Особености радио как канала коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе были поставлены задачи:
Выявить особенности взаимосвязи радио с аудиторией.
Определить особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ.
Цель : выявить особенности радио ,как канала коммуникации.

Содержание

Глава 1. Радиовещание и аудитория 6
2.1. Особенности контакта 6
2.2. Восприятие радиоинформации 12
Глава 2. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ. ………………………………………………………………..…14
2.1. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ…………………………………………………………………….14
2.2 Функции радиовещания………………………………………………..18
Глава 3. Приложение............................................................................................24
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

особености радио как канала коммуникации.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Работа  радиожурналиста над материалом для эфира связана с учетом возможностей человеческой памяти. Запоминание  – способность сознания закреплять, удерживать в течение какого-то отрезка  времени фрагменты информации. Это своеобразный аккумулятор жизненного опыта человека. Однако следует учитывать, что он имеет определенную, отнюдь не беспредельную емкость – физиология и здесь ставит свои границы в виде некоторых предохранителей от перегрузки.6

     Существует  несколько видов памяти: оперативная – сохраняющая некую сумму фактов, единиц информации в пределах лишь одного коммуникационного акта (например, чтобы понять смысл единичного сообщения в информационном радиовыпуске); кратковременная – фиксирующая информацию на время, пока она актуальна для данной жизненной ситуации; долговременная – входящая в базовую сферу сознания личности, где закреплены убеждения, установки отношения к действительности, критерии жизненных ценностей, стереотипы и т.д. Хотя коммуникационный эффект журналистская практика связывает с закреплением материала именно в долговременной памяти, понятно, что из всего огромного массива поступающей каждый день информации в ней оседает лишь ее незначительная часть. Этот вид памяти загружается методом постепенного, длительного накопления. В повседневной же работе радиожурналисту приходится ориентироваться на оперативную память. Этот фактор, это умение – один из критериев профессионализма в установлении надежного контакта с аудиторией.

     Темп  подачи информации в зависимости от ее сложности, приемы разъяснения и повторов, используемая лексика, звуковое качество материала – все эти параметры передачи должны обеспечить ее удобослушаемость, т.е. соответствовать психофизическим возможностям аудитории. Журналистская практика7 показала, что человек плохо воспринимает такие трудно уловимые на слух детали, как цифры, имена, названия, термины, если они не используются предельно экономно и не разъясняются. Так, услышанное в новостях сенсационное заявление какого-нибудь видного деятеля будет сведено к нулю, если вниманием не зафиксировано, кто именно это заявление сделал. Во избежание этого при компоновке новости на радио применяют прием предварительной активизации интереса слушателя: сначала излагается ключевой момент заявления, потом следует имя его автора, а затем развитие темы с повторным упоминанием имени, если сообщение носит пространный характер.

 

     

1.2. Восприятие радиоинформации

 

     Современный человек существует в мире звуков окружающего его мира. Электронные  массовые коммуникации пробуждают у человека ранее неизвестные ему представления и ассоциации и пробуждают новые эмоциональные переживания. Радиовещанию в этом процессе принадлежит одна из главных ролей.

     Ориентированность радио исключительно на слуховое восприятие – это первая и главная особенность радиовещания. В этом его слабые и сильные стороны. Преимуществом акустичности радио являются: сравнительная легкость восприятия устного текста8.

     Следующим по важности отличием радио от других средств массовой информации и коммуникации является синхронность9. «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь», - эту пословицу более всего следует отнести к радиовещанию. Очевидно, что газету можно перечитать несколько раз, а радио часто приходится бежать на перегонки со временем, поскольку любое слово, сказанное радиожурналистом в прямом эфире, сразу же становится свершившимся фактом, законченным высказыванием. Это дает преимущество в оперативности, но вместе с тем, налагает на журналиста дополнительную ответственность за неизбежные случайные ошибки, оговорки и тому подобное. Оперативность, которую дает радиовещание, позволяет слушателю при желании вести прямой диалог с журналистом, не предъявляя при этом к нему (реципиенту) таких требований как переписка с газетой или журналом.

     Отличительной особенностью радиовещания также является его распространенность. И не мудрено. На данный момент, радио является самым доступным и дешевым средством массовой информации из всех существующих в современном мире.

     Также стоит заметить, что радио ненавязчиво. Его можно слушать и не терять контакта с внешним миром, управлять автомобилем, например. То есть радио можно слушать в фоновом режиме, оно не столь требовательно к людям, чтобы те в свою очередь предельно концентрировали свое внимание, даже радионовости практически лишены аналитических материалов, а основные радийные вопросы «Что? Где? Когда?» ориентированы на безусловное, не критическое восприятие. Также и от радиослушателя требуется не окончательное, точно аргументированное мнение, а всего лишь осведомленность о существовании предмета передачи.

     Радио оказывает несомненное психологическое  влияние на людей. В системе средств  массовой информации радио, ориентированное  прежде всего на слуховое восприятие, воздействует более других на воображение  человека. На это обращают внимание многие современные физиологи вслед за великими русскими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.10 Еще до появления радио было доказано, что человек в меру своих возможностей и развития ассоциативного мышления пытается перевести звуковые впечатления в зрительные.11 Процесс этот неизбежен, он не зависит от желания человека, ибо выражает объективную закономерность природы восприятия окружающего мира.

     Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства  и тем самым дает работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.

Глава 2 .  Особенности радио  как канала коммуникации в сравнении с  другими СМИ.

  2.1. Особенности радио как канала коммуникации в сравнении с другими СМИ.

 

Выбирая между доступными рекламоносителями, рекламодатели обращаются к средствам  массовой информации не только в силу традиций. Во взаимодействии с аудиторией у каждого СМИ проявляются свои достоинства и недостатки, которые оказывают существенное влияние на выбор рекламодателей. Важно помнить, что на рынке рекламы средства массовой информации конкурируют не только с внешними – по отношению к системе СМИ – медиасредствами, но и друг с другом. В конкуренции СМИ на рынке рекламы решающую роль играют их типологические характеристики, которые влияют и на особенности рекламы в СМИ.

По данным Британской организации Audience Research Board и Committee of Advertising Practice, можно сделать вывод , что у радио есть такие особенности , которые не уступаю телевидению и прессе.  

  • ТВ; типичны 30-секундные перерывы для рекламы.  Рекламодатели выбирают именно этот источник , потому что :
 

–    Предоставляет доступ к национальной аудитории 

–        Позволяет взаимодействовать с  региональными аудиториями 

–        Способствует творческой фантазии 

–        Цифровое вещание сужает аудитории, но предоставляет доступ к более четким сегментам зрителей

Но потребители , это люди , имеющие намерение  заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно  для личных, семейных, домашних и  иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, следовательно для рекламодателя важно мнение потребителя, он должен подавать информацию ту, которую человек хочет видеть . Для этого ему нужно выделить целевую группу.  Потребители обычно , сидя за просмотром телевизора :

–        Переключают каналы 

–        Смотрят вместо ТВ видео 

–        Критикуют рекламу за глупость и  низкое качество 

–        Путают рекламные бренды 

–        Фрагментируются по мере развития цифрового  вещания 
 

  • Радио; типичны 10–30-секундные рекламные перерывы. Хорош потому что :
 

–        Встраивает рекламные объявления в  ежедневную рутину (завтрак, поездки  на автомобиле) и конкретный район 

–        И мест относительно дешевое размещение

Потребитель:

 –        Имеет большой выбор радиостанций 

–        Не запоминает дешевые рекламные  объявления 

–        Сохраняет приверженность некоммерческим радиостанциям 
 

  • Пресса: газеты, журналы:
 

–        Предлагает регулярную публикацию 

–        Имеет четко определенную аудиторию

Потребитель прессы:

–        Пролистывают скучные объявления 

–        Имеют большую свободу выбора содержания внутри газет и журналов 

Растущая  по мере появления новых СМИ и  новых медиасредств конкуренция  на рынке рекламы приводит к необходимости внимательного изучения всех существующих возможностей. Рекламодатели, проводя отбор медиасредств для эффективной кампании, изучают СМИ по нескольким важнейшим направлениям: 
 

характеристики  аудитории СМИ; 

охват аудитории конкретным СМИ; 

степень доверия аудитории к СМИ; 

экономическая эффективность рекламы. .12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Функции радиовещания

 

     Слово функция словари трактуют как  обязанности, назначение, роль, круг деятельности. Опираясь на это определение, рассмотрим разнообразные функции радиовещания. Многочисленные функции радиовещания правомерно сгруппировать следующим образом:

    • Информационные: собственно информационная функция,  рекламная;
    • Обеспечивающие социальное управление обществом:  интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская;
    • Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская,  функция развлечения – рекреативная.13

     Знание  функций радиовещания необходимо для  четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробно на описании функций радиовещания.

     1.Информационные функции. Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», – была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Из общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информационную функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня.14

     Регулярное  получение социальной информации стало  для человека необходимым условием полноценного участия его в современной  жизни. Информационные выпуски, состоящие  из репортажей и устных сообщений  о том, что произошло в последние  часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные радиопередачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное, но характерное для переустройства системы массового вещания в конце XX века.

     Рекламная функция радио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо выделяют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков.

Информация о работе Особености радио как канала коммуникации