Теория происхождения культуры из магии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 12:49, сочинение

Описание работы

Проблемы понимания и восприятия магии как существующей в реальности, возникли задолго, до того как человеческое существование приобрело современную форму жизни. В отдельные периоды мы могли наблюдать очень категоричное отношение к магии, например в 19 в во Франции магию и все к ней относящееся считали лженаукой, а людей занимающимися магией публично сжигали на костре.

Работа содержит 1 файл

Теория происхождения культуры из магии.docx

— 18.17 Кб (Скачать)

Теория происхождения  культуры из магии

Проблемы понимания  и восприятия магии как существующей в реальности, возникли задолго, до того как человеческое существование  приобрело современную форму  жизни. В отдельные периоды мы могли наблюдать очень категоричное отношение к магии, например в 19 в  во Франции магию и все к  ней относящееся считали лженаукой, а людей занимающимися магией публично сжигали на костре. Магия и ее существования волнует умы многих людей, в современном мире к магии прибегают, когда необходимо решить тот или иной вопрос, магия как надежда и как ее отрицание одновременно «живет» у нас в сознании. Вопрос существования магии является очень сложным и спорным.

Магия – это способ воздействия на вещи через использование  не их объективных свойств, а их мистической  сопричастности друг другу. В магии  мистическая связь выступает как орудие человеческой воли.

По мнению американского  культуролога Т. Роззака именно молитвенно -восторженное восприятие жизни предшествовало практицизму палеолитической эры. А именно он утверждал: что наступления палеолитической эры господствовала другая – палеотаумическая. По его мнению, еще в отсутствие орудий труда появилась магия. Мистические песнопения и танцы выражали суть человеческой природы и определяли ее предназначение до того, как первый булыжник был обтесан для топора. Т. Роззак полагал, что древний человек скорее проявил себя прежде как мечтатель, духовидец, искатель смыслов, творец видений, а уже потом – как «человек творящий».

Главным принципом  ригведийского видения мира было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных явлений природной и социальной жизни:

•  Индра —  бог грозы, могущественный воин;

•  Варуна — бог мирового порядка и справедливости;

•  Агани — бог огня и домашнего очага;

•  Сома — бог  священного налитка.

Мистическая духовная традиция – ценнейший пласт культуры. Но эта традиция не является архаической, прошлой. Она сопровождает человеческую историю от истоков до наших дней.

Что же такое мистическая  духовная традиция? Прежде всего важно отметить, что ее порождает, на чем, вообще говоря, она основана. В европейской философии укоренен взгляд, согласно которому религия и особенно мистика недоступны рациональному познанию. Вот почему в западной культуре нет признанных определений мистики, строгого анализа ее разнохарактерных Проявлений. Мистика зачастую вообще противопоставляется Науке и философии как нечто, не имеющее прочных корней и Перспективы развития в истории.

Религиозные мыслители  России XIX и начала XX в. признавали за мистикой высокий духовный статус. В рассуждениях православных философов мистика - отнюдь не свод наивных иллюзий, слепых верований, помутнений души. Для них это древняя и глубокая духовная традиция. Русские философы без труда различали в культуре разных эпох просветление разума и чудо, веру и знание, прагматизм и романтику, рассудочность и интуицию, упорядоченность духа и экстаз, аскетизм и чувственность...

Несмотря на бурное развитие знания, многие люди до сих  пор верят в существование  иных миров. Истово собирают сведения о гуманоидах и супербогах из космических цивилизаций. В мистических трактатах они пытаются отыскать древнее утраченное знание, в мантре — возможность слиться с Духом. Кое-кто побаивается всесильного «дурного глаза». Многие надеются на внезапное и исступленное богообщение. Кому-то ужасно хочется набросить на себя желтое сари и поставить чудодейственную точку на переносице.

Р. Штейнер в своей работе «Христианство как мистический факт и мистерии древности» подробно описывает тайный смысл мистерий как феноменов культуры.

По мнению доктора философских наук Гуревича для восприятия мистического опыта нет необходимости обладать особенным чувством.

Мы увидели, что  магия это феномен возникший задолго до проявления сознания человека в сегодняшнем его понимании. В контексте мировых культур магия легла в основополагающие компоненты мироздания. Магия и мистический опыт сопровождает нас на протяжении всей истории человечества.

Современный человек, зачарованный успехами науки, с подозрением  относится к интуитивным формам постижения реальности. Между тем  древние в определенном смысле знали  гораздо больше чем мы. В этом одно из поразительных открытий науки. Физики, создающие картину мироздания, обнаруживают контуры своих космогоний в индийской и буддийской тантре. Химики высказывают предположение, что их наука - ответвление утраченной алхимической символики. Биологи констатируют известную историческую способность мельчайшей клетки воспроизводить целостность живого существа. Реаниматоры читают как некое пособие тибетскую «Книгу мертвых», написанную двенадцать веков назад. Психологи, разъясняющие природу фантомов сознания, обращаются к шаманизму. Культурологи озадачены потрясающими провозвестиями, заключенными в текстах далекой старины. Астрологи предвещают события...

