- по  экспорту товара с предоставлением  коммерческого кредита;

- по  экспорту товаров с консигнацией  складов за границей;

Информация о работе Методика аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности (экспорт, импорт)