Деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является общее (с учетом специфики и вида настоящей работы) рассмотрение различных аспектов деятельности прокурора, направленной на защиту законных прав человека и гражданина.
Для достижения поставленной цели нами была предпринята попытка решения следующих задач:
o рассмотреть понятие и классификацию прав и свобод, обозначить их закрепление в отечественном позитивном праве;
o выявить роль и методы прокуратуры в обеспечении главенства закона в сфере защиты законных прав и интересов человека и гражданина;
o рассмотреть некоторые специфические аспекты деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина, проявляющиеся при осуществлении надзора в учреждениях, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, местах содержания задержанных и заключенных под стражу, а также при организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Часть 1 5
Теоретические и правовые основы деятельности прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина 5
§ 1. Понятие прав и свобод человека 5
§ 2. Сущность деятельности прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 8
Часть 2 16
Деятельность прокурора по защите прав и свобод социально незащищенных категорий населения 16
§ 1. Проблема социальной защищенности граждан РФ 16
§ 2. Категории социально незащищенного населения 17
§ 3. Надзор за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 19
§ 4. Надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи 26
Заключение 30
Список использованной литературы……………………………………............

Работа содержит 1 файл

курсач итоговый.docx

— 75.51 Кб (Скачать)

    Итак, к первой категории относятся  лица, так или иначе связанные  с военной службой либо последствиями, наступившими в результате ее прохождения. Это ветераны войны, участники ВОВ, ветераны боевых действий (в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах» от 02.01.2000 г. № 40-ФЗ), лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

    Ко  второй категории, условно обозначенной как «детская», можно отнести также детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей из неполных семей, матерей-одиночек, и т.д.

    К третьей же категории мы отнесем  инвалидов, граждан без определенного места жительства и определенных занятий, граждан, пострадавших от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, лиц отбывающих либо отбывших наказание в МЛС, а также ряд иных лиц, которые для настоящего исследования существенного интереса в силу своей малочисленности принципиального интереса не представляют.

    В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» принципами, на которых основывается социальное обслуживание в РФ, являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность и профилактическая направленность. Соблюдение органами, ответственными за оказание социальной помощи населению, вышеупомянутых принципов, равно как и прямое их нарушение непосредственным образом входит в сферу интересов прокурора, надзирающего за соблюдением прав и свобод социально незащищенной части населения. 

     § 3. Надзор за соблюдением  прав и свобод лиц, отбывающих наказание  в местах лишения  свободы

     Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в главе 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» в самостоятельную отрасль надзора.

      Выделение этого  надзора в самостоятельное направление обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, естественно, имеют меньше возможности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, и именно поэтому надзорная деятельность прокурора выступает в данном случае в качестве гарантии их охраны от возможных покушений на законные права и свободы.

     В соответствии со ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ» предметом надзора в данной области является законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. С учетом темы данной курсовой работы нас интересует лишь один из трех вышеперечисленных пунктов, а именно - соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

     Начать рассмотрение этого вопроса следует, на наш  взгляд, с констатации факта, что  любое наказание неизбежно влечет за собой ограничение в правах и свободах лица, подвергающегося  наказанию. Но, исходя из принципа соизмеримости  тяжести наказания с тяжестью преступного деяния, а также из соображений ограничения прав и свобод исключительно в пределах, необходимых для реализации наказания, постановленного законным и обоснованным приговором суда, минимализировать проявления необоснованной жестокости по отношению к лицам, подвергшимся уголовному преследованию, представляется вполне реальным. Таким образом, прокурор, осуществляя надзор на данном направлении, в первую очередь должен обращать самое пристальное внимание на необходимость соблюдения законных прав и свобод лиц, содержащихся в МЛС, не ограниченных приговором суда.

      Для осуществления  своих полномочий, учитывая специфику  сферы профессиональной деятельности прокурора в общем, и характера  конкретного объекта надзора  в частности, прокурор наделяется широкими полномочиями, позволяющими ему в полной мере выполнять возложенные на него должностные обязанности. В частности, гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, находящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они содержатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушениях законности. К специальному полномочию относится право прокурора посещать в любое время учреждения и органы, указанные в ст. 32 ФЗ «О прокуратуре РФ»; в п. «б» ч. 1 ст. 24 УИК РФ предусмотрено право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, следовательно, он сам определяет время посещения.

      В качестве примера, иллюстрирующего нормативно-правовую базу, обеспечивающую всесторонность и регламентацию проведения проверок на поднадзорных специализированным прокурорам территориях, могут быть представлены следующие документы: приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» предписывает прокурорам проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания, практиковать проверки в нерабочее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания. В Приказе Генерального прокурора от 26 февраля 1997 г. № 8 содержится требование к подчиненным прокурорам в целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы. Периодичность проверок состояния законности в иных учреждениях и органах не определена. Причем немаловажно также еще раз обратить внимание на тот факт, что закон не ограничивает прокурора какими-либо основаниями для посещения указанных учреждений и органов.

      Для лучшей организации выявления нарушений закона, прокурору предоставлено право опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Опрос указанных лиц является также средством предупреждения нарушений законности в деятельности учреждений и органов, где эти лица содержатся, одновременно являясь источником информации для надзирающего лица об истинном положении дел в поднадзорном ему учреждении. Так, путем опроса могут быть выявлены такие существенные нарушения законности, как применение к задержанным, арестованным и иным лицам недозволенных методов применения в нарушение требований закона специальных средств, оружия и других.

      При осуществлении  надзора прокурор вправе также знакомиться с документами, на основании которых было произведено задержание, заключение под стражу, осуждение, определение мер принудительного характера. Это полномочие важно, поскольку позволяет выявить и предупредить нарушение сроков содержания под стражей, неправильное определение вида исправительного учреждения, неправильное применение мер взыскания и другие существенные нарушения закона.

      Наделение прокурора  полномочием требовать от администрации органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера — одна из характерных особенностей надзора на рассматриваемом направлении прокурорской деятельности. Сущность этих требований прокурора заключается в следующем:

- во-первых, прокурор может требовать от администрации указанных органов и учреждений соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и других условий, исходя из тех вопросов, которые входят в предмет прокурорского надзора;

- во-вторых, у прокурора есть возможность установить срок исполнения своих требований в зависимости от конкретной ситуации, т.е. фактически – на свое усмотрение;

- в-третьих, эти требования не только подлежат обязательному исполнению администрацией органов и учреждений, но и обжалование требований не освобождает от необходимости их выполнять;

- в-четвертых, хотя законом и не установлена форма требований прокурора (они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме), целесообразно в целях достижения большего удобства в формах дальнейшего контроля облекать их в письменную форму. 

      Обязанность администраций органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны выполнять постановления и требования прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотрен уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными законодательными актами. Нарушения законности подлежат устранению должностными лицами, несущими за это ответственность, сразу после их выявления в результате проведения проверки, либо личной встречи прокурора с поднадзорным контингентом.

     Осужденные, независимо от вида отбываемого наказания, имеют  право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, в суд, органы прокуратуры и др. (ч. 4 ст. 15 УИК РФ), реализуя тем самым свое конституционное право как граждане Российской Федерации. Одновременно с этим рассматриваемое право является важным средством выявления нарушений законности, допускаемых со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Поэтому закон устанавливает особый порядок направления обращений осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, либо смертной казни прокурору – (п. 3 и 4 ст. 15 УИК РФ). Персонал исправительных учреждений и следственных изоляторов обязан не позднее чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных дней) направить по принадлежности жалобу или заявление осужденного, с учетом того, что данные жалобы и обращения просмотру и цензуре не подлежат. Предложения, жалобы и заявления осужденных могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросе осужденных, проводимом во время прокурорской проверки учреждения, исполняющего наказание. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутся прокурором под особый контроль, причем прокурор обязан не только рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять по ним необходимые решения и меры, но и сообщить о своем решении лицам, инициировавшим подачу заявления.

      Таким образом, не представляет особого труда заметить, что предмет  надзора этой отрасли во многом пересекается с предметом надзора области, рассматриваемой в части первой настоящей работы, а значит, что и на рассматриваемую в данный момент отрасль прокурорского надзора распространяются все те же закономерности, что и в предыдущем случае, т.е. основной задачей прокурора при осуществлении надзора является неукоснительный надзор за соблюдением прав и свобод лиц, содержащихся в указанных учреждениях. Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора определены в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах». Прокурорам предписывается при проверках состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Информация о работе Деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина