История возникновения и развития института банкротства в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Ликвидация предприятия и распродажа его имущества далеко не всегда оправданы с точки зрения эффективного функционирования всей экономики. Ликвидация предприятия фактически должна свидетельствовать об исчерпании возможностей, связанных с использованием рассматриваемых активов в рамках сложившихся структур собственности; она часто сопровождается необратимым разрушением накопленного информационного и организационного капитала. Любое предприятие подвержено риску банкротства, так как в течение жизненного цикла организации взлеты чередуются со спадами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

История возникновения и развития института банкротства в России и за рубежом……………………………………………………………………………4

Предпосылки банкротства………………………………………………………..5

Внешние факторы…………………………………………………………………5

Внутренние факторы……………………………………………………………...6

Характеристики института банкротства………………………………………...7

Три редакции закона о банкротстве:

Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929-1«О несостоятельности (банкротстве)»………………………………………………7

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»……………………………………………………………………..8

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»……………………………………………..10

Процедуры банкротства и порядок их реализации……………………………12

Роль института банкротства…………………………………………………….13

Финансовое оздоровление………………………………………………………15

Меры направленные на повышение эффективности института банкротства………………………………………………………………………16

Вывод……………………………………………………………………………..19

Источники информации…………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ТАУП-1.docx

— 73.85 Кб (Скачать)

    До  тех пор пока неплатежеспособное предприятие не прошло через процедуру  банкротства, за ним числится задолженность  по долгам, в том числе и по налогам. В то же время кредиторы  такого предприятия, государство в  том числе, рассчитывают на поступления  от своего дебитора, планируя бюджет расходов. В этом случае возрастает риск того, что данные бюджеты не будут выполнены  по причине неопределенности временного промежутка, в течение которого такая  задолженность взыскана, если она  вообще будет погашена должником. Из приведенного выше следует, что лучше зафиксировать убытки, чем рассчитывать на денежные средства, которые никогда не будут получены.

  1. Влияние на различных экономических агентов.

    Группы  заинтересованных лиц:

    • кредиторы (поставщики, кредитные организации, подрядчики, фискальные органы);

    • наемные работники;

    • учредители;

    • участники организации;

    • руководство организации.

Для кредиторов банкротство представляет собой  централизованный механизм возврата долгов. При наличии лишь рыночных механизмов возврата долгов кредиторам приходилось  бы нести высокие расходы:

а) на обслуживание задолженности, которое бы обеспечивало полное исполнение должником обязательств в полном объеме при различных  обстоятельствах,

б) на заключение контрактов между кредиторами с  определением очередности и пропорции  погашения задолженности.

В условиях каждодневного заключения множества  договоров, изменения состава кредиторов конкретной организации фиксирование подобных соглашений потребовало бы колоссальных трансакционных издержек. В этой связи механизм банкротства предполагает единообразный способ урегулирования финансовых проблем, порождаемых неплатежеспособностью организации, который обеспечивает защиту интересов должника, кредиторов и общества за счет осуществления контроля

а) со стороны рыночных агентов (кредиторов),

б) со стороны  государства (регулирующий орган исполнительный власти, арбитражный суд).

Для собственников  банкротство обеспечивает цивилизованную форму решения проблемы непогашенных долгов, урегулирование задолженности. Безусловно, собственники расстаются с частью своего имущества, менеджмент теряет работу, однако это плата за тот предпринимательский риск, который присутствует в любой предпринимательской деятельности, но при этом они избегают различных проявлений нецивилизованных форм взыскания задолженности. В данном случае банкротство обладает превентивной функцией, при наличии такого инструмента в экономике руководители предприятий заинтересованы в добросовестном исполнении платежей, так как в случае банкротства организации они могут нести ответственность за свои непрофессиональные действия, вплоть до уголовной, в ходе которой проверяется наличие преднамеренного банкротства и других противоправных действий.

Наиболее  эффективной формой работы института  банкротства является процедура финансового оздоровления, так как план финансового оздоровления должен предусматривать полное погашение требований кредиторов.

Финансовое  оздоровление – процедура банкротства, направленная на восстановление платежеспособности должника и погашение кредиторской задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В ходе финансового оздоровления действующие руководители предприятия продолжают выполнять свои основные функции, но их деятельность ограничена условиями, указанными в Федеральном законе о несостоятельности и банкротстве.

График  погашения задолженности утверждается арбитражным судом и должен предусматриваться  погашение всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Помимо графика погашения задолженности, неотъемлемой частью процедуры финансового  оздоровления является составление  плана финансового оздоровления. План финансового оздоровления предусматривает  способы получения организацией средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. В зависимости от качества разработки перечисленных выше документов зависит  дальнейшая судьба предприятия.

По итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный  суд вправе вынести определение  о прекращении производства по делу либо о введении процедуры внешнего управления, либо решение о признании  должника банкротом.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику с целью восстановления его платежеспособности. После введения процедуры внешний управляющий принимает в ведение и самостоятельно распоряжается имуществом организации, контролирует ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и отчетности.

Процедура внешнего управления – это последний этап, на котором можно изменить ситуацию в положительную сторону. В соответствии с Федеральным законом, внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления, содержащий обоснование восстановления платежеспособности. Собрание кредиторов имеет исключительное право рассмотреть вопрос об изменении и утверждении плана внешнего управления.

