Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:34, курсовая работа
1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применялся раньше в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.
Введение……………………………………………………………………3
1 Необходимость создания таможенного союза……………………….4
1.1 Создание и структура таможенного союза………………………4
1.2 Нормативно-правовая база таможенного союза………………...10
2 Перспективы таможенного союза……………………………………19
2.1 Перспективы таможенного союза………………………………..19
2.2 Таможенные пошлины на иномарки……………………………..24
3 Сравнение Таможенного Кодекса РФ и Таможенного Кодекса
Таможенного Союза…………………………………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………………46
Великолукская государственная сельскохозяйственная академия
Курсовая работа
по дисциплине «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств»
на тему «Таможенное оформление в Таможенном Союзе»
Введение…………………………………………………………
1 Необходимость создания таможенного союза……………………….4
1.1 Создание и структура таможенного союза………………………4
1.2 Нормативно-правовая база таможенного союза………………...10
2 Перспективы таможенного союза……………………………………19
2.1 Перспективы таможенного союза………………………………..19
2.2 Таможенные пошлины на иномарки……………………………..24
3 Сравнение Таможенного Кодекса РФ и Таможенного Кодекса
Таможенного Союза…………………………………………………...32
Заключение ……………………………………………………………….44
Список использованных источников……………………………………46
1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применялся раньше в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов таможенного союза, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства - гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.
1 Необходимость создания таможенного союза
1.1 Создание и структура таможенного союза
История создания Таможенного Союза восходит к середине 90-х годов прошлого века. Тогда в 1995 г. Россия и Белоруссия подписали соглашение о его создании. К середине 1996 г. в союз вошли также Казахстан и Киргизия, а в 1998 г. - Таджикистан. В соответствии с совместно принятыми странами СНГ решениями формирование Таможенного союза должно было проводиться в два этапа. На первом этапе необходимо было полностью отменить тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле, установить единый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе предполагалось осуществить объединение таможенных территорий стран-основателей союза в единую таможенную территорию с перенесением таможенного контроля с внутренних на внешние границы союза.
В течение 1995 г. первый этап формирования Таможенного союза был в целом завершен. Уже к середине 1996 г. была подготовлена программа мер по завершению формирования Таможенного союза, предполагалось подписание соответствующих документов. Однако оно не состоялось. Это произошло потому, что различные экономические интересы стран-участниц не позволили им согласовать общий перечень тарифных и нетарифных изъятий из режима свободной торговли, унифицировать положения применяемых до сих пор двухсторонних соглашений о свободной торговле и соответствующих протоколов об изъятиях из этого режима. Это привело к возникновению новых ограничений и препятствий даже во взаимной торговле.
Вторая попытка образования Таможенного Союза была предпринята в 2006 году. За прошедшее десятилетие многое изменилось в экономиках наших стран. Россия и Казахстан стали позиционироваться, как мощные энергетические державы, а Белоруссия, из-за событий на Украине в 2004 году, стала основным геополитическим союзником России на Западе, граничащим со странами Европейского Союза. Принципиальное же решение о создании Таможенного Союза в составе трех государств было принято на совете ЕврАзЭс в августе 2006 года.
Тогда три государства-члена ЕврАзЭс - Россия, Казахстан и Белоруссия - выступили на саммите 2006 г. в Сочи с инициативой об образовании Таможенного Союза, как первого реального шага на пути полноценного объединения. Это был очень выверенный ход. Появилась возможность установления внутренних - между участниками Таможенного союза - таможенных пошлин, налоговых каникул, дотаций для сельского хозяйства. Частные выгоды от такого регионального союза многообразны.
Однако важнейшим следствием формирования Таможенного союза является восстановление значительной части экономического пространства бывшего СССР как единого организма.
По словам известного политолога Ю.М. Солозобова, вместе мы обладаем почти 83% экономического потенциала СССР. Это значит, что наша объединенная экономика может резко возрасти только за счет восстановления былых экономических связей. Так что имеется потенциал для быстрого экономического рывка при снятии ненужных бюрократических барьеров и национальных запретов. Кроме того, с образованием общего внутреннего рынка основных стратегических и потребительских товаров наши страны получит своеобразную экономическую защиту против выпадов извне. И своего рода страховка и защита от неизбежного колебания биржевых цен на энергоносители - нефть и газ.
На саммите 2006 года, страны-участницы Таможенного Союза договорились применять единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. По первоначальным договорённостям Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана должен был начать действовать в 2011 г.
Проект введения Таможенного союза трех государств предполагает, что с началом полномочий Союза все товары, приходящие из третьих стран на территорию стран-участниц Таможенного союза, будут проходить одинаковые таможенные процедуры и после выпуска соответствующих таможенных органов совершенно свободно перемещаться между тремя государствами. Как и, конечно, товары, произведённые в России, Казахстане и Белоруссии. Также с определенного перечня товаров будут взиматься одинаковые пошлины. В идеале это означает отсутствие таможенных границ и другого контроля, кроме пограничного. При этом Россия, Белоруссия и Казахстан будут руководствоваться единым таможенным кодексом.
Что касается роли Казахстана в формировании структур Таможенного Союза. В Казахстане за эти годы прилагались значительные усилия для создания юридических и экономических основ деятельности этой структуры.
Так, ещё при подписании основных документов по Таможенному Союзу, в выступлении президента страны Н. Назарбаева говорилось о том, что только одно соглашение по выравниванию железнодорожных тарифов позволит увеличить товарооборот и грузооборот между нашими странами на 30 процентов. Как показывают расчеты экспертов, в дальнейшем беспошлинный оборот товаров и рост грузопотоков будут увеличиваться в геометрической прогрессии.
На настоящий момент договорной пакет Таможенного союза содержит уже 37 документов. В этом году предстоит подготовить еще около 15 документов. Казахстан активно участвовал в подготовке всех них. Кроме того, необходимо создать работоспособные национальные органы по регулированию внешнеторговой деятельности.
А в своём интервью председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин высказал следующие предложения по Таможенному Союзу - «Если, например, груз идет из Китая в Россию и мы взяли с него на своей границе таможенный сбор, то должны эти деньги разделить между всеми участниками союза. Так, как это делает Европа. Но сегодня, ни по одному направлению в наших странах нет единого бюджета. Этот вопрос до сих пор остается камнем преткновения. Я считаю, что для его решения нам понадобится еще не один год напряженной работы.
Дело здесь не в нежелании какой-либо стороны идти на уступки. Проблема в еще не окончательно сложившихся экономических, организационных и прочих условиях. Ведь надо будет на каждой границе отслеживать грузы. А какой-то единый центральный орган должен будет правильно и справедливо перераспределять финансовые потоки между государствами».
По поводу юридической составляющей Таможенного Союза. В конце января нынешнего 2009 года Сенат парламента Казахстана ратифицировал ряд соглашений по формированию Таможенного союза совместно с Россией и Белоруссией.
Был принят закон "О ратификации Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза". Этот закон позволит обеспечить учет данных во взаимной торговле и в торговле с третьими странами, обеспечить органы Таможенного союза информацией для принятия решений в области торговли, а также обеспечить анализ тенденций, структуры и динамики внешних торговых потоков.
12 марта 2009 года Экспертный совет по таможенному регулированию при Госдуме РФ провел совместное заседание с Минэкономразвития и Федеральной таможенной службой. На совещании эксперты обсуждали вопросы формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Эксперты, среди них значительная часть представлена представителями Казахстана, должны решить очень важные задачи: в довольно короткие сроки совместно завершить работу над ключевыми документами, чтобы предложить коллегам из других государств-участников союза наиболее грамотные и сбалансированные версии.
В середине мая 2009 года Генеральный секретарь ЕврАзЭС, представитель Казахстана Таир Мансуров, доложил президенту Казахстана Н. Назарбаеву о там, что Механизм Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии может быть запущен в первой половине 2010 года.
Он также сообщил, что три государства уже согласовали 88% всех необходимых документов, сейчас идут интенсивные переговоры по согласованию оставшихся документов. По словам генсека ЕврАзЭС, на предстоящей в июне встрече глав правительств будут подписаны еще шесть международных договоров.
"В конце года также состоится заседание глав правительств, на котором будет принят еще один блок документов. Это позволит уже в первой половине 2010 года запустить механизмы сформированного Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС", - отметил Т. Мансуров.
Планируется, что к концу текущего года главы государств утвердят таможенные кодексы Евразийского экономического сообщества и Таможенного союза, сообщил также генсек ЕврАзЭС.
На съезде партии «Нур Отан» 15 мая сего года в Астане Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил надежду на то, что в 2010 году таможенный союз, создаваемый Казахстаном, Россией и Белоруссией, начнет свою работу.
""На выходе" сейчас находится таможенный союз между Казахстаном, Россией и Белоруссией - это первая важнейшая интеграционная "ласточка". Я надеюсь, что мы завершим эту работу в следующем году", - сказал Н. Назарбаев.
"Для индустриализации наших стран нам надо раскрывать свои собственные рынки, а не рассчитывать на других. Такая кооперация выгодна всем государствам", - подчеркнул президент Казахстана. [1]
Во время визита премьер-министра России В. Путина в Казахстан на встречу премьер-министров стран СНГ 21 мая 2009 г. также обсуждался вопрос о создании Таможенного Союза трёх государств. Тогда глава правительства Казахстана Карим Масимов по итогам российско-казахстанских межправительственных переговоров заявил, что в Москве 9 июня встретятся главы правительств России, Белоруссии и Казахстана для переговоров по вопросам создания Таможенного союза.
Кроме того, там же К. Масимов сказал - "Я думаю, что все основные позиции нашли свое отражение, и надеемся, что в ближайшее время переговорные группы придут к взаимоприемлемому решению по всем вопросам создания Таможенного союза».
Таким образом, мы можем констатировать, что Казахстан принимал и продолжает принимать активное участие в образовании Таможенного Союза и его структур. И можно будет надеяться на то, что его создание будет одним из шагов к дальнейшей интеграции наших государств. Ведь, по словам В. Путина - «Очень много из того, что достигнуто в сфере интеграции, было сделано по инициативе Президента Назарбаева. Казахстан всегда был и останется надежным партнером России».
1.2 Нормативно-правовая база Таможенного союза
Исторически формирование системы нормативно-правового регулирования в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.
рисунок 5
Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:
Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;
Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) – более 42-х решений.
Например для Беларуси, в соответствии с законами Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и «О международных договорах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
ТК ТС и иные международные договоры применяются в Республике Беларусь непосредственно и после их ратификации имеют силу закона.
Согласно решения Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 15, решения Комиссии таможенного союза, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению и имеют юридическую силу актов, принимаемых государственными органами, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии таможенного союза соответствующих полномочий.
Таким образом, решения Комиссии таможенного союза также непосредственно применяются в Республике Беларусь и имеют различную юридическую силу, в зависимости от уровня регулируемых правоотношений.
Договора о ТС и ЕЭП, об учреждении ЕЭП, о создании единой таможенной территории и формировании ТС явились отправной точкой и определи стратегические планы работ по формированию ТС и Единого экономического пространства, Протокол - определил механизм вступления в силу международных договоров по формированию ТС. Соглашением определен механизм распределения взимаемых сумм ввозных таможенных пошлин и нормативы их распределения в следующих размерах:
Республика Беларусь – 4,70 %;
Республика Казахстан – 7,33 %;
Российская Федерация – 87,97 %.
Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года с внесенными в него Протоколом от 16 апреля 2010 года изменениями и дополнениями.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» была определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года – 6 июля 2010 года.
Фактически с 6 июля 2010 дан старт функционированию единой таможенной территории ТС с изъятиями и ограничениями, предусмотренными протоколом глав государств об отдельных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС от 5 июля 2010 г. и переходными положениями ТК ТС. Этим же протоколом дано поручение по подписанию Соглашения о вывозных таможенных пошлинах.
Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;
Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;
Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);
Единый таможенный тариф таможенного союза;
Перечни необходимые для применения тарифных преференций – это:
Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;
Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Кроме того, пунктом 7 Решения № 18, с даты его принятия (27 ноября 2009г.) Комиссии таможенного союза представлены полномочия по ведению Единый таможенный тариф таможенного союза.
Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».
А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.
Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года и Решение Комиссии ТС № 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», которыми определены:
Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;
Положения о применении ограничений;
Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года;
Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года.
Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза.
А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС.
По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:
Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;
Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;
Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);
Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;
Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;
Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;
Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;
Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;
Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров от 18 июня 2010 года.
Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
В ходе Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств, состоявшегося 5 июля 2010 года был подписан еще 4 международных договора по вопросам таможенного регулирования и деятельности таможенных органов, это:
Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 5 июля 2010 года;
Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года;
Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств-членов таможенного союза от 5 июля 2010 года;
Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года.
Находятся в стадии доработки (2 Соглашения):
Соглашение о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом
Соглашение об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975г.)
15 сентября в Беларуси на совещании у вице-премьера Кобякова – члена Комиссии ТС – проект одобрен с оговоркой, что МДП не может применяться при перевозках между странами- участниками ТС.
Также Республика Казахстан пока не является стороной Стамбульской Конвенции о временном ввозе (вывозе) АТА.
И еще более 20 решений Комиссии Таможенного союза, принятых в соответствии с ТК ТС и иными международными договорами государств-членов таможенного союза.
Кроме того, в связи с письмом Минздрава Казахстана от 29.06.2010 № 14-8-5064/4 до 1 января 2011 года товары, следующие в адрес казахских грузополучателей, ввозятся через внешнюю границу ТС без наличия СЭЗ. В РБ ввозятся без СЭЗ при наличии гарантийного письма импортера.
Также существует проблема признания сертификатов соответствия, выданных уполномоченным органом одной страны, в другой стране до разработки и введения единых технических регламентов стран- членов ТС.
Решения КТС, если в них не указан срок вступления в силу, вступают в силу в порядке, определенном Правилами процедуры Комиссии таможенного союза, утвержденными Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 15.
В соответствии с пунктом 39 этих Правил решения КТС, имеющие обязательный характер, вступают в силу не ранее чем через месяц с даты их официального опубликования.
Датой официального опубликования решения КТС является дата его размещения на официальном Интернет – сайте КТС (п.37 Правил).
При исчислении процессуальных сроков применяется законодательство страны пребывания КТС. В соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года местом пребывания КТС является город Москва. Таким образом, порядок исчисления срока вступления в силу решений КТС определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Таким образом, решение КТС, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в день следующего месяца, следующий за днем с датой, аналогичной дню опубликования решения КТС.
В качестве примера можно привести решение КТС от 16 июля 2010г. № 328 (преференции по гражданским самолетам) , которым не была предусмотрена дата его вступления в силу.
2 Перспективы Таможенного союза
2.1 Перспективы Таможенного союза
Перед тем как рассмотреть перспективы Таможенного союза, я хочу представить нововведения Таможенного кодекса Таможенного союза.
Подводя итоги Межгоссовета ЕврАзЭС, президент Белоруссии Александр Лукашенко отметил, что Минск, Москва и Астана ввели единый таможенный тариф - первой ключевой составляющей союза.
"Было принято решение по введению первого ключевого момента Таможенного союза - единого таможенного тарифа. С 1 июля начала функционировать единая таможенная территория в рамках Белоруссии, России и Казахстана", - сказал Лукашенко.
Он отметил, что стороны должны действовать быстро. "Наша конечная цель - создание единого экономического пространства, а Таможенный союз - важнейший шаг на пути к ЕЭП", - добавил он.
Лукашенко также с удовлетворением отметил, что Таможенный союз не создает препятствий для участия стран в других международных экономических инициативах.
По его словам, в Минске сделан крупный исторический шаг по формированию ЕЭП. "Этот шаг внесет серьезные экономические подвижки в мире в целом", - сказал он.
Президент РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, отметил, что, несмотря на совпадение места действия, распад СССР, который произошел в результате переговоров в белорусской Беловежской пуще, и возникновение Таможенного союза - события несопоставимые.
"Эти события направлены в разные стороны: в результате событий, произошедших в Беловежской пуще, возникли новые государства, а то, что совершилось сегодня, с международный правовой точки зрения означает возникновение Таможенного союза", - сказал Медведев.
Российские пошлины взяли за основу.
Лидеры трех стран Таможенного союза урегулировали вопрос по пошлинам - 92% пошлин РФ взяты за основу формирования общего тарифного плана союза, сообщил журналистам первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам саммита в Минске. При этом, по его словам, участники Таможенного союза - Россия, Белоруссия и Казахстан - договорились изменить пошлины на некоторые группы товаров.
"Нам пришлось согласиться с нашими партнерами по понижению определенных таможенных пошлин в отношении некоторых групп товаров, а нашим партнерам пришлось некоторые таможенные пошлины повышать", - сказал Шувалов.
По его словам, Казахстану, в частности, пришлось принять таких решений свыше пяти тысяч.
Первый вице-премьер считает, что после 1 января придется заново посмотреть на некоторые таможенные решения - "и там, где они неоправданно завышены, и там, где они уже выполнили свою антикризисную функцию, нам тогда нужно будет выходить с решением о понижении таких пошлин".
Шувалов напомнил, что в качестве временной меры некоторые таможенные пошлины были повышены. "Они взяты за основу как единый таможенный тариф на троих, на три государства, но это не значит, что они останутся навечно", - сказал Шувалов. Пошлины на автомобили пока не обсуждались, сообщил при этом российский вице-премьер.
Десятки миллиардов долларов прибыли.
Как считает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, создание Таможенного союза принесет России до 400 миллиардов долларов прибыли, а Белоруссии и Казахстану - более 16 миллиардов.
"Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 миллиардов долларов", - сказал Назарбаев на пресс-конференции в Минске.
Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран - 900 миллиардов долларов, добавил он.
По мнению Назарбаева, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках.
"Совокупные резервы нефти трех наших стран - 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов", - сказал президент Казахстана. Он также отметил, что на три страны "приходится 17% мирового экспорта пшеницы".
РФ защитит своих производителей.
Россия, вступая в Таможенный союз, планирует сохранить высокий уровень защиты своих производителей и получать львиную долю доходов от импортных таможенных пошлин, собираемых в рамках союза, сообщил журналистам директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.
По его словам, уже с начала следующего года комиссия Таможенного союза будет администрировать взимание импортных пошлин, а вот полномочия по экспортным тарифам Россия сохранит до середины 2011 года.
"Россия, как и две другие страны Таможенного союза, будет самостоятельно проводить антидемпинговые расследования. Для защиты своих производителей каждое государство сможет начислять дополнительные платежи к импортной ставке единого таможенного тарифа на определенный вид товара", - сказал он.
Лихачев не исключил, что на следующем этапе развития Таможенного союза эти полномочия могут быть переданы на наднациональный уровень - в ведение комиссии Таможенного союза.
"Механизм распределения таможенных платежей между странами-участницами пока не согласован - он должен быть утвержден до 1 июля следующего года. Россия как самый емкий рынок может рассчитывать большую часть поступлений - до 90% от взимаемых пошлин. У Казахстана и Белоруссии практически нет экспортных пошлин. Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины", - сказал он.
По его словам, предполагается, что четкий механизм распределения экспортных пошлин будет рассматриваться на втором этапе создания союза.
"Импортные пошлины в РФ при введении единого таможенного тарифа с 1 января 2010 года изменятся незначительно. По 92% товарных позиций будут применяться российские тарифы, только 8% номенклатуры поменяется", - сказал Лихачев.
2.2 Таможенные пошлины на иномарки
Для начала я хочу продемонстрировать схему Единого таможенногоаатарифва.
Белорусские предприниматели, занимающиеся доставкой автомобилей из западной Европы, утверждают, что за последние недели количество продаж возросло не менее, чем в два раза, в ожидании увеличения ставки таможенной пошлины.
Вместе с тем, цены на подержанные автомобили увеличились в среднем более чем на 500 долларов.
С 1 января 2010 года утвержден единый таможенный тариф для юридических лиц в странах Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан). Пошлины для юрлиц на легковые автомобили в странах Таможенного союза приравняют к российским, которые на порядок выше белорусских пошлин.
Вместе с тем, в сложной ситуации оказались и официальные автодилеры. Их пугает не столько повышение таможенных тарифов с 1 января, как тот факт, что таможенные тарифы для физических лиц будут пересмотрены только к 1 июля 2010 года. Таким образом, полгода автодилеры будут предлагать покупателям авто, растаможенные по новым ставкам, тогда как для физлиц будут действовать старые тарифы. В неофициальных беседах представители автодилеров сообщают, что до нового года постараются максимально заполнить свои склады и на этом запасе прожить полгода. Они также призывают покупателей забыть про еще недавно популярные акции со снижением цен. Кроме того, автодилеры не исключают возрождения серых схем ввоза автомобилей в Белоруссию. Несколько лет назад такие схемы отпали из-за указа президента, уравнявшего таможенные платежи на автомобили для физических и юридических лиц.
Близость Евросоюза и низкие ставки таможенных пошлин приучили белорусских водителей к относительно недорогим импортным автомобилям. На белорусских дорогах сравнительно редко можно встретить автомобиль марки ВАЗ. Значительно чаще можно увидеть Mercedes или BMW представительского класса.
По данным председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, за четыре года официальные автодилеры увеличили годовые объемы продаж в республике в 10 раз - с 2,5 тысячи единиц до более 25 тысяч. Если в 2005 году доля машин, ввозимых юрлицами и предпринимателями, составляла около 1% импорта автомобилей, то в 2008 году она увеличилась до 43%. В 2008 году автобизнес принес в бюджет государства в виде таможенных пошлин не менее 400 миллионов долларов и около 50 миллионов долларов налоговых платежей.
Для российских и белорусских автомобилистов, желающих посетить соседнее государство, в будущем году не потребуется никакого таможенного оформления транспортных средств для их временного ввоза, как это происходит сегодня. Причем, бумажные препоны, усложняющие жизнь автолюбителей, будут ликвидированы еще до вступления в силу нового таможенного кодекса
Порядок оформления временного ввоза в РФ транспортных средств для всех иностранцев, въезжающих в Россию на своих авто, будет упрощен с 25 февраля 2010 года. Иностранные граждане будут оформлять единственный документ на свои автомобили - пассажирскую таможенную декларацию (ПТД).
"С момента вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (предполагается, что в отношении Белоруссии это произойдет 1 июля 2010 года, а в отношении Казахстана - 1 июля 2011 года) лицам, постоянно проживающим в этих государствах, не нужно будет оформлять даже эту декларацию. Они смогут свободно въезжать в Россию без оформления каких-либо документов на свой автотранспорт", - сказал замначальника ГУ организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Михаил Числов.
Причем, для жителей Белоруссии этот момент может наступить и раньше, добавил он. ФТС России совместно с ГТК Белоруссии разработали проект соглашения между правительствами двух стран о временном ввозе и вывозе транспортных средств.
Проект соглашения уже прошел первый этап согласования в российских и белорусских заинтересованных министерствах и ведомствах. В этих структурах он получил в целом положительную оценку, передает РИА Новости.
Напомним, что на заседании коллегии Таможенного комитета Союзного государства 19 ноября 2009 года доработанный проект соглашения был одобрен. Сейчас ведется работа по его подготовке к скорейшему подписанию главами правительств.
В настоящее время временный ввоз автомобилей на территорию РФ оформляется в два этапа. Физические лица заполняют ПТД в двух экземплярах, где указывают сведения о временно ввозимом транспортном средстве. Затем проводится регистрация автомобиля для личного пользования - оформляется удостоверение ввоза транспортного средства (УВТС).
По новым правилам оформление будет проводиться в один этап, разъясняет заместитель начальника главного управления ФТС. Сведения об автотранспорте нужно будет отразить только в ПТД. С таможенных органов снимается обязанность регистрации транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся в России. "Такого документа, как УВТС, больше не будет. Это упростит таможенное оформление и даст возможность проводить его в более сжатые сроки", - говорит он.
Иностранные граждане, как и прежде, могут ввозить свой автотранспорт без уплаты таможенных пошлин, налогов на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год. Если возникнет необходимость продлить срок пребывания, заявленный первоначально, то необходимо обратиться в таможенный орган по месту постоянного проживания или временного пребывания. Но общий срок нахождения автотранспорта в стране без уплаты таможенных пошлин не должен превышать одного года.
На качество таможенного контроля предстоящие изменения не повлияют, полагают в ФТС. Таможенный контроль обеспечивается за счет штрихового кодирования. В настоящее время штрихкод наносится на УВТС, а с 25 февраля он будет наноситься на ПТД.
При выезде с территории России в таможенный орган надо будет предъявить эту пассажирскую таможенную декларацию. Таким образом, отмечает Числов, способ таможенного контроля останется прежним, его эффективность не снизится. Чиновник уверен, что осуществление подобных мер будет способствовать более тесному общению между гражданами дружественных стран.
ФТС не ожидает каких-либо проблем для российского авторынка и после отмены обязательного оформления ввоза личных автомобилей из Белоруссии.
Отдельные аналитики и автодилеры высказывали опасения, что такие нововведения приведут к наводнению российского рынка дешевыми подержанными иномарками, которые будут пригонять из Европы белорусские граждане. Однако большинство экспертов и участников рынка согласны с мнением ФТС и остаются спокойны.
Государство заявляло, что не допустит акций перегонщиков, которые уже намерены ввезти в Россию дешевые подержанные автомобили после вступления в действие единого Таможенного кодекса, напоминает аналитик ИК "Финам" Дмитрий Баранов.
"Никакого вала подержанных автомобилей в Россию не хлынет. Государство не один год поддерживало российский автопром, чтобы в итоге получить в спину нож от своего партнера?!", - говорит эксперт.
И касается это не только процедур таможенного оформления личных авто, но и импорта транспортных средств. Сейчас страны Таможенного союза уже унифицировали ставки на импорт автомобилей для юридических лиц, такая же участь ожидает и ставки для физических лиц ("Колеса.ру")
Таможенные пошлины на иномарки: Россия и Белоруссия должны будут для формирования Таможенного союза принять болезненные, но необходимые решения по унифицированию пошлин на иномарки, сообщил президент РФ Дмитрий Медведев. "Это чувствительная очень вещь, конечно, особенно для Белоруссии, имея в виду то, что у вас пошлины были незначительные по отношению к нашей стране", - сказал Медведев, отвечая на вопросы белорусских журналистов. "Ну, уж если мы договариваемся о Таможенном союзе, а это, в целом, для нас выгодно, то мы, конечно, должны унифицировать и пошлины, причем пойти на взаимные действия", - сообщил президент РФ. "С одной стороны, снижаются пошлины на иномарки в Беларусь, с другой стороны, мы готовы к увеличению ряда платежей, пошлин по крупным машинам - по МАЗам, в частности, по автомобилям соответствующей категории", - сказал он. "Я понимаю, что это болезненно, но нам нужно этот период пережить. В конечном счете, уже создав Таможенный союз, мы можем в какой-то момент договориться о новых единых правилах игры", - считает Медведев. По его словам, это касается и торговли автомобилями. "Тем более что и РФ, и Казахстан, и Беларусь - все вступают в ВТО, и ряд решений, которые мы сейчас на себя принимаем, мы так или иначе будем адаптировать для нашего членства в ВТО", - отметил он. "Нет ничего вечного - нет вечных пошлин, но сейчас, на нынешнем этапе для гармонизации наших финансовых отношений, таможенных отношений на это необходимо пойти", - считает глава российского государства.
В настоящее время Белоруссия, Казахстан и Россия ведут активную работу по созданию Таможенного союза между тремя государствами, который должен заработать с января 2010 года. Идет формирование соответствующей нормативно-правовой базы.
В России в начале этого года вступили в силу повышенные ставки таможенных пошлин на ввоз иномарок. Ставки на новые автомобили выросли с 25% до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным повышением специфической ставки, исчисляемой в евро за кубический сантиметр объема двигателя. Платежи за подержанные легковые машины увеличились почти в три раза, за грузовые - в два раза.
Ставки должны были действовать до 1 сентября. В конце августа правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, возглавляемая первым вице-премьером РФ Виктором Зубковым, рекомендовала продлить повышенные импортные пошлины на иномарки еще на девять месяцев - до 1 июня 2010 года. РИА Новости
Белорусский автопром: Участие в Таможенном союзе с Россией и Казахстаном поможет Белоруссии привлечь инвестора для создания сборочного производства легковых автомобилей, заявил журналистам в пятницу в Минске заместитель премьер-министра Белоруссии Андрей Кобяков. "Рынок Белоруссии с 10-миллионым населением вряд ли привлечет инвестора. А вот создание Таможенного союза открывает для нас рынок в 170 миллионов человек, а это уже серьезно", - сказал Кобяков. Он напомнил, что со вступлением в действие единого таможенного тарифа все компоненты автомобилей, производимые на территории Таможенного союза, будут рассматриваться как отечественные. В настоящее же время белорусские автозапчасти, поступающие на конвейеры автозаводов России, приравниваются к иностранным, таким же, как немецкие и французские, добавил белорусский вице-премьер. В Белоруссии пока отсутствует отечественный производитель легковых автомобилей, за исключением сборочного производства иранской марки "Саманд", объемы которого пока не могут удовлетворить белорусский рынок. Такая ситуация делает для Белоруссии очень чувствительным вопрос о повышении таможенных пошлин на легковые автомобили для частных лиц. В настоящее время для граждан Белоруссии таможенные платежи за ввоз легкового автомобиля не старше 10 лет, среднего объема двигателя не превышают тысячи евро РИА Новости
Таможенные пошлины на автомобили: Таможенные пошлины на легковые автомобили на территории Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана будут установлены до 1 июля 2010 года, заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Андрей Кобяков, выступая перед белорусскими парламентариями в пятницу в Минске. "Уже согласованы таможенные пошлины на легковые автомобили для юридических лиц, но физических лиц эти пошлины не касаются", - сказал Кобяков. Он пояснил, что для физических лиц пошлины на автомобили на территории Таможенного союза будут установлены на уровне ныне действующих в России. "Мы должны согласовать пошлины на автомобили для физических лиц, чтобы не создавать предпосылок для сохранения таможенных границ внутри территории Таможенного союза.
Таможенное оформление автомобилей: Россияне и белорусы смогут пересекать границу двух государств на личных автомобилях без таможенного оформления их временного ввоза, возможно, еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, сообщил РИА Новости заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Михаил Числов.
Порядок оформления временного ввоза в РФ транспортных средств для всех иностранцев, въезжающих в Россию на своих авто, будет упрощен с 25 февраля 2010 года. Иностранные граждане будут оформлять единственный документ на свои автомобили - пассажирскую таможенную декларацию (ПТД).
Таможенные пошлины на иномарки в Белоруссии: С 1 января 2010 г. собираемые в России иномарки будут беспошлинно ввозиться в Казахстан и Белоруссию, если их промышленная сборка достигла 30% локализации
Такое решение принято комиссией Таможенного союза. Кроме того, на все страны-участницы будет распространяться российское законодательство в области сборочных производств, которое в настоящий момент различно. Речь идёт о российских требованиях по производственной мощности и локализации производства автокомпонентов.
