Понятие юридического факта

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

• Целью дипломной работы является раскрытие понятия юридических фактов, определение места отдельных юридических фактов в их классификации, а также изучение проблем отдельных юридических фактов (сделок и судебных актов) и предложения вариантов их решения.

Содержание

• Введение
o Глава 1. Юридические факты в гражданском праве
o 1.1. Понятие юридических фактов
o 1.2. Классификация юридических фактов
o 1.3. Юридические составы
o Глава 2. Характеристика основных гражданско-правовых юридических фактов
o 2.1. Сделка, как юридический факт
o 2.2. Судебный акт как юридический факт
o Глава 3. Юридические презумпции и фикции
o 3.1. Понятие и виды юридических презумпций
o 3.2. Юридические фикции
• Заключение
• Список использованной литературы
• Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 129.79 Кб (Скачать)

В отличие от юридических  фактов юридико-фактические условия  создают возможность возникновения  правоотношений, образуют правовую среду, в которой могут возникать  и развиваться разнообразные  правовые связи, конкретизация юридических  фактов.

В механизме правового  регулирования функции юридических  фактов тесно переплетаются с  функциями актов индивидуального  регулирования. В механизме правового  регулирования индивидуальные правовые акты, как правило, выступают элементами фактических составов.

Появление индивидуального  акта - необходимое условие для  завершения фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и многих иных правовых отношений. Вместе с тем, индивидуальный акт - не рядовой элемент фактического состава. Он как бы «аккумулирует» юридическое  содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в  большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его  завершающего элемента. Включение индивидуального  акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства  за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений.

Но взаимоотношение  юридических фактов и актов индивидуального  регулирования имеет и другую сторону. В юридической практике их нередко рассматривают как  различные и даже противоположные  части фактического состава. Задачу юридических фактов видят в том, чтобы ограничить акт индивидуального  регулирования, выступить по отношению  к нему в качестве своеобразного  «противовеса». Например, гражданам  Российской Федерации, признанным в  установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. может быть предоставлена безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Предшествующие юридические  факты («признание в установленном  порядке нуждающимся в улучшении  жилищных условий») не только создают  предпосылку для принятия решения  о выдаче субсидии, но и устанавливают  для него известные рамки. В некоторых ситуациях стороны вынуждены «дожидаться» всех необходимых юридических фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения. В данном случае, по нашему мнению, можно говорить еще об одной дополнительной функции юридических фактов: с их помощью ограничиваются пределы свободного усмотрения при издании индивидуальных правовых актов.

Данная сторона  функционирования юридических фактов иногда преувеличивается - они рассматриваются  исключительно как средство ограничения  полномочий государственных органов  и должностных лиц. Думается, это - односторонний подход. Юридические  факты призваны не только «формализовать»  деятельность государственных органов  и должностных лиц, но и сигнализировать  о возникновении социально-юридических  ситуаций, обеспечивать своевременность  и точность правовой реакции.

Индивидуальное  регулирование приводит к тому, что  в процесс правового регулирования  «подключаются» фактические обстоятельства, которые не определены с достаточной  отчетливостью в нормах права. Эту  группу фактических обстоятельств  можно назвать индивидуально-определяемыми  или относительно-определенными  фактами.

Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения  прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается  в том, что они требуют не только установления, как любые юридические  факты, но еще и конкретизации  со стороны правоприменительного органа.

 

3. Дефектность юридических  фактов

В процессе установления юридических фактов нередко обнаруживается, что они имеют различного рода недостатки, дефекты. В одних случаях  эти дефекты связаны с содержанием  юридического факта (отсутствие необходимого стажа и т.п.), в других - с внешней  формой его выражения и закрепления (например, дефект в документе, удостоверяющем стаж).

Уже в римском  праве можно найти немало суждений по поводу дефектов воли и волеизъявлений при заключении сделок. Одновременно римское право требовало строжайшего  соблюдения установленного порядка  при совершении юридических действий.

Различают абсолютную и относительную дефектность  юридического факта. Абсолютная означает, что социальное обстоятельство вообще теряет юридическое значение, не может  использоваться как юридический  факт. Относительная -- это дефектность  только данного правоотношения. Она  не исключает юридической роли факта  в других правоотношениях. Так, непризнание  стажа, дающего право на назначение пенсии на льготных условиях, не исключает  использования этого юридического факта для назначения пенсии в  общем порядке.

Необходимо разграничивать дефектность самого юридического факта  и дефектность доказательств  о нем. Суд или другой правоприменительный  орган вправе отвергнуть доказательство, если оно отягощено теми или иными  дефектами и вызывает сомнения в  истинности. Заключение эксперта, например, не может быть принято как доказательство, если оно неполно и противоречиво, не содержит глубокого анализа объективных  данных. Однако дефектность одного из доказательств не исключает, как  правило, представления иных доказательств, не свидетельствует о дефектности  самого социального обстоятельства (юридического факта), доказываемого  в правоприменительном процессе.

Дефектность юридического факта не следует смешивать также  с его неправильной юридической  оценкой (квалификацией). Если первое - недостаток самого юридического факта, то второе - дефект правоприменительного процесса.

Дефектность юридического факта имеет в своей основе дефектность социально-юридической  ситуации. Дефектной следует считать  такую ситуацию, в которой отсутствуют  некоторые, необходимые признаки либо наличествуют иные, не предусмотренные  законодательством.

Дефекты в юридических  фактах и составах можно классифицировать по нескольким основаниям.

В зависимости от их юридического значения выделяются следующие разновидности:

* несостоятельность.  Этот тип дефектности выражается  в том, что фактическая предпосылка  не состоялась, ее нет. Социальные  факты лишь имитируют некоторые  юридически значимые обстоятельства, не будучи таковыми по существу. Примером несостоятельного факта  служит заключение брака в  церкви или с лицом, не способным  понимать своих действий; Юридически  несостоятельный факт не может  вызвать правовых последствий  (если он одновременно не является  правонарушением);

* недействительность. Этот тип дефектности заключается  в том, что фактическая предпосылка  возникает с существенными нарушениями,  при которых невозможно наступление  правовых последствий. Например, недействительным служит фиктивный  брак. Несостоятельность и недействительность  факта близки по юридическому  значению, но не тождественны. Для  наступления их правовых последствий  предусматривается неодинаковый  процедурно-процессуальный порядок.  Законодательство допускает в  известных ситуациях возможность  исправления недействительных фактических  предпосылок и придания им  юридической силы. Так, брак не  может быть признан фиктивным,  если лица, зарегистрировавшие фиктивный  брак, до рассмотрения дела судом  фактически создали семью. Что  касается несостоявшихся юридических  фактов и составов, то они ни  при каких условиях не могут  быть признаны действительными;

* частичная дефектность.  Данный тип дефектности означает, что в фактической предпосылке  можно разграничить «здоровую»  и дефектную части. Правовое  значение таких предпосылок различно: они могут повлечь возникновение  дополнительных прав и обязанностей, связанных с устранением нарушения,  наступление правовых последствий  в «усеченном» объеме, наконец,  после устранения нарушения - полное наступление правовых  последствий;

* Малозначительное  нарушение. Этот тип дефектности  связан, как правило, с процедурой  установления юридических фактов, их документальным оформлением.

Классификация дефектов в юридических фактах и составах может быть проведена, по признаку их исправимости:

* исправимые - нарушения,  которые можно исправить, восстановив  полноценность фактического обстоятельства. Исправление нарушений может  быть достигнуто путем совершения  действий, которые не были ранее  совершены, совершением повторных  действий, аналогичных уже совершенным  и другими способами. Исправимым  дефектом фактического состава  является, например, пропуск срока;

* частично исправимые - такие нарушения, которые можно  исправить лишь в некотором  объеме. Частично исправимыми могут  быть административный акт, гражданско-правовая  сделка, трудовой договор и др.

