Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие коммерческой тайны и способы ее защиты.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие коммерческой тайны;
охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну,
рассмотреть правовое регулирование коммерческой тайны;
рассмотреть охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений;
рассмотреть ответственность за нарушение режима коммерческой тайны.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Коммерческая тайна…………………………………………...6
1.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…………..…..…6
1.2. Сущность, значение информации в коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………………..........10
Глава 2. Способы обеспечения коммерческой тайны………......….17
2.1. Общие положения………………………………………………....…17
2.2. Способы защиты от разглашения коммерческой тайны………......21
2.3. Способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны………………………………………………………………………….......25
2.4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны……………………………………………………………………….……..28
Заключение……………………………………………………………….32
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ АННА.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     -Министерство образования и науки Российской Федерации 

     САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

     УПРАВЛЕНИЯ  И ЭКОНОМИКИ 

     ЯКУТСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ 

     Кафедра менеджмента

     Специальность:032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления» 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     Дисциплина: Гражданское право 

     Тема: «Коммерческая тайна» 
 
 
 

     Выполнил: Ядрихинская А. Р.

     Студент группы ДОУ-09 сп з\о

     Проверил: Мейстельман А. Я.  
 
 
 
 
 

Якутск 2011

оглавление 

     Введение……………………………………………………………………3

     Глава 1. Коммерческая тайна…………………………………………...6

         1.1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны…………..…..…6

         1.2. Сущность, значение информации в коммерческой деятельности          предприятия……………………………………………………………..........10

     Глава 2. Способы обеспечения коммерческой тайны………......….17

     2.1. Общие положения………………………………………………....…17

     2.2. Способы защиты от разглашения коммерческой тайны………......21

          2.3. Способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны………………………………………………………………………….......25

     2.4. Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны……………………………………………………………………….……..28

     Заключение……………………………………………………………….32

     Список использованных источников……………..…………….…….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность.

         Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

           В связи с развитием рыночных  отношений предпринимательскую               деятельность в нашей стране  приходится осуществлять в условиях  изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, и, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь.

     Актуальность  работы основывается на том факте, что  правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации, имеющей важное значение для успешного развития бизнеса. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование ни отдельного предпринимателя, ни общества и государства в целом. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке. Естественно, лицо, обладающее такого рода информацией, стремится сохранить эту информацию за собой, предотвратить ее получение третьими липами, поскольку во многих случаях такое получение может иметь просто катастрофические последствия для бизнеса.

     В современных условиях жесткой конкурентной борьбы защита различного рода информации необходима для успешного развития предпринимательства и становления подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Обеспечение защищённости отечественной научно-технической продукции способствует поддержанию национальной, в том числе экономической и технологической безопасности России. Надёжная охрана результатов интеллектуальной деятельности - наиболее эффективное средство борьбы против промышленного шпионажа, она способствует защите прав авторов и владельцев научно-технических результатов.

     Многие  вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Но не все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, регулируются законом.

     В рыночно-конкурентных условиях возникает  масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

     Совокупность  сведений, циркулирующих в предпринимательской  деятельности можно условно сгруппировать  по направлениям:

    • предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель)
    • правовая информационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур)
    • специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).

     Объект  исследования курсовой работы являются гражданско-правовые отношения в  области защиты коммерческой информации.

     Предмет исследования курсовой работы - коммерческая тайна в коммерческой деятельности предприятия

     Цель  курсовой работы - рассмотреть понятие  коммерческой тайны и способы  ее защиты.

     Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:

  • рассмотреть понятие коммерческой тайны;
  • охарактеризовать сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну,
  • рассмотреть правовое регулирование коммерческой тайны;
  • рассмотреть охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений;
  • рассмотреть ответственность за нарушение режима коммерческой тайны.

         В работе использованы труды  таких авторов как С.Я. Казанцев, О.Э. Згадзай, Р.М. Оболенский, И.А. Зенин и мн.др.

         Структурно курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения  и списка использованных источников.  
 
 

     Глава 1. Коммерческая тайна

      1. Понятие и правовая природа коммерческой тайны
 

     Коммерческая тайна – это научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная, иная используемая в предпринимательской деятельности информация, которая обладает действительной, потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам и к которой нет свободного доступа на законном основании. По отношению к такой информации обладатель принимает адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны. Коммерческая тайна – конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.1

     Таким образом можно выделить три признака относимости информации к коммерческой тайне:

      1. информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
      2. отсутствует свободный доступ к информации;
      3. обладатель информации принимает меры к охране ее конфеденциальности.

           Первый признак означает, что  к коммерческой тайне не могут  быть отнесены сведения, которые  заведомо не могут обладать  коммерческой ценностью для организации. Например, не может быть коммерческой тайной информация о планировке офиса фирмы и т.п.

           Информация теряет свой статус  коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной,  т.е. отсутствует второй признак  коммерческой тайны. Речь идет  о случаях, когда сам владелец  информации опубликовал ее в  СМИ и тем самым сделал ее известной широкому кругу лиц.

         Информация не будет признана  коммерческой тайной также в  тех случаях, когда ее владелец, хотя и не разгласил информацию  сам, но не принял мер по  ее охране от доступа третьих  лиц, т.е. доступ к ней был  открыт для каждого.2

         При определении ценности коммерческой информации необходимо руководствоваться такими ее свойствами, как полезность, своевременность и достоверность.

        Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата. В свою очередь полезность информации зависит от своевременного ее получения и доведения до исполнителя. Из-за несвоевременного поступления важных по своему содержанию сведений часто упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку.

    Критерии  полезности и своевременности тесно  взаимосвязаны и взаимозависимы с критерием достоверности информации. Поэтом, как правило, сведения, представляющие коммерческий интерес, а также источник их поступления должны подвергаться перепроверке.

    Собственник коммерческой информации на основании  совокупности перечисленных критериев  определяет ее ценность для своей  хозяйственной деятельности и принимает  соответствующее оперативное решение.

        Важное значение в условиях многообразия форм собственности имеет вопрос об определении принадлежности информации на правах интеллектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге – о наличии у него прав на ее защиту. Например, право на секрет производства (ноу-хау) Ст. 1465 Гражданского Кодекса РФ.

          Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, Гражданском Кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О коммерческой тайне»,  Федерального Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

      Правовое регулирование отношений,  связанных с организацией и  деятельностью средств массовой  информации, осуществляется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о средствах массовой  информации.3 

     Важнейшим признаком коммерческой тайны является установление в отношении ее особого режима коммерческой тайны.

     Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические  и иные, принимаемые обладателем  информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности (п. 3 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»).

Информация о работе Коммерческая тайна