Ответственность за коммерческий подкуп

Автор: Надежда Лобанова, 08 Декабря 2010 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение общественной опасности, уголовно-правовой природы, вопросов квалификации коммерческого подкупа и уголовной ответственности за него.

Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

1) выявить объективные признаки коммерческого подкупа;

2) исследовать субъективные признаки коммерческого подкупа;

3) охарактеризовать квалифицирующие признаки коммерческого подкупа;

4) определить особенности уголовной ответственности за коммерческий подкуп при соучастии в преступлении;

5) рассмотреть уголовную ответственность за коммерческий подкуп по зарубежному законодательству.

Объектом исследования является коммерческий подкуп как социально-правовое явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Коммерческий подкуп: понятие и юридическая

характеристика……………………………………………………………….6

1.1. Объективные признаки коммерческого подкупа…………….. 6

1.2. Субъективные признаки коммерческого подкупа……………13

1.3. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа……..19

Глава 2. Вопросы уголовной ответственности за коммерческий подкуп

по российскому и зарубежному законодательству……………………….26

2.1. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп при

соучастии в преступлении………………………………………….26

2.2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по

зарубежному законодательству……………………………………32

Заключение…………………………………………………………………..42

Список использованных источников………………………………………46

Работа содержит 1 файл

КЖКом.под.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

    3) статья 21 Конвенции ООН против коррупции («Подкуп в частном секторе») имеет аналог в УК РФ - это ст. 204 «Коммерческий подкуп». Однако предметом его по российскому закону являются деньги, иное имущество и услуги имущественного характера. Конвенция же говорит и о «неправомерном преимуществе». Представляется, что предмет коррупции в Конвенции сформулирован излишне широко и оценочно. Однако и понятие предмета подкупа, подразумевающее только имущественный его характер, также не охватывает карьеристские льготы для взяткодателей и субъектов должностных злоупотреблений. В любом случае данная неимплементированная норма, как и любая другая, дает основания для дальнейшего совершенствования российского уголовного законодательства;

    4) в результате проведения сравнительной характеристики основных положений законодательства России и США, необходимо сделать вывод, что законодательство этих стран имеет общую тенденцию к расширению и более детальной регламентации ответственности в сфере коррупции, однако недостатком российского законодательства является то обстоятельство, что нормы о коррупции являются для нее новыми, как в формулировании, так и в практике применения.

    США являются федеративным государством. В их законодательстве, в отличие от российского, действует принцип двойного суверенитета (double sovereignty). Открыто декларируется, что федеральная правовая система и системы штатов отделены и независимы друг от друга. Поэтому система правоохранительных органов отличается от штата к штату. Кроме того, каждый штат проводит свою политику в борьбе с преступностью, и нередки случаи дублирования функций органов федерации и штата. Органы федерации возбуждают уголовное дело в случае совершения коррупционных действий федеральными должностными лицами и служащими, при использовании средств, выделенных из федерального бюджета, если коррупционный акт охватывает два и более штата, а также если при совершении коррупционного акта использовались федеральная почта, телеграф. В остальных случаях дело может быть возбуждено только правоохранительными органами штата.

    Кроме того, преимущество российского уголовного законодательства заключается в  том, что в законодательстве РФ на федеральном уровне существует ответственность за коммерческий подкуп, что делает наше законодательство более прогрессивными и действенным по сравнению с законодательством Штатов;

    5) по результатам второй главы дипломного исследования были разработаны следующие предложения:

    -необходимо  создать две статьи в УК  РФ об ответственности за коммерческий  подкуп по аналогии с ответственностью  за взятку. Одна из них должна  предусматривать, аналогично взяточничеству, ответственность за получение  предмета коммерческого подкупа,  другая – за дачу предмета коммерческого подкупа;