Ввоз физическими лицами на территорию Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана легковых автомобилей и других товаров будет регулироваться отдельным соглашением, которое должно быть подписано до 1 июля 2010 года, заявил начальник главного управления внешнеэкономической политики министерства экономики Белоруссии Ярослав Мицкевич журналистам в среду
3. Сравнение Таможенного Кодекса РФ и Таможенного Кодекса
Таможенного Союза
Таможенный кодекс Таможенного союза, знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД
Сейчас я рассмотрю схему Концепции развития Таможенного союза
в рамках ЕврАзЭС.
Принцип национального резидентства
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов таможенного союза, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.
Порядок декларирования
При ввозе предусмотрено последовательное совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.
При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории таможенного союза совершаются таможенные операции, связанные с убытием.
Так же, как и в российском таможенном законодательстве, только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение и перемещаются по таможенной территории таможенного союза в соответствии с процедурой таможенного транзита.
Основным отличием от порядка, действующего в настоящее время, является то, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров таможенного союза», получают право свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах-членах таможенного союза. Исключение составляют товары, в отношении которых в государстве-члене Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Это касается 409 товарных позиций, в отношении которых до 1 июля 2011 года в Республике Казахстан будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин меньшие, чем установлены Единым таможенным тарифом. Аналогичная норма может быть установлена отдельным международным соглашением и в отношении транспортных средств, ввезенных физическими лицами и выпущенных для свободного обращения в период со дня вступления в силу Единого таможенного тарифа таможенного союза (1 января 2010 г.) и до дня начала функционирования Таможенного союза.
Такие товары будут являться условно выпущенными, смогут использоваться только в пределах территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск, а в случае их перемещения на территорию другого государства-члена таможенного союза недоплаченная сумма таможенных платежей будет подлежать доплате.
Транзит
В ТК ТС содержится единая таможенная процедура – таможенный транзит, то есть по сравнению с российским законодательством больше не будет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации, что также упрощает правоприменительную практику.
Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (глава 27 ТК ТС), применяются, в том числе, и к таможенной процедуре таможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему, в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением следующего:
- в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой таможенного союза на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации – четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
- не требуется указания в транзитной декларации ряда сведений, предусмотренных ТК России (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита).
Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью).
Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в ТК России – лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства-члена таможенного союза), но и лицо государства-члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
ТК ТС четко определены случаи, в которых применяется процедура таможенного транзита: В том числе к ним относится перемещение товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (в настоящее время специальный таможенный режим, например, товары, перемещаемые между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории таможенного союза).
Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита не изменились.
Одним из основных условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита – является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум мерам.
Расширен перечень случаев, когда не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Если в ТК России не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но иными организациями в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.
Устанавливаются особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
- товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
- после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
Выпуск товаров в свободное обращение
Перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определен непосредственно статьями ТК ТС. Исключена возможность национального нормотворчества в данном вопросе.
Изменилась норма, касающаяся срока подачи таможенной декларации на ввозимые товары. В ТК России таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте их прибытия либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При этом предусмотрена возможность продления данного срока по мотивированному письменному обращению декларанта в пределах срока временного хранения товаров (4 месяца). В ТК ТС таможенная декларация на ввозимые товары должна быть подана до истечения срока временного хранения товаров, который также как и в ТК России не может превышать 4 месяцев. То есть декларанту не придется лишний раз обращаться за разрешением в таможенный орган.
Срок выпуска товаров сократился на 1 рабочий день. В ТК РФ срок выпуска не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров. В ТК ТС срок выпуска – 1 рабочий день со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Так как в ряде случаев для проведения досмотровых операций таможенному органу необходимо более длительное время, предусмотрено продление данного срока выпуска с письменного разрешения начальника таможенного органа до десяти рабочих дней.
Основаниями для выпуска также как и в ТК России являются:
- представление в таможенный орган лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих соблюдение других видов государственного контроля, если их проведение и представление таможенным органам подтверждающих документов предусмотрено международными договорами государств-членов таможенного союза;
- соблюдение условий заявленной таможенной процедуры, предусмотренных ТК ТС;
- уплата таможенных пошлин, налогов либо предоставление обеспечения их уплаты.
Новеллой ТК ТС является отказ в выпуске товаров. Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования, и основания для выпуска товаров определены непосредственно в ТК ТС, то таможенный орган отказывает в выпуске данных товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для отказа в выпуске товаров, если основания для выпуска по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов не соблюдаются. Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, либо устранив причины, по которым было отказано в выпуске товаров, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.
Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела
В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются: таможенный представитель, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор. Новеллой является институт уполномоченного экономического оператора, который в России заменит собой лиц, пользующихся специальными упрощениями при таможенном оформлении товаров в соответствии со статей 68 ТК РФ. В ТК ТС предусмотрены переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим в настоящее время деятельность в области таможенного дела продолжать работать до 1 января 2011 года. В это период они должны будут включиться в реестры на новых условиях либо по истечении данного периода прекратить свою деятельность.
Стимулирование инноваций
Отдельные нормы в ТК ТС направлены на упрощение порядка совершения таможенных операций в целях стимулирования инновационной активности предприятий.
