Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:33, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни России привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов. Не все субъекты остаются довольны ходом избирательных компаний и итогами выборов что приводит к столкновению интересов и, как правило, к судебному разбирательству.
Введение
Глава 1. Защита избирательных прав граждан.
1.1.Понятие и значение избирательных прав граждан.
1.2.Основные способы защиты избирательных прав граждан.
Глава 2. Судебная зашита избирательных прав граждан.
2.1. Понятие и сущность судебной защиты избирательных прав граждан.
2.2.Избирательные споры: понятие, политическая значимость, виды.
2.3. Судебный порядок разрешения избирательных споров.
Заключение.
Список использованной литературы.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
юридического
факультета
По
дисциплине: Гражданское
процессуальное право
На
тему: Судебная защита
избирательных прав
граждан.
« » 2011
г.
« »
Москва
2011
Содержание:
Введение
Глава 1. Защита избирательных прав граждан.
1.1.Понятие и значение избирательных прав граждан.
1.2.Основные
способы защиты избирательных прав граждан.
Глава 2. Судебная зашита избирательных прав граждан.
2.1. Понятие и сущность судебной защиты избирательных прав граждан.
2.2.Избирательные споры: понятие, политическая значимость, виды.
2.3. Судебный порядок разрешения избирательных споров.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение
Центральное место в системе политических прав граждан занимает их конституционное право участвовать в управлении государственными и общественными делами. Оно гарантируется, в частности, возможностью избирать и быть избранным в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, закрепленной в ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Наличие у граждан возможности быть избранными и избирать говорит о безусловном демократизме и цивилизованности государства. Практически все современные страны используют выборы при устройстве власти как непосредственное проявление народовластия.
Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил).
В настоящее время наличие многопартийной политической системы общества обусловило широкое использование выборов как способа формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на всех уровнях. При современном демократическом режиме возросла роль и референдумов как непосредственной формы народовластия, осуществляемой путем прямого голосования граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения.
Актуальность темы данной курсовой обусловлена тем, что глубокие изменения во всех сферах общественной жизни России привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов. Не все субъекты остаются довольны ходом избирательных компаний и итогами выборов что приводит к столкновению интересов и, как правило, к судебному разбирательству.
Судебные дела по жалобам на нарушение
избирательных прав, права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации
имеют особое значение, поскольку затрагивают
конституционные политические права.
Своевременное и правильное разрешение
таких дел является задачей гражданского
судопроизводства.
Глава
1. Защита избирательных
прав граждан.
1.1.
Понятие и значение
избирательных прав
граждан.
Термин «избирательное право» встречается в научной литературе достаточно часто, однако до сих пор нет единого, четко выработанного понятия "избирательное право». Понятие "избирательное право" нередко рассматривается в "широком" и "узком" смысле. В "широком" смысле - это система норм, регулирующих отношения, связанные с выборами и отзывом депутатов и выборных должностных лиц; комплексный правовой институт (подотрасль конституционного права) либо совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс. В "узком" смысле под избирательным правом понимают конституционное право гражданина избирать и быть избранным в выборные органы государственной и муниципальной власти либо совокупность норм, закрепляющих эти права и регулирующих порядок их осуществления и защиты.
Согласно же терминологической норме Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права определяются как «конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации»1. В соответствии с пунктами 26 и 27 данного закона избирательное право может быть активным и пассивным, т.е. активное избирательное право – это право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а пассивное избирательное право – это право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Нарушение избирательных прав действиями
(бездействием) различных управомоченных
избирательных органов и их должностных
лиц являются основанием возникновения
спора из избирательных правоотношений
и необходимостью их судебной защиты.
1.2.
Основные способы защиты
избирательных прав
граждан.
Нарушения избирательных прав граждан по выбору заявителя могут быть обжалованы в суд либо в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд (п. 8 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), то есть заявитель вправе самостоятельно определять, какой механизм защиты избирательных прав ему целесообразно использовать. Вместе с тем следует иметь в виду, что судебный порядок решения избирательных споров имеет приоритетный характер по сравнению с рассмотрением этих споров избирательными комиссиями. Этим и объясняется то обстоятельство, что рассмотрение всех наиболее серьезных избирательных споров переносится из избирательных комиссий в суды.
Приоритетность судебной процедуры, в частности, проявляется в следующем. Решение, принятое по жалобе вышестоящей избирательной комиссией, может быть обжаловано в суд. Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию, эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. Суд извещает комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.
Помимо защиты избирательных прав в суде
и путем подачи жалоб в избирательные
комиссии граждане могут обращаться с
жалобами и заявлениями в органы внутренних
дел и прокуратуру.
Глава
2. Судебная защита избирательных
прав граждан.
2.1. Понятие и сущность судебной защиты избирательных прав граждан.
При рассмотрении вопроса о сущности судебной защиты избирательных прав необходимо обратиться к пониманию данного термина. В юридической науке существует множество точек зрения на определение данного понятия.
Так, если рассматривать
Однако характеристику понятия судебной защиты невозможно представить без необходимых компонентов - правомочий судебной власти в правозащитной сфере: предотвращение нарушений прав и свобод, устранение препятствий их реализации, восстановление нарушенного права, а также процессуальные средства достижения поставленной цели.
Таким образом, М. С. Матейкович предлагает определить судебную защиту прав и свобод человека и гражданина как гарантированный каждому индивиду конституционный механизм охраны его прав и свобод, который выражается в деятельности органов судебной власти по предотвращению нарушений прав и свобод, устранению препятствий их реализации либо их восстановлению нарушенного права по средством установленных законом форм судопроизводства4.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Применительно к избирательным правам это положение Конституции Российской Федерации развито и конкретизировано в статье 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В этих трех законах и определяется судебная процедура разрешения избирательных споров.
Согласно Закону Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин может обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (решениями) органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц нарушены его права и свободы. Согласно п.1 ст.75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в суд могут быть обжалованы решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также избирательных комиссий и их должностных лиц. При этом 15 ноября 1995 г. в указанный Закон Российской Федерации были внесены изменения и дополнения, предусматривающие судебную ответственность не только должностных лиц, но и всех других государственных и муниципальных служащих, если они нарушают или не защищают права граждан. Должностные лица и государственные служащие обязаны документально подтвердить законность действий и решений, обжалуемых в суд. Согласно данному закону гражданин также вправе обжаловать информацию, которая способствовала совершению незаконных действий. При этом гражданин должен доказать лишь сам факт нарушения его прав и свобод.
Право обратиться в суд с жалобами на нарушения избирательных прав граждан имеют избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. В Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оговаривается также особый порядок обращения в суд с жалобой на наиболее серьезные нарушения избирательных прав граждан: в случае, если нарушения касаются значительного числа граждан или в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть заявление по существу5.
Информация о работе Судебная защита избирательных прав граждан