    -предлагается  в законе четко обозначить  как личный, так и посреднический  способ передачи предмета незаконного  вознаграждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В заключение курсового исследования обобщим основные выводы и предложения, сделанные в ходе проведенного изучения уголовно-правовой характеристики и уголовной ответственности за коммерческий подкуп. Основные выводы сводятся к следующему:

    1) объектом коммерческого подкупа является деятельность управленческого аппарата коммерческих и иных организаций, а также осуществление менеджментом функций управления в коммерческих, общественных и других предприятиях и организациях в соответствии со своими служебными полномочиями;

    2) непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, следует понимать совокупность общественных отношений, регулирующих порядок осуществления служебной деятельности в коммерческих и иных организациях, осуществляющих экономическую деятельность, связанных с получением вознаграждения за осуществление данной деятельности;

    3) предмет коммерческого подкупа представляет собой определенную имущественную характеристику. Для квалификации коммерческого подкупа не имеет значения характеристика имущества. Это может быть как движимое, так и недвижимое имущество, ценные бумаги, а также деньги в любой валюте – как в национальной, так и в иностранной. К предмету коммерческого подкупа также следует отнести вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченные в обороте (например, наркотические средства или оружие), а также услуги имущественного характера;

    4) данный состав преступления по своей конструкции является формальным. Диспозиция ст. 204 УК РФ сформулирована законодателем в виде описания двух альтернативных действий: передачи имущества и оказания услуг имущественного характера;

    5) субъект получения коммерческого подкупа – специальный. Субъект передачи подкупа может быть как специальным, так и общим: а) субъектом незаконного получения имущества или услуг является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации; б) субъектом передачи имущества или иного незаконного оказания услуг может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста;

    6) субъективная сторона:

    а) прямой умысел на коммерческий подкуп: понимание незаконности передачи денег или иного имущества руководителю или иному служащему, выполняющему управленческие функции за совершение действия (бездействия) в его интересах и желание совершения этих действий;

    б) мотив корыстной или иной личной заинтересованности при коммерческом подкупе может получать реализацию посредством выполнения как законных, так и незаконных действий или бездействия лица, осуществляющего управленческие полномочия в коммерческой или иной организации, а также в общем покровительстве или попустительстве по службе в коммерческой или иной организации;

    7) квалифицирующими признаками коммерческого подкупа в виде незаконной передачи вознаграждения (ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ) являются совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; квалифицирующими признаками коммерческого подкупа в виде незаконного получения лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. 3 ст. 204 УК РФ), являются совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; сопряженные с вымогательством предмета подкупа;

    8) в коммерческом подкупе  выделяются следующие формы соучастия: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; совершение преступления организованной группой;

    9) предметом коррупции по российскому закону являются деньги, иное имущество и услуги имущественного характера, ст. 21 Конвенции ООН говорит и о «неправомерном преимуществе», что должно быть учтено в опыте борьбы с коррупцией;

    10) в результате проведения сравнительной характеристики основных положений законодательства России и США о коммерческом подкупе, был сделан вывод о том, что в законодательстве РФ на федеральном уровне существует ответственность за коммерческий подкуп, что делает наше законодательство более прогрессивными и действенным по сравнению с законодательством Штатов;

    11) конструктивные особенности формулирования состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, по сравнению с аналогичными преступлениями в уголовных законах зарубежных государств находятся в более выгодном свете, так как в отдельных странах коммерческий подкуп в уголовном законе как категория не определен.  В уголовных праве этих стран происходит смешивание подкупа и взяточничества, что принципиально недопустимо с точки зрения целесообразности разграничения составов преступлений. Российский уголовный закон содержит примечание к ст.204 УК РФ, в котором предусмотрен ряд условий освобождения лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности. В уголовно-правовых актах рассмотренных зарубежных государств такая практика отсутствует.