В ТК ТС предусмотрено существенное сокращение по сравнению с общим двухдневным сроком, сроков выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины – до 4 четырех часов с момента регистрации таможенной декларации.
Сокращено количество документов, представляемых экспортерами для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины с 14 видов документов до 7 видов документов:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
6) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
7) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов таможенного союза.
Особо следует отметить, что документы, подтверждающие таможенную стоимость товаров, не включены в перечень документов, необходимых при подаче декларации на вывозимые товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами.
Так как перечень документов, необходимых для таможенного декларирования определен непосредственно в ТК ТС, таможенным органам фактически запрещено требовать дополнительные документы при декларировании помещаемых под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.
Удаленный выпуск
В ТК ТС создана правовая основа для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая наряду с предварительным информированием и электронным декларированием должны вывести таможенное администрирование на качественно новый уровень.
Пункт 6 статьи 193 ТК ТС определяет, что при подаче предварительной декларации товары должны быть предъявлены как таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, так и иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации. Это является прогрессивной нормой по сравнению с действующим ТК РФ, который устанавливает, что при предварительном декларировании товары должны быть предъявлены исключительно таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Положения ТК ТС позволят расширить практику применения технологии удаленного выпуска товаров, в том числе с использованием предварительного декларирования.
Перемещение товаров для личного пользования
Основные принципы организации совершения таможенных процедур в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в ТК ТС, практически не отличаются от принципов, применяемых в действующем в настоящее время таможенном законодательстве.
Так, например, ТК ТС допускает применение в местах прибытия на территорию таможенного союза и убытия с этой территории технологической системы «красного» и «зелёного» коридоров. При этом надо отметить, что нормы ТК ТС позволяют организовать «зелёные» коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств-членов таможенного союза. С момента вступления в силу ТК ТС такие транспортные средства не надо будет декларировать. Это позволит в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска.
В настоящее время экспертами таможенных служб и других заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан ведется работа по подготовке межправительственных соглашений и решений Комиссии таможенного союза, призванных, в том числе, урегулировать проблемные вопросы таможенного оформления и таможенного контроля физических лиц, перемещающих товары для личного пользования.
О системе таможенного законодательства
Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:
1) Таможенного кодекса таможенного союза;
2) международных договоров, принятых на основании ТК ТС,
3) решений Комиссии таможенного союза.
Если какие-то из международных договоров, либо решений КТС еще не вступят в силу одновременно с ТК ТС, то пока в Российской Федерации будут применяться нормы национального законодательства, регулирующие в настоящее время соответствующие правоотношения. Это предусмотрено в переходных положениях ТК ТС.
Ряд вопросов, связанных с таможенным регулированием, отнесен ТК ТС к уровню национального законодательства. Для их урегулирования разработан проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который также вступает в силу 1 июля 2010 года.
Например, в ФЗ содержатся положения, связанные в порядком информирования и консультирования, порядком обжалования действий таможенных органов, системой таможенных органов. Здесь конкретизирован ряд вопросов, связанных с деятельностью лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (владельцев СВХ, ТС, таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев магазинов беспошлинной торговли, уполномоченных экономических операторов). Данный законопроект размещался в официальном сайте ФТС России для проведения антикоррупционной экспертизы. Он доработан с учетом поступивших от федеральный органов исполнительной власти и представителей бизнеса замечаний и предложений.
Для получения всей картины изменения таможенного законодательства с 1 июля 2010 года, участникам ВЭД следует ознакомиться с ТК ТС, а также с данным федеральным законом, международными договорами и решениями КТС, которые разработаны в целях реализации ТК ТС.
Заключение
Таможенная служба – один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Значительное место в деятельности таможенных органов, занимает таможенное оформление. Таможенное оформление – это совокупность таможенных операций и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами в отношении товаров и транспортных средств перемещаемых через таможенную границу РФ. Таможенное оформление представляет собой одну из форм таможенного контроля, направленную на охват ряда важнейших составных частей таможенного дела. Структура таможенного оформления определяет систему правовых, организационных мероприятий, направленных на реализацию и защиту: внутри- и внешнеэкономических интересов Российской Федерации, в целях динамичного осуществления политических и социально- экономических преобразований, в условиях формирования рыночных отношений; пополнения доходной части Бюджета Российской Федерации; выявления правонарушений и их профилактику; недопущения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, запрещенных исходя из соображений государственной безопасности и международных договоров.
Рассматривая таможенное оформление в Таможенном Союзе, как некий порядок действий, направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление можно представить в ином, более развернутом виде как совокупность последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
При этом данная совокупность мероприятий представляет собой:
— во-первых, действия лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу по подаче деклараций о перемещении товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей; действия по уплате таможенных платежей, а также фактическое представление перемещаемых товаров и транспортных средств, для производства таможенного досмотра;
— во-вторых, действия таможенных органов по приему уведомлений (о перемещении), проверке документов и сведений, необходимых для таможенных целей, взиманию таможенных платежей, досмотру товаров и транспортных средств, а также действия по принятию решений о допустимости применения заявленного таможенного режима, включая документальное отражение принятого решения.
Продуманность таможенного оформления призвана не только надежно реализовывать внешнеэкономическую деятельