Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:32, курсовая работа
Как это ни печально, правовой нигилизм современного общества проник и в органы предварительного расследования. Даже в том случае, когда работники правоохранительных органов нарушают правовые нормы в, казалось бы, благих целях (для раскрытия преступлений и привлечения к ответственности преступников) последствия наступают крайне нежелательные и непредсказуемые. В результате, снижается воспитательное воздействие правоохранительной деятельности, нарушаются права личности, вовлеченной в орбиту уголовного судопроизводства. Возможны даже такие последствия, как привлечение к уголовной ответственности или осуждение невиновного человека, что вызывает причинение ему незаслуженных физических и моральных страданий, ведет к безнаказанности лица действительно совершившего преступление.
Введение 3
Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела 5
Органы и лица, имеющие право возбуждать уголовные дела 7
Поводы и основания к возбуждению уголовного дела 10
Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела 14
Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела 18
Возбуждение уголовного дела 18
Отказ в возбуждении уголовного дела 19
Направление заявления или сообщения по подследственности или подсудности 21
Надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела 23
Заключение 26
Список используемой литературы: 27
Поводом к возбуждению уголовного дела являются те источники, из которых органы возбуждающие уголовное дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении.
Согласно ст. 108 УПК РСФСР ими являются:
Рассмотрим поводы к возбуждению уголовного дела подробнее.
Статья 110 УПК РСФСР содержит условия о форме заявлений и сообщений, согласно которым устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление, т.е. работником дознания, следователем, прокурором или судьей. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит. В указанной статье закреплена обязанность лиц принимающих заявления и сообщения, разъяснять заявителю об ответственности за заведомо ложный донос. В отношении сообщений предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц данной статьей установлено требование письменной формы.
УПК РСФСР не упоминает анонимных заявлений в числе поводов, влекущих возбуждение уголовного дела. Анонимными считаются также сообщения, поданные по телефону, факсу, телеграфу. Такие сведения подлежат проверке, и если в ходе этой проверки будут установлены признаки преступления, то уголовное дело подлежит возбуждению в результате непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.
Явка с повинной, равно как и активное способствование, раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (п. и ч.1 ст. 61УК), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным.6 Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.
Обратимся к Федеральному закону " Об оперативно - розыскной деятельности", ст. 11 указанного закона гласит: "Результаты оперативно - розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств"7
Следователь может обнаружить наличие деяния, содержащего признаки преступления непосредственно в ходе расследования.
Прокурор, осуществляя одну из своих функций надзора за законностью, может усмотреть, что обнаруженное им нарушение закона должно расцениваться как преступление.
Судья, как неоднократно указывалось выше, не может возбуждать уголовные дела при непосредственном обнаружении им признаков преступления, в том числе в отношении нового лица.
Перечень указанных поводов для возбуждения уголовного дела является исчерпывающим и каждый из них именуется законным поводом.
Однако, одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно, ч.2 ст. 108 УПК указывает еще и на необходимость наличия основания, т.е. достаточных данных указывающих на признаки преступления.
Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что:
Во-первых, деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности.
Во-вторых, это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.
Большое значение имеет вопрос, каков должен быть объем фактических данных, обосновывающих вывод о наличии преступного деяния. В каждой стадии уголовного процесса все фактические данные оцениваются по внутреннему убеждению соответствующих должностных лиц. Поэтому, вопрос о достаточности данных для вывода о наличии готовящегося или совершенного преступления, в каждом конкретном случае решается тем лицом, которое рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела. Но во всех случаях эти данные должны быть подвергнуты всесторонней оценке. Для этого в соответствии с ч.2 ст. 109 УПК должна быть проведена предварительная проверка: истребованы необходимые материалы, получены объяснения, однако без производства следственных действий. То есть проверка не должна сводится только лишь к собиранию доказательств, изобличающих конкретное лицо.
Как бы подводя итог, можно сказать что, поводы и основания к возбуждению уголовного дела, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, являются теми правилами, которые обеспечивают законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь их наличие обуславливает производство по уголовному делу.
Как уже говорилось выше, для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и основание, в противном же случае, а также при наличии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела, в возбуждении уголовного дела будет отказано.
Перечень обстоятельств,
исключающих возбуждение
Ч.5 указанной статьи определяет круг преступлений, к которым срок давности вообще не применяется, ими являются преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст.353,356,357 и 358 УК РФ, а также преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.
Если лицо в течение установленного срока давности не совершило нового преступления, уголовное дело не возбуждается.
В ч.4 ст.5 УПК имеется оговорка, согласно которой в случае несогласия лица с прекращением уголовного дела по таким основаниям как истечением сроков давности и вследствие акта амнистии или помилования, уголовное дело возбуждается в обычном порядке.
Обратимся к указанной статье. В этой статье перечислены категории дел так называемого частного обвинения. Вообще дела частного обвинения можно подразделить на две категории, это дела о преступлениях которые подлежат прекращению за примирением с потерпевшим (ст.115,116, ч.1 ст. 129 и 130 УК РФ) и дела о преступлениях которые прекращению за примирением с потерпевшим не подлежат (ч.1 ст.131, ч.1 ст.146, ч.1 ст.147 УК РФ).