    По  результатам изученного материала были сделаны следующие предложения:

    1) предметом коммерческого подкупа должны признаваться и блага неимущественного характера, под которыми понимается совершение действий или осуществление определенной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей нематериального свойства в том случае, если для получателя они представляли ценность, ради которой последний готов пойти на злоупотребление своим служебным положением;

    2) в УК РФ предлагается выделить  две статьи об ответственности за коммерческий подкуп по аналогии с ответственностью за взятку. Одна из них должна предусматривать ответственность за получение предмета коммерческого подкупа, другая – за дачу предмета коммерческого подкупа;

    3) предлагается в законе четко  обозначить как личный, так и посреднический способ передачи предмета незаконного вознаграждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Список использованных источников  

    Нормативно-правовые акты: 

    1. Конституция Российской федерации  от 12 декабря 1993 года, принятая всенародным  голосованием // Российская газета. 2009. 21 января.

    2. Конвенция ООН о коррупции  от 31 октября 2003 г. // Информационно-поисковая  система Консультант Плюс: Версия  Проф.

    3. Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург 27 января 1999 г.) // Российская юстиция. 2003. № 1. С. 3-7.

    4. Уголовный кодекс Российской федерации от 24 мая 1996 г. с изм. на 17 июня 2010 года // Российская газета. 2010. 21 июня. № 5212 (133).

    5. Пленум Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О  судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» с изм. от 6 февраля 2007 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4. 

    Научная литература и материалы  периодической печати 

    1. Бурчак Ф.Г. Соучастие: социальные, криминологические и  правовые проблемы. Киев, 1986. 231 с.

    2. Взялись по-крупному // Ведомости. 2010. 28 июля.

    3. Гордейчик С.А.  Преступления управленческого персонала коммерческих и иных организаций в сфере  экономической деятельности. Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1997. 32 с.

    4. Горелик А.С., Шишко И.В.,  Хлупина Г.И. Преступление в сфере экономической деятельности и против интересов  службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 2003. 271 с.

    5. Журавлёв М.П., Наумов А.В. Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Учебник. Изд. 6-ое. М.: Проспект, 2008. 763 с.

    6. Изосимов С.В. Коммерческий подкуп, его организованность и другие характеристики // Криминальная экономика и организованная преступность, 2007. С. 52.

    7. Казанцев Д.А. Особенности предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о коммерческом подкупе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Томск, 2010. 24 с.

    8. Ковалев М.И. Уголовное право. Общая часть. М.: ИНФРА М-НОРМА, 2005. 544 с.

    9. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. В.В. Мозякова. М.: Экзамен, 2007. 863 с.

    10. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Н.А. Овчинникова. М.: Экзамен, 2007. 799 с.

    11. Кузнецова Н.Ф., Огурцов Н.А. О соотношении международного и внутреннего уголовного права // Законодательство. 2007. № 5. С. 34-35.

    12. Курс уголовного права. Т. 4. Особенная часть / Под ред. Г. Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2005. 365 с.

    13. Лукашов А. О «цене» комиссионных по прейскуранту Уголовного кодекса // Экономическая газета. 2002. № 44(564). С. 7.

    14. Макаров С.Д.  Коммерческий подкуп (уголовно-правовое исследование). Иркутск, 1999. 133 с.

    15. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. М.: Международные отношения, 2009. С. 107.

    16. Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М.: Наука, 2009. 357 с.

    17. Организованная преступность, законодательные, уголовно-процессуальные, криминалистические аспекты.: Учебник / Под ред. Е. Строгоновой. СПб.: Питер, 2003. 214 с.

    18. Тумаркина Л.П. Общественная опасность коммерческого подкупа // Право и жизнь. 2007. № 108. С. 37.

    19. Тумаркина Л.П. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: Ин-ут межд. права и эк-ки, 2007. 28 с.

    20. Черниговский М. Инструкция по коррупции // Коммерсант. 2006. № 10. С. 37.

    21. Юкша Я.А. Коммерческий подкуп / Действительный адвокат. М.: Изд-ий дом «РИОР», 2008. С. 54. 

Информация о работе Ответственность за коммерческий подкуп