Анатомия тела

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

2.1. Общее количество ответов
На первом этапе подсчитывается общее количество отве¬тов, данных обследуемым.
2.2. Категоризация ответов
На этом этапе осуществляется формализация ответов об¬следуемого через отнесение каждого ответа к одной из четыр¬надцати оценочных категорий (контент-анализ). Затем подсчитывается общее ко¬личество ответов каждой категории.
Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оце¬ночные категории.
1. Агрессия – Agg - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.
2. Директивность - Dir - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.
3. Аффектация (Привязанность) – Aff - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.
4. Коммуникация - Com - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.
5. Зависимость - Dep - рука выражает подчинение другим лицам.

Работа содержит 1 файл

анатомия..docx

— 33.51 Кб (Скачать)

2. Обработка результатов

2.1. Общее количество  ответов

На первом этапе  подсчитывается общее количество отве¬тов, данных обследуемым.

2.2. Категоризация  ответов

На этом этапе  осуществляется формализация ответов  об¬следуемого через отнесение  каждого ответа к одной из четыр¬надцати  оценочных категорий (контент-анализ). Затем подсчитывается общее ко¬личество  ответов каждой категории.

Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оце¬ночные категории.

1. Агрессия – Agg - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2. Директивность - Dir - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми.

3. Аффектация (Привязанность) – Aff - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.

4. Коммуникация - Com - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.

5. Зависимость - Dep - рука выражает подчинение другим лицам.

6. Страх – F - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.

7. Эксгибиционизм  - Ex- рука разными способами выставляет себя напоказ.

8. Калечность (Увечность) - Crip - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.

9. Описание – Des – ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

10. Напряжение – Ten – рука затрачивает энергию, но практически ничего не достигает.

11. Активные безличные ответы (Активная безличность) - Act - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.

12. Пассивные безличные ответы (Пассивная безличность) - Pas  - также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.

13. Галлюцинации – Bas – ответы невероятного, необычного содержания.

14. Уход от ответа – Fail – человек не знает, что может выражать данная картинка или не хочет отвечать. 

Агрессия (Agg). Эта  категория включает ответы, в которых  рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно  хва¬тающая другого человека или  какой-либо объект. Бессознатель¬ная цель «Agg» поведения - наказание и искупление.

Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого-то кулаком», «Дерется», «Готова ударить», «Сжимает ужа», «Отбирает  что-то», «Ворует фрук¬ты», «Сжимает кого-то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Ца¬рапает», «Меряется силой», «Хочет схватить вора», «Хватает за нос», «Ловит муху», «Может дать хороший щелбан»  и т. д.

Директивность (Dir). Эта  категория включает ответы, в ко¬торых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то иным способом активно влияющая на другого  челове¬ка. Сюда же попадают ответы, в  которых рука кажется направ¬ленной  на коммуникацию, но эта направленность является вто¬ричной по отношению к  намерению подчинить другого  челове¬ка своему влиянию.

Примеры: «Дирижирует  оркестром», «Управляет подъем¬ным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Дела¬ет предупреждение», «Указывает направление», «Читает нота¬ции, проповеди, поучает», «Дает указания», «Предлагает  силь¬ную опеку», «Выгоняет из класса», «Призывает с плаката», «Не дает пройти», «Приказывает», «Заставляет» и т. д.

Ответы этой категории  отражают установку превосходства  над другими людьми, ожидание. что  другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность ис¬пользовать других людей в  своих интересах.

Аффектация (Aff). Эта  категория включает ответы, в кото¬рых рука воспринимается как выражающая привязанность, лю¬бовь, эмоционально положительное, благожелательное отноше¬ние к другим. К этой категории относятся  ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.

Примеры: «Жалеет  кого-то», «Протягивает руку для оказа¬ния  помощи», «Обнимает», «Дружески похлопывает  по плечу», «Добро пожаловать», «Дает  милостыню», «Бросает деньги в ящик для пожертвований на церковь», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Трясет  руку при пожатии», «Крошит хлеб воробышкам«, «Гладит собачонку» и  т. д.

Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. И хотя боль¬шинство этих ответов включает прямое и непосредственное об¬щение, они относятся к категории  «Aff», а не «Com», так как преж¬де  всего характеризуются наличием именно благожелательного отношения  и привязанности.

Коммуникация (Com). К  этой категории относятся ответы, в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной  позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевид¬но, что коммуникатор хочет  поделиться информацией, нуждается  в обратной связи, хочет быть понятым  и принятым своей аудито¬рией. Условно  этот показатель можно назвать показателем  «дело¬вого» общения, в то время  как предыдущую категорию «Aff» - по¬казателем «модальностного», или «эмоционального», общения.

Примеры: «Жестикулирует при разговоре», «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается  быть по¬нятым», «Разговор руками», «Жест, обозначающий прощание» (этот ответ, несмотря на его эмоциональную амбивалентность, оценивается по категории «Com»), «Рука  здоровается» (оценивается по категории  «Com», а не «Aff», так как здороваться  за руки - социальный норматив общества), «Показывает: мне 5 лет», «Показывает  дорогу», «Показывает нужный дом», «Зо¬вет  кого-то» и т. д.

Зависимость (Dep). К  этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как  ищущая помощи или поддерж¬ки у других людей. Возможность совершить какое-либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения  других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как  подчиняющаяся другим,

Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Рука ребенка, хватающаяся за кого-либо, чтобы  не потерять равновесие», «Дайте мне, пожалуйста...», «Помогите мне, пожалуйста», «Ожидает получить что-то», «Гадание по руке», «Отдает  честь офицеру», «Путешествует на попутных машинах», «Дает клятву», «Клянется  говорить правду», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить»  и т. д.

Страх (F). Эта категория  включает ответы, отражающие страх  перед ответным ударом, агрессией  со стороны других людей. В таких  ответах рука может выступать  как жертва чьих-то агрессив¬ных проявлений или стремиться оградить себя от физических воздействий и повреждений. К  категории «F» относятся не «ис¬тинные»  тенденции к действию, а защитные реакции.

Примеры: «Рука поднята  от страха с целью защитить себя», «Отводит удар», «Просит: «Пожалуйста, не бейте меня»», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как  боится, чтобы не узнали», «Выражает  панический страх» и т. д.

В эту же категорию  попадают ответы, в которых рука высту¬пает как жертва собственной  агрессии или воспринимается как  наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).

Примеры: «Царапает  себя», «Рука душит меня» и  т. д.

Ответы, отражающие отказ от агрессии (что, по мнению ав¬торов, продиктовано страхом перед возмездием) также отно¬сятся к данной категории.

Примеры: «Эта расслабленная  рука - не злая», «Это - не драка» и т. д.

Эксгибиционизм (Ex). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие  в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.

Примеры: «Показывает  кому-то руку», «Любуется ногтями», «Показывает лак на ногтях», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Протягивает руку, чтобы показать кольцо», «Хочет внимания», «Играет на пианино», «Танцует», «Изящное движение руки», «Показывает тени на стене», «Хочет показать фокус», «Делает  собачку», «Показывает уточку» и  т. д.

Калечность (Crip), Эта  категория включает ответы, в кото¬рых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформи¬рованная или каким-либо образом  поврежденная.

Примеры: «Рука, больная  артритом», «Рука со сломанным пальцем», «Сломанное запястье», «Деформированные пальцы», «Рука больного или умирающего человека», «Искалеченная рука», «Сведенная судорогой рука», «Один из пальцев выглядит сло¬манным», «Нетрудоспособная рука», «Показывает, что с рукой что-то неладно» и т. д.

Описание (Des). Эта  категория включает ответы, являющи¬еся  физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается  какая-либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования  тенденции к действию.

Примеры: «Красивая  рука», «Некрасивая рука», «Пухлая  рука», «Уверенность», «Ладошка с выпрямленными  пальцами», «Рука с растопыренными пальцами», «Человек измучен», «Рука  интел¬лигентного человека», «Похожа  на петуха» и т. д.

Напряжение (Ten). К  этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих отве¬тов характерны переживания тревоги, напряжения, дискомфорта.

Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Сжимает руки, чтобы сдержать себя», «Напрягает руку», «Сжимает паль¬цы, чтобы не наговорить что-нибудь», «Кулак, сжатый в состоя¬нии тревоги», «Стремится удержать», «Нервно  сжимает руки», «Сдерживает волнение», «Человек сильно сконцентрировался, решает что-то», «Неприятно смотреть на эту  руку», «Нервно сту¬чит пальцами по столу» и т. д.

Активные безличные  ответы (Act). Эта категория включа¬ет  ответы, в которых рука совершает  какое-либо действие, вы¬полнение которого не требует присутствия другого  лица. Все тен¬денции к безличному действию, в которых рука меняет свое фи¬зическое положение или  противодействует силе тяжести, оце¬ниваются по этой категории.

Примеры: «Тащит», «Продевает нитку в иголку», «Подбира¬ет  маленькие предметы», «Пишет», «Вяжет», «Шьет», «Плывет», «Достает что-то», «Бросает что-то», «Собирает что-то», «Моет», «Сыплет», «Машет» (но не «Машет рукой  в знак прощания», что оценивается  по категории «Сот»), «Опирается на что-то» и т. д.

Пассивные безличные  ответы (Pas). Эта категория вклю¬чает  ответы, в которых рука совершает  пассивные действия, не требующие  присутствия другого лица. Безличные  действия, в ко¬торых рука не меняет своего физического положения и  не сопро¬тивляется силе тяжести, также  оцениваются по этой категории.

Примеры: «Лежит, отдыхая», «Спокойно вытянута», «Сушит ног-ти», «Роняет что-то», «Ждет», «Спит», «Просто  свесилась» и т. д.

Галлюцинации (Bas). К  этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугаю¬щего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игно¬рируются.

Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с от¬рубленной головой» и т. д.

Отказ от ответа (Fall). Человек не может дать ответ на карточку. 

2.3. Процентное соотношение  категорий 

2.3.1.Подсчитывается  процент ответов каждой категории  по от-ношению к общему количеству  ответов. 

2.3.2. Вычисление показателя  склонности к открытому агрессивному  поведению

Склонность к открытому  агрессивному поведению опреде¬ляется  по формуле:

I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep)

или

I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep + F)

Различия в формулах объясняются далее в тексте. 

2.3.3. Вычисление показателя  степени личностной дезадаптации

Степень личностной дезадаптации отражается формулой:

MAL = Ten + Crip + F. 

2.3.4. Вычисление показателя  тенденции к уходу от реальности

Тенденция к уходу  от реальности отражается формулой:

WITH = Des + Bas + Fall. 

2.3.5. Определение  наличия психопатологии

Наличие психопатологии отражается формулой:

РАТН = МАL + 2 WITH. 

 

3. Интерпретация  результатов 

3.1. Основные принципы  интерпретации результатов

Первый принцип  интерпретации результатов «Hand-теста» состоит в том, что ответы человека, зависящие от особенностей его восприятия стимульного материала, отражают психосоциальный  мир, в котором он живет (реальный или воображаемый). Изобра¬жения рук  срабатывают как своего рода экран, на который отвеча¬ющий проецирует свои потребности, мотивы, страхи, конфликты.

Информация о работе Анатомия тела