Каким образом реагирует  законодательство на дефектность юридических  фактов и составов?

Один из видов  юридической реакции может быть условно назван стабилизацией правовых последствий. Существо ее заключается  в том, что в определенных ситуациях  законодательство сохраняет (стабилизирует) правовые последствия, возникшие из дефектных юридических фактов или  составов.

Другой вид реакции  на нарушение в фактической предпосылке - отсрочка в наступлении правовых последствий. Он широко применяется, когда  то или иное юридически значимое нарушение, обнаруживается на стадии формирования правоотношения, до наступления правовых последствий.

Разновидностью  юридической реакции на дефектность  фактической предпосылки выступает  санкция недействительности. Существо этого типа реакции заключается  в аннулировании юридического значения фактической предпосылки, невозникновении  правовых последствий. Различаются  простой и сложный варианты санкции  недействительности. Если первый ограничивается простым ненаступлением правовых последствий, то во втором случае дефектный юридический факт подлежит отмене.

Дефектные юридические  факты и составы - негативное явление  в правовой системе. Возникновение  юридического факта с тем или  иным нарушением затрудняет нормальный процесс правового регулирования, защиту законных прав граждан и организаций.

 

Заключение

В заключение я  хотел бы сделать некоторые выводы по курсовой работе.

Рассмотренные факты  называются юридическими, поскольку  предусмотрены в нормах права: прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т.е. лица - адресаты нормы - приобретают  права и обязанности, названные  в ее диспозиции.

С точки зрения своего социального содержания, юридический  факт должен прежде всего адекватно  отражать социальную ситуацию. По отношению  к социальной ситуации юридические  факты выполняют двоякую роль: во-первых, идентификационную, поскольку  они призваны точно обозначить социальную ситуацию, обеспечить ее фиксацию в  правовом регулировании. В этом качестве юридические факты выступают  в роли «индексов», свидетельствующих  о наличии социально-юридической  ситуации. Во-вторых, разграничительную, состоящую в том, что юридические  факты очерчивают рамки ситуации, позволяют ограничить ее от сходных  случаев.

Главная задача, выполняемая  юридическими фактами в правовом регулировании - обеспечение возникновения, изменения, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

В целом юридические  факты играют важную и активную роль в общей правовой системе, являясь  своего рода ее рецепторами, соединяющими нормы права с реальными жизненными отношениями. С помощью хорошо продуманной  шкалы юридических фактов, можно  существенным образом влиять на динамику развития социальных процессов и  направлять их в нужное русло.

 

Список использованной литературы

1. Теория государства  и права. Учебник для вузов.  Под редакцией В.М. Корельского,  В.Д. Перевалова. М. 1997.

2. Теория государства  и права. Академический курс  в 2-х томах. Том 2. Под ред.  проф. М.Н.Марченко. Зерцало. М. 1998.

3. Теория права.  Р.З. Лившиц. Инфра-М. М. 1999.

4. Теория государства  и права. Учебник для вузов.  Под редакцией В.М. Корельского,  В.Д. Перевалова. М. 2000.

5. Исаков В.Б.  Юридические факты в советском  праве. М. 1984.

6. Венгеров А.Б.  Теория государства и права:  Учебник для юридических вузов.  М., 1999.

7. Общая теория  права и государства / Под ред.  В.В. Лазарева. М., 1996

8. Общая теория  права: Учебник для юридических  вузов / Под ред. А.С. Пиголкина.  М., 1997.

9. Теория права  и государства. Учебник. Под  ред. проф. Г.Н. Манова. Изд. Бек.  М. 1995.

10.Спиридонов Л.И.  Теория государства и права.  Зерцало. М. 1999.


Информация о работе Понятие юридического факта