Обратимся к христианству. Обряд крещения в нем предполагал погружение человека в воду. Как считают некоторые исследователи, этот обычай восходит к древним христианам. Расчет делался на то, что, оказавшись без дыхания, человек сможет освободить потенциал интуиции, обрести глубокий духовный опыт. Угасающее сознание прорвется к непостижимым тайнам.

Великие мистики  средневековья Я. Бёме, Парацельс, Майстер Экхарт обладали огромным гностическим даром. Это подчеркивает НА. Бердяев: «Ведь должно признать, что истина может открываться через искусство Данте и Достоевского или через гностическую мистику Якова Бёме в гораздо большей степени, чем через Когена или Гессерля».

Мистические учения дают развернутую картину мира. Они  описывают Вселенную, ее различные  ярусы, раскрывают тайны психики, предлагают способы исцеления, толкуют о  строении духа. Причем многие представления  о мире и человеке в различных  мистических учениях совпадают.

Возникает вопрос: откуда взялось это «тайное знание»? Является ли оно плодом досужего ума, фантазии и вымысла или отражает некую реальность, остов иного  бытия? Русские философы - НА. Бердяев, В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев -полагали, что было бы абсолютным упрощением видеть в мистике сплошную фантасмагорию. Напротив, они усматривали в этом феномене древнюю форму универсального постижения бытия.

НА. Бердяев считал, что великий русский философ Вл. Соловьев был мистически одаренным. И в самом деле, в творчестве этого мудреца мы находим множество поразительных мистических прозрений. Соловьев, в частности, был убежден в том, что первый древнейший период человеческой истории воплощал в себе слитность, необособленность всех сфер общечеловеческой жизни. По мнению В.С. Соловьева, истинная, цельная красота может находиться только в мире сверхприродном и сверхчеловеческом. Мистика, стало быть, в его истолковании - творческое отношение к этому запредельному миру. Вот почему он определяет мистику как «верховное начало жизни общечеловеческого организма» и объявляет, что в мистике жизнь находится в непосредственной, теснейшей связи с действительностью абсолютного первоначала, с жизнью божественной...

Человек порою и  сам не ведает, что, вопреки себе и своим помышлениям, он впадает  в лоно мистики. Этот парадокс подметил Николай Бердяев. Он отмечал, что  глашатаи позитивной эры, отвергая религию, вовсе не являли собой идеал рассудочной  непогрешимости. Очищая себя от суеверий, они взращивали поразительные иррациональные фантомы.

В какой мере можно  доверять мистическому опыту? Иначе  говоря, раскрывает ли он некие фантомы  сознания или демонстрирует феноменологически  достоверную реальность. В работе У. Джеймса это формулируется  так: «Является ли чувство присутствия  божества доказательством существования  последнего?» Окончательный ответ  на этот вопрос был бы, вероятно, разгадкой  всех таинств бытия.

Судя по всему, никаких  окончательных характеристик мистического опыта нет. Любые признаки его, в  том числе и те, которые выделяет У. Джеймс, относятся к различным  видам опыта этическому, естественному, религиозному. Это дает основание  говорить о том, что существует многообразие инсайтов, которые позволяют проникнуть в глубины истины. Но в той же мере можно говорить и о многообразии истин.

Мистика -это, стало быть, вера в возможность непосредственного общения человека со сверхъестественным началом или убеждение в возможности сверхопытного и сверхчувственного познания. Речь идет о совокупности явлений и действий, которые каким-то образом связывают человека с тайным существом, с непостижимыми силами природы, независимо от условий пространства, времени и физической причинности.

Мы видим для  себя, что все таки нет и никогда не будет единственного мнения существует ли мистика. Естественно прямых доказательств этого феномена существовать не может, однако если вспомнить некоторые из великих открытий, например таблицу Пифагора (есть мнение, что Пифагор увидел свою таблицу во сне) вот вам и мистический опыт.

В настоящее время  мистика присутствует как бы параллельно  сознанию – это происходит потому что люди не хотят задумываться о происхождении жизни на земле или о вопросах религии веры в бога и веры в его существование. Однако существует множество людей, которых мистический опыт не обошел своим вниманием: человек обладающей тайнами подсознания прежде переживает мистический опыт.

Интерес к магии  как культурной традиции, вполне обоснован. В современной жизни, человек  пытается понять, откуда и когда  зародилась жизнь на земле, что такое  религия и каков будет результат  современного цивилистического развития человека.

Информация о работе Теория происхождения культуры из магии