Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:23, контрольная работа
Специфика надзорной деятельности прокурора в данном случае связана с тем, что он является органом надзора за законностью, а вместе с тем и стороной в деле. Поэтому во время досудебного производства прокурорский надзор ограничивается надзором за исполнением законов следователем, дознавателем, органом дознания, начальником следственного отдела, начальником органа дознания. Прокурор надзирает за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, прокурор надзирает за исполнением законов всеми государственными органами уголовного преследования: органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и органами предварительного расследования.
Введение 3
Сущность, задачи и функции прокурорского надзора в уголовном
судопроизводстве 4
Заключение 11
Список использованной литературы 14
Заключение
И в заключение расскажем о прокурорском
надзоре за оперативно-розыскной деятельностью.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность (ОРД), определены ч. 1 ст.
30 ФЗ от 17.01.92, ст. 21 ФЗ от 12.08.95 № 114-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности» (в
ред. от 10.01.03), Приказом Генерального прокурора
РФ от 25.04.00 № 56 «Об организации надзора
за исполнением Федерального Закона «Об
оперативно-розыскной деятельности» и
другими федеральными законами и нормативными
актами Генерального прокурора РФ.
Предметом прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими ОРД,
является обеспечение гарантий соблюдения
прав человека и гражданина на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции,
установленного порядка разрешения заявлений
и сообщений о совершенных и готовящихся
преступлениях, законности выполнения
ОРМ, а также соответствие закону решений,
принимаемых органами, осуществляющими
ОРД. Деятельность прокуроров должна способствовать
выполнению задач ОРД по выявлению, предупреждению,
пресечению и раскрытию преступлений,
изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся
от органов дознания, следствия и суда
либо уклоняющихся от исполнения уголовного
наказания, а также розыску без вести пропавших
граждан. Сведения об организации, тактике,
методах и средствах осуществления ОРД
в предмет прокурорского надзора не входят.
Непосредственное
осуществление надзорных
В соответствии
с п. 7 Приказа Генерального прокурора
РФ от 25.04.2000г. (с учетом положений
УПК и нормативных актов
а) знакомиться с подлинными оперативно-служебными
документами, содержащими сведения об
основаниях, порядке и решениях ОРМ;
б) требовать письменные объяснения от
должностных лиц, осуществляющих ОРД и
допустивших при этом нарушения закона;
в) давать письменные указания об осуществлении тех или иных ОРМ либо требовать их прекращения;
г) опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в том числе о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности следователю (органу дознания, в суд);
д) не давать согласия на возбуждение уголовного дела, если в оперативно-розыскных материалах не содержится, необходимых данных, указывающих на признаки совершенного преступления (если не исчерпаны возможности для их сбора, в тот же день выносить постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки с указанием о необходимости выполнения конкретных действий);
е) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;
ж) опротестовывать
противоречащие закону ведомственные
правовые акты руководителей органов,
осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность;
з) вносить представления по поводу выявленных
нарушений закона должностными лицами
этих органов и требовать от руководителей
отстранения их от дальнейшего ведения
оперативных разработок;
и) при обнаружении признаков преступления
проверку проводить в соответствии с требованиями
УПК.
Руководители
органов прокуратур должны создать
условия, обеспечивающие защиту от разглашения
сведений, содержащихся в представляемых
прокурору оперативно-служебных документах.
При осуществлении надзора за оперативно-розыскной
деятельностью прокурору предоставляются
сведения о внедренных в организованные
преступные группы лицах, штатных негласных
сотрудниках, а также о тех, кто оказывает
или оказывал содействие на конфиденциальной
основе, только с их письменного согласия,
за исключением случаев привлечения этих
лиц к уголовной ответственности.