Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 18:24, реферат
Современный этап социально-экономического развития страны, характеризующийся одновременным проведением ряда фундаментальных реформ — административной, бюджетной, социальной, - выдвигает требование существенно повысить эффективность деятельности федеральных органов управления, их территориальных органов и подведомственных организаций. Особое место в данном процессе занимает совершенствование деятельности органов Службы занятости населения1, которые, как известно, способствуют обеспечению необходимого баланса между спросом и предложением на общероссийском и региональных рынках труда и поэтому в определенной мере предопределяют эффективность реформирования других сфер.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ 14 ЗАНЯТОСТИ
1.1 Развитие Службы занятости населения и повышение эффективности
14 ее работы
1.1.1 Служба занятости: этапы формирования, современная организационная структура и ключевые направления 14 деятельности
1.1.2 Основные проблемы управления занятостью в Российской Федерации в контексте оценки его эффективности
1.2 Эффективность деятельности органов Службы занятости: ведомственный аспект
1.3 Анализ методик и показателей для оценки эффективности работы органов Службы занятости, предлагаемых экспертами
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ
~ 64
ЗАНЯТОСТИ: НОВЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
2.1 Сбалансированная система показателей и ее применение для оценки
64
эффективности организации — аналитические возможности
2.2 Методология сбалансированной системы показателей в оценке
72 эффективности работы Службы занятости
2.3 Организационный механизм оценки эффективности и система оценочных показателей
2.4 Основные этапы и технология оценивания эффективности работы органов Службы занятости
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ 110 ЗАНЯТОСТИ
3.1 Анализ результатов апробации методики по субъектам РФ ПО
3.2 Предложения по внедрению методики в деятельность Роструда 122 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 134
ПРИЛОЖЕНИЕ А Группы субъектов Российской Федерации по ситуации на рынке труда
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Источники исходных данных для расчета показателей оценки социально-экономической эффективности деятельности органов 150
Службы занятости населения
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты сравнительной оценки социально-экономической эффективности деятельности органов Службы занятости 157 населения
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Проект формы 1-ЭФ «Финансово-экономические
165 показатели деятельности органов Службы занятости населения»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ,
1.1 Развитие Службы
занятости населения и
14 ее работы
1.1.1 Служба занятости:
этапы формирования, современная организационная
структура и ключевые направления 14 деятельности
1.1.2 Основные проблемы
управления занятостью в
1.2 Эффективность
деятельности органов Службы
занятости: ведомственный аспект
1.3 Анализ методик
и показателей для оценки
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ
~ 64
ЗАНЯТОСТИ: НОВЫЙ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
2.1 Сбалансированная
система показателей и ее применение
для оценки
64
эффективности организации
— аналитические возможности
2.2 Методология сбалансированной
системы показателей в оценке
72 эффективности
работы Службы занятости
2.3 Организационный
механизм оценки эффективности
и система оценочных показателей
2.4 Основные этапы
и технология оценивания
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
СЛУЖБЫ 110 ЗАНЯТОСТИ
3.1 Анализ результатов
апробации методики по субъектам РФ ПО
3.2 Предложения по
внедрению методики в
ПРИЛОЖЕНИЕ А Группы
субъектов Российской Федерации
по ситуации на рынке труда
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Источники
исходных данных для расчета показателей
оценки социально-экономической эффективности
деятельности органов 150
Службы занятости
населения
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты
сравнительной оценки социально-экономической
эффективности деятельности органов
Службы занятости 157 населения
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Проект
формы 1-ЭФ «Финансово-экономические
165 показатели деятельности
органов Службы занятости
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современный этап социально-экономического
развития страны, характеризующийся одновременным
проведением ряда фундаментальных реформ
— административной, бюджетной, социальной,
- выдвигает требование существенно повысить
эффективность деятельности федеральных
органов управления, их территориальных
органов и подведомственных организаций.
Особое место в данном процессе занимает
совершенствование деятельности органов
Службы занятости населения1, которые,
как известно, способствуют обеспечению
необходимого баланса между спросом и
предложением на общероссийском и региональных
рынках труда и поэтому в определенной
мере предопределяют эффективность реформирования
других сфер.
Повышение эффективности
работы органов Службы занятости
должно быть направлено на: создание предпосылок
для устойчивых темпов экономического
роста, сокращение различий в социально-экономическом
развитии регионов Российской Федерации,
поддержание экономически целесообразного
и социально приемлемого уровня безработицы,
преодоление бедности и повышение уровня
жизни населения, повышение обоснованности
расходования бюджетных средств на содействие
занятости и др.
Возможности совершенствования
работы органов Службы занятости
в значительной мере зависят от наличия
и методической разработанности
подходов к оценке эффективности
их деятельности. Дело в том, что
Федеральная служба по труду и занятости
(Роструд) как федеральный орган, курирующий
деятельность органов Службы занятости,
регулярно проводит оценку эффективности
их работы. При этом основным критерием
эффективности служит степень выполнения
контрольных (или плановых) показателей
по отдельным направлениям работы (в т.ч.
по профессиональной подготовке и переподготовке,
профориентации, общественным работам,
временному трудоустройству несовершеннолетних
граждан и др.). Однако при проведении этой
оценки не в полной мере учитывается ряд
важных аспектов деятельности органов
Службы занятости, отражающих: финансовое
состояние; состояние персонала; качество
трудоустройства граждан, обратившихся
в Службу занятости в поисках работы (от
которого преимущественно зависит их
1 Далее также - ОСЗН.
удовлетворенность
предоставленными услугами); качество
вакансий, собираемых работниками центров
занятости населения по заявкам
работодателей и предлагаемых гражданам,
ищущим работу; общественно значимые
результаты, отражающие социальный, экономический
и бЕоджетный эффекты. Можно сказать, что
состав применяемых в настоящее время
показателей узкоаспектен и не сбалансирован.
Используемые для оценки эффективности
показатели недостаточно глубоко и равноценно
отражают ключевые стороны деятельности
органов Службы занятости. При этом, как
правило, применяются так называемые «опаздывающие»
показатели, т.е. показатели, характеризующие
прошлое состояние рассматриваемых процессов
деятельности (например, средняя длительность
безработицы на конец отчетного периода
и др.). Вместе с тем обычно не находят применения
«опережающие» показатели, другими словами,
показатели, по изменению значений которых
можно выдвигать обоснованные суждения
об имеющемся потенциале органов Службы
занятости для достижения успешных результатов
в будущем.
Все это не позволяет
выявить те органы Службы занятости,
где достигнуты действительно наилучшие
или наихудшие результаты, определить
причины этого, создать необходимые
предпосылки и стимулы для
совершенствования стратегии
Недостатки существующей
системы сравнительной оценки эффективности
деятельности органов Службы занятости
населения служат причинами возникновения
ряда проблем в управлении содействием
занятости, среди которых следует выделить:
1. Отсутствие зависимости
между показателями, характеризующими
ресурсную обеспеченность органов
Службы занятости и сложившуюся ситуацию
на соответствующих региональных рынках
труда;
2. Несоответствие
изменений региональных
3. Значительные диспропорции
между удельными бюджетными расходами
и
показателями результатов
деятельности;
4. Существенная вариация
значений показателей,
Проблема разработки
системы оценки эффективности неоднократно
обсуждалась на совещаниях и семинарах
в Министерстве труда и социального
развития Российской Федерации, Федеральной
службе по труду и занятости, Министерстве
экономического развития и торговли
Российской Федерации, Министерстве финансов
Российской Федерации и др. Например:
- Коллегия Минтруда
России, посвященная итогам работы
Министерства за 2003 год и его
основным направлениям
— научно-практическая
конференция «Актуальные проблемы прогнозирования
социально-трудовой сферы» (сентябрь 2002
года, Минтруд России);
— заседание «Круглого
стола» по теме «Внедрение Сбалансированной
системы показателей (ССП) в государственном
управлении - международный опыт и российская
специфика» (февраль 2004 года, Минэкономразвития
России);
- круглый стол
«Аудит эффективности: опыт, проблемы,
перспективы» (июнь 2003 года, Счетная
палата Российской Федерации).
Актуальность улучшения
системы оценки эффективности работы
Службы занятости также подтверждается
мнениями российских и зарубежных экспертов,
которые представлены в специальной литературе,
на страницах периодических изданий, в
Интернете, а также их выступлениями в
рамках международных семинаров и конференций.
Например:
— международный
семинар «Активные программы
содействия занятости населения: проблемы
реализации и повышения эффективности»2
в рамках проекта «Содействие
структурной перестройке
- ряд семинаров, проведенных
в рамках проекта «Федеральные и региональные
рынки труда», реализуемого в рамках программы
Европейского Союза «Тасис»3;
2 Активные программы
содействия занятости
3 Активная политика
на рынке труда в России. Европейский
подход / Под ред. И.А. Малаха- М.: ЭПИКОН,
2002.
- семинары и ксжференции
в рамках российско-шведского
проекта «Оценка эффективности
деятельности органов
Степень разработанности
проблемы
Общетеоретические
подходы, вскрывающие сущность проблем
занятости и безработицы, объясняющие
механизмы и закономерности функционирования
российского рынка труда, назначение
и функции Службы занятости, разработаны
в научных трудах таких отечественных
экономистов, как Е.Г. Антосенков, Б.Д. Бреев,
B.C. Буланов, Н.Т. Вишневская, НА. Волгин,
М.Х. Гарсиа-Исер, Н.А. Горелов, В.Е. Гимпельсон,
И.А. Денисова, Р.Г. Емцов, Р.И. Капелюшников,
Е.Д. Катульский, М.Г. Колосницына, Р.П. Колосова,
В.Г. Костаков, В.В. Куликов, Г.Г. Меликьян,
С.Г. Мисихина, Ю.Г. Одегов, Ф.Т. Прокопов,
Т.О. Разумова, СЮ. Рощин, Г.Г. Руденко, Г.Э.
Слезингер, Т.Я. Четвернина, Л.С. Чижова
и других.
Разработка проблем
управления и организационной
Менее исследованы
проблемы оценки эффективности деятельности
органов Службы занятости. Они представлены
в публикациях таких российских
ученых, как О.А. Колесникова, Т.М. Малева,
М.В. Москвина, В.Т. Перекрест, С.Н. Смирнов,
А.С Семенов, Д.С Чернейко и др.
В исследованиях этих специалистов нашли
отражение современные тенденции в теории
и практике управления Службой занятости,
в т.ч. и по таким аспектам, как оценка эффективности
программ содействия занятости и работы
центров занятости населения, кадровая
политика Службы занятости и др.
Однако к настоящему
времени пока нет достаточно развернутых
и аргументированных ответов
на следующие вопросы:
1. Как измерить
и комплексно оценить
7
2. Как выстроить систему
оценочных показателей, адекватно отражающих
ключевые аспекты деятельности и интересы
основных субъектов, заинтересованных
в результатах деятельности Службы занятости?