Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:09, курсовая работа
Объектом исследования данной курсовой работы является дивидендная политика как неотъемлемый элемент деятельности любого акционерного общества, ее аспекты, формы, сущность и определяющие факторы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды, являясь денежным доходом акционеров, в определенной степени сигнализируют им о том, как работает коммерческая организация, в акции которой они вложили свои деньги.
Введение 3
Глава 1. Дивидендная политика и возможность ее выбора 5
1.1 Сущность, значение и типы дивидендной политики 5
1.2 Этапы формирования дивидендной политики акционерного общества
10
1.3 Факторы, определяющие дивидендную политику 15
1.4 Расчет и порядок выплаты дивидендов 19
Глава 2. Дивидендная политика на примере организации ОАО «Аврора»
24
2.1 Характеристика ОАО «Аврора» 24
2.2 Разработка дивидендной политики общества 27
2.3 Дивидендная политика и регулирование курса акций 34
Заключение 37
Список литературы
Различные
типы дивидендной политики акционерной
компании проиллюстрированы на графике,
представленном на рис. 1.1.
Рис.
1.1 Динамика размера дивидендов на одну
акцию при различных типах
дивидендной политики
1.2 Этапы формирования дивидендной политики акционерного
общества
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам рис. 1.2
Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:
1.
факторы, характеризующие
а) стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жизненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
б)
необходимость расширения акционерной
компанией своих инвестиционных
программ (в периоды активизации
инвестиционной деятельности, направленной
на расширенное воспроизводство основных
средств и нематериальных активов, потребность
в капитализации прибыли возрастает);
Рис.
1.2 Последовательность формирования дивидендной
политики
в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные проекты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
2.
факторы, характеризующие
а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
б)
стоимость привлечения
в)
стоимость привлечения
г) доступность кредитов на финансовом рынке;
д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.
3.
факторы, связанные с
а)
уровень налогообложения
б)
уровень налогообложения
в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:
а)
конъюнктурный цикл товарного рынка,
участником которого является акционерная
компания (в период подъема конъюнктуры
эффективность капитализации
б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
в)
неотложность платежей по ранее полученным
кредитам (поддержание
г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).
Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.
Механизм
распределения прибыли
• На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. «Очищенная» сумма чистой прибыли представляет собой так называемый «дивидендный коридор», в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
• На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития и наоборот.
• На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному договору.
Определение
уровня дивидендных выплат на одну
простую акцию осуществляется по
формуле:
УДВПА – уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
КПА — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:
1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
2.
Выплата дивидендов акциями.
3.
Автоматическое
4.
Выкуп акций компанией. Он
Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:
а)
коэффициент дивидендных
,
где КДВ — коэффициент дивидендных выплат;
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;
Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;
ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
б)
коэффициент соотношения цены и
дохода по акции. Он определяется по формуле:
,
где КЦ/Д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
РЦа — рыночная цена одной акции;
Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
При
оценке эффективности дивидендной
политики могут быть использованы также
показатели динамики рыночной стоимости
акций.
1.3
Факторы, определяющие
дивидендную политику
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.
Существуют
и некоторые другие обстоятельства
формального и неформального, объективного
и субъективного характера, влияющие на
дивидендную политику. Приведем наиболее
характерные из них.
1. Ограничения правового характера
Собственный капитал компании состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем — на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В частности, в СIIIА и Великобритании действуют три общих правила, имеющие непосредственное отношение к дивидендной политике: а) правило чистых прибылей; б) правило эрозии капитала; в) правило неплатежеспособности.
Согласно
первому правилу дивиденды
В национальных законодательствах имеются и другие ограничения по выплате дивидендов. В частности, поскольку подоходным налогом облагаются только полученные акционерами дивиденды, а отложенные к выплате дивиденды (нераспределенная прибыль) часто облагаются налогом по пониженным ставкам и с отсрочкой платежа до момента получения капитализированного дохода, нередко компании не выплачивают дивиденды с тем, чтобы избежать налога. В этом случае по усмотрению местных налоговых органов превышение нераспределенной прибыли над установленным нормативом (например, в США он равен 250 тыс. долл.) облагается налогом.
Причина введения подобных ограничений кроется в необходимости защиты прав кредиторов и предотвращения возможного «проедания» собственного капитала компании.
В
России дивидендная политика акционерными
обществами должна строиться в соответствии
с законодательством, в частности
основным регулятором является закон
«Об акционерных обществах».
2. Ограничения контрактного характера
Во
многих странах величина выплачиваемых
дивидендов регулируется специальными
контрактами в том случае, когда коммерческая
организация хочет получить долгосрочную
ссуду. Для того чтобы обеспечить обслуживание
такого долга, в контракте, как правило,
оговаривается либо предел, ниже которого
не может опускаться величина нераспределенной
прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой
прибыли. В России подобной практики нет;
некоторыми аналогами ее являются обязательность
формирования резервного капитала в размере
не менее 15% уставного капитала общества
и закрепленное за советом директоров
право ограничения сверху размера выплачиваемых
дивидендов, которым администрация и может
воспользоваться при необходимости, в
частности, при получении долгосрочной
ссуды.
Информация о работе Дивидендная политика на примере организации ОАО «Аврора»