Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:16, реферат
Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма привносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров.
1.Введение
2.Особенности и предшественники русского символизма
3.Символизм русской живописи
4.Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
5.Заключение
Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. (франц. symbolisme, от греч. symbolon — знак, символ). Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма привносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному, стремление выражаться посредством аллегорий и символов. «Мысль изречённая — есть ложь» — стих русского поэта Фёдора Тютчева — предшественника русского символизма.
Русский
символизм поначалу имел в основном
те же предпосылки, что и символизм
западный: «кризис позитивного
Символизм русской живописи
В русской живописи символисты заявили
о себе с 1904 г., когда в Саратове состоялась
выставка под названием "Алая роза",
в которой участвовали В.Э. Борисов-Мусатов,
П.В. Кузнецов, М.А. Врубель, М.С. Сарьян,
Н.Н. Сапунов, С.Ю. Судейкин и другие. Многие
из них учились в мастерских Серова и Коровина.
В 1907 г. в Москве эти же художники (всего
16 человек) организовали выставку "Голубая
роза", давшую название творческому
объединению. В дальнейшем они участвовали
в выставках журнала "Золотое руно",
который издавался на средства Н.П. Рябушинского.
(На этих выставках экспонировались и
картины французских живописцев — Матисса,
Марке, Брака, Дерена, Ван Донгена, Вламинка
и др.) Из символистов к голуборозовцам
примкнул и К.С. Петров-Водкин, композиторы
Скрябин и Метнер. Общее движение символистов
составляли "Общество свободной эстетики",
журнал "Весы", литературно-художественный
кружок. Как теоретики движения выступали
поэты Мережковский, Брюсов, Блок, Белый,
Иванов.
Символизм русской живописи — это символизм
не первой и не второй волны, он вбирает
в себя достижения, опыт многих других
течений.
Если картины Врубеля явно сохраняли еще
образный строй романтизма (например,
произведений М.Ю. Лермонтова), то Борисов-Мусатов
тяготел к музыкальности прозрачных и
совершенно неопределенных еще импрессионистских
аккордов. Еще в 1895 г. он мечтал поступить
в мастерскую Пюви де Шаванна. На его картинах
"Гобелен" (1901 г.), "Водоем" (1902г.)
позы и жесты лишены какого-либо определенного
смысла. Во многом его живопись близка
картинам Мориса Де-ни, Пьера Боннара,
но Мусатов ближе к собственно символизму.
П. В. Кузнецов под влиянием Гогена нашел
свою живущую интуицией цивилизацию в
степях Киргизии Правда, образы поэтизированного,
тихо звенящего Востока стилизованы под
русскую икону — так же вытягиваются,
удлиняются силуэты.
В яркую солнечную сказку превращается
Восток на картинах М.С. Сарьяна. Эмоциональное
напряжение контрастных тонов приближает
его к экспрессионизму ("Зной Бегущая
собака"). В тоже время декоративность
его работ сближает его с фовизмом.
Сочетает многозначительность декорации
с ее изяществом и мно-гоцветием на своих
картинах Н. Сапунов. Иногда он прямо осуществляет
"постановку" сцен из символической
поэзии: "Пляска смерти" (1907 г.), "Балаганчик"
(1909 г.).
Поражает не имеющая аналогов синкретичность
русского искусства этого времени. Так,
символисты в 1906 г объединяются для постановки
блоковского "Балаганчика" — постановщик
Мейерхольд, поэт М.А. Кузмин в качестве
композитора, Сапунов как декоратор. Но
если у других символистов интуитивизм
тяготеет к самоуглублению или музыкальности,
то Сапунов сближает его с примитивизмом.
Уже в переложении произведения Кузмина
"Голландка Лиза" (1910 г.) фигуры становятся
неуклюжими, грубоватыми.
Символичен неожиданный эффект грусти,
которая таится в забавных грубоватых
фигурках С.Ю. Судейкина: дама с лютней
оказывается на дереве, рядом с балеринами
танцует собака и т.п. Похожими эффектами
оперирует и Н.П. Крымов: смешные уменьшенные
домики и игрушечные деревья наполнены
страшноватой мощью.
Изначальное влияние иконописи, с которой
он начал свое творчество, чувствуется
в полотнах К. Петрова-Водкина. Фигуры
его картин, как и образы икон, пребывают
в вечности. Сложность угловатых оз на
картине "Мальчики" (1911 г.) заставляет
исследователей вспоминать о трагедии
Авеля и Каина. В наиболее популярном его
произведении "Купание красного коня"
(1912 г.) деревенская сценка приобретает
значение проникновения в иной мир. Зловещий
и кроткий глаз красного коня делает его
символом наивной мечты, которая ведет
к концу света.
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов
Создатель своеобразных элегий в живописи Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) родился 14 апреля 1870 года в Саратове в семье железнодорожного служащего. Когда мальчику исполнилось три года, произошло несчастье: он упал и повредил позвоночник. Увечье, полученное в детстве, в известной мере сказалось на характере будущего художника - у него рано проявилась склонность к одиночеству, замкнутости, мечтательности.
В 1884 году
Борисов-Мусатов поступает в
В августе 1890 года молодой художник уезжает в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Занятия там его не удовлетворяют, через год Борисов-Мусатов переезжает в Петербург и в качестве вольнослушателя начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую известного педагога П. П. Чистякова.
Весной 1893 года после операции художник из-за климата покидает Петербург и возвращается в Москву, в Училище.
Лето Борисов-Мусатов обычно проводил в Саратове, где много работал над этюдами, в основном - пейзажными. Его успехи в работе на пленере отразились в картине "Майские цветы" (1894, ГРМ). В этом солнечном пейзаже ощущаются непосредственность, свежесть восприятия жизни, что характерно для работ Борисова-Мусатова той поры.
Осенью 1895 года Борисов-Мусатов уезжает в Париж. Чтобы совершенствовать художественное образование, он поступает в мастерскую исторического живописца и педагога Фернана Кормона, много занимается рисунком, посещает Лувр, где восхищается Боттичелли. Среди "французов ему больше других близок Пюви де Шаванн.
Возвратившись
через три года в Россию, он снова
поселяется в Саратове. С этого
времени в произведениях
Борисов-Мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно богатую крупными творческими индивидуальностями. Однако рядом с Врубелем, Нестеровым, Серовым, Левитаном он находит в искусстве неповторимый самобытный путь.
Началом творческого пути художника явился "Автопортрет с сестрой" (1898, ГРМ), не имеющий аналогий в русском портретном искусстве. Необычно композиционное построение картины - центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Это вносит как бы элемент случайности, напоминая картины импрессионистов. Живописно вещь решена по-новому. В ней обобщены цвет и форма. Особенно в пейзаже дальнего плана, имеющем сходство с декорацией. В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном, гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова. В его произведениях нет исторической конкретности, "это просто красивая эпоха", как говорил сам художник.
Вслед за автопортретом создается цикл лирических картин: "Осенний мотив" (1899, Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева), "Мотив без слов" (1900, ГТГ), "Гармония" (1900, Москва, собрание А. В. Гордона). Борисов-Мусатов передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви. Содержание этих работ в какой-то степени навеяно летними поездками в имение Слепцовку, где он гостил у своего крестного - управляющего поместьем и где впервые глубоко почувствовал обаяние старины. Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника: "Весна" (1898 - 1901, ГРМ), "Гобелен" (1901, ГТГ), "Водоем" (1902, ГТГ), "Изумрудное ожерелье" (1903-1904, .ГТГ) и другие.
Началом нового творческого этапа явилась картина "Весна", давно задуманная, но завершенная только в 1901 году. В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия. Проникновенный образ создается музыкальностью линии, мягким и звучным цветом. Здесь все тонко сгармонировано: белоснежное цветение вишен, дымки одуванчиков, вплетающихся прозрачными аккордами в спокойную мелодию весенней зелени, розовое мерцание неба и легкая фигура девушки в нежно-сиреневом платье и красной шали.
Летом
1901 года Борисов-Мусатов посещает Зубриловку
- поместье князей Прозоровских-Голицыных.
С этого времени пейзажи
Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. И пейзаж, и фигуры написаны очень обобщенно, плоскостно, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, краски мягкие, приглушенные - все это создает некоторое ощущение призрачности, красивого миража. В то же время декоративность, тонкость отношений вызывают ассоциации с благородными красками старинного гобелена. На выставке Московского товарищества художников, в которое Борисов-Мусатов вступил в 1899 году, картина имела успех, что во многом изменило отношение к работам Мусатова, не сразу понятым и оцененным современниками.
Вершиной творчества мастера явилась картина "Водоем" (1902, ГТГ), в ней поэтические грезы выражены в совершенной, законченной форме. Картина создавалась в счастливую пору жизни художника: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак. Летом Борисов-Мусатов с сестрой Леной и невестой В. Е. Александровой живет в Зубриловке, пишет этюды и эскизы к картине, обе девушки позируют художнику. В картине "Водоем" все уравновешено, подчинено четкому и сложному музыкальному ритму линий и формы. Строгому ритму подчиняется и цвет, построенный на повторении синих, нежно-сиреневых и зеленых сочетаний. Картина монументальна и в то же время лирична, глубоко интимные движения души художника выражены в как бы остановленном прекрасном мгновении, зачарованном, волшебном мире красоты.
В 1903-1904
годах Борисов-Мусатов пишет
Весной 1903 года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск, поближе к Москве и Петербургу. В начале 1903 года Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников, организованный в Москве после выхода группы художников из общества "Мир искусства". В это время его работы получают известность не только в России, но и за границей, успешно экспонируются в городах Германии и Франции. Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904-1905 годах он выполняет эскизы к декоративным росписям. Первая группа эскизов была сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги, и оказалась неудачной, но второй цикл - заказ для частного дома - представляет большой интерес. Четыре эскиза - "Весенняя сказка", "Летняя мелодия", "Осенний вечер" и "Сон божества" (ГТГ) - объединены общим названием "Времена года". Содержание передано в аллегорической форме. По эмоциональности эскизы созвучны ранее созданным работам Борисова-Мусатова. Росписи, однако, небыли осуществлены. Весной 1905 года художник с женой и дочерью уезжает в Тарусу, там проходят последние месяцы его жизни и творчества. В Тарусе художник создает свои лучшие пейзажи: "На балконе. Таруса" (1905, ГТГ), "Куст орешника" (1905, ГТГ), "Осенняя песнь" (1905, ГТГ); написаны они нежными тающими красками и с большой силой обобщения. В них звучит мелодия угасания осенней природы, близкая душевному состоянию художника.