Однако  в настоящее время указанная  процедура практически не применяется, в связи с этим целесообразно предусмотреть ряд мер, направленных на повышение эффективности института банкротства.

Мера Элемент системы  банкротства, на который направлена мера
1. Стимулирование  руководителя должника своевременно обращаться в арбитражный суд с заявлением должника Руководитель  должника
2. Передача полномочий по представлению интересов государства  в деле о банкротстве независимому органу Исполнительная  власть
3. Расширение  полномочий арбитражного управляющего по восстановлению прав на имущество  должника Арбитражный управляющий
4. Совершенствование исполнительного производства с  целью предупреждения распродажи активов  должника, за счет которых можно  восстановить платежеспособность Служба судебных приставов
5. Совершенствование налогового законодательства с целью  предоставления отсрочек по уплате текущих  налогов в ходе процедуры финансового  оздоровления Налоговое законодательство
 

Меры, которые позволят решить целый ряд проблем, связанных с банкротством:

  1. Основным препятствием на пути восстановления платежеспособности должника в ходе проведения процедур банкротства является то, что на момент введения процедуры наблюдения финансовое положение должника находится в настолько запущенном состоянии, что провести финансовое оздоровление просто невозможно. Это происходит потому, что руководители должника несвоевременно выполняют обязанность по подаче заявления должника. В то же время, целесообразно проводить работу в направлении повышения осведомленности бизнес-сообщества об инструментах института банкротства, способных защитить интересы должника.
  2. Целесообразно передать полномочия по представлению интересов государства в деле о банкротстве независимому органу исполнительной власти. В связи с отсутствием специального органа, который занимался бы представлением интересов государства, Федеральная налоговая служба призвана изымать средства, т.е. распродавать имущество.
  3. Зачастую несостоятельность должника вызвана недобросовестностью его руководства, что выражается в укрытие ликвидных активов предприятия, передаче их третьим лицам, что вызывает нарушение прав других кредиторов. Следовательно, необходимо наделить арбитражного управляющего дополнительными полномочиями (например, право с санкции суда проводить обыск, право составлять протоколы административных нарушений и т.п.), сегодня он обладает необоснованно узким набором средств по восстановлению прав на имущество должника.
  4. Несогласованность процедур исполнительного производства и несостоятельности приводит к тому, что к моменту введения процедуры наблюдения наиболее ликвидные активы, которые могли бы быть использованы в хозяйственной деятельности должника для восстановления его платежеспособности, оказываются реализованными судебными приставами-исполнителями. В то же время, с точки зрения совокупных интересов кредиторов, такое положение дел не приводит к оптимальному удовлетворению их требований, так как существует риск необоснованных привилегий для отдельных из них.

    Нерациональное  осуществление исполнительного  производства несправедливо по отношению  к должнику, который лишается своих  основных фондов в тот момент, когда  они наиболее востребованы для выхода из кризиса.

  1. Проведение процедур финансового оздоровления невозможно без помощи государства, которая может быть выражена в предоставлении отсрочек по уплате текущих налоговых платежей в ходе проведения процедуры финансового оздоровления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод:

Разрушительные  для экономики последствия банкротства  предприятий остро проявились уже в момент возникновения и становления рыночных отношений. И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

Несостоятельность и разорение предприятий препятствуют нормальному развитию экономики, нарушают социально-политическую стабильность и создают напряженность в обществе, чреватую бунтами и иными формами насильственного неповиновения, лишают государство возможности полноценно выполнять свои функции.

Наличие в правовой системе государства  института банкротства имеет огромное значение, как для права, так и для экономики страны, поскольку его нормы направлены на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния юридических лиц, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных предприятий.

За последнее  десятилетие Государственная Дума РФ, учитывая важность для экономики  страны законодательной базы такого регулирования, трижды занималась разработкой  и принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Следует отметить, что целенаправленность действия нового Закона претерпела принципиальные изменения. Так, если Федеральный закон  от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» прежде всего, был направлен на защиту интересов кредиторов, то цель Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенно изменена. Реализация его положений позволяет решить более широкий и значимый круг задач по:

• оздоровлению экономики путем банкротства неэффективно работающих предприятий;

• защите интересов кредиторов, которые так и не получили от заемщика ожидаемых доходов на вложенный капитал в связи с его нерациональным использованием;

• защите интересов инвесторов;

• восстановлению финансовой устойчивости несостоятельных предприятий, оказавшихся не по своей вине в трудном финансовом положении, хотя многих из них можно отнести к потенциально перспективным хозяйствующим субъектам.

И так, нужен ли институт банкротства?

Институт банкротства необходим как системный элемент рыночной экономики, без которого она не будет работать.

Реформированию неплатежеспособных предприятий должна предшествовать реализация комплекса мер и подготовительных работ по их финансовому оздоровлению. В результате можно более точно судить, что необходимо предприятию – ликвидация или банкротство. Это и решит суд.

Конечная цель – заставить собственника, принимать меры, упреждающие банкротство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источники информации:

Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929-1«О несостоятельности (банкротстве)»;

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. 28.04.2009 г.) 

Антикризисное управление: учебник. – 2-е изд., доп. и прераб. / Под ред. проф. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2005.  

www.arbitr.ru 

www.consultant.ru 

www.bpi.ru

Информация о работе История возникновения и развития института банкротства в России и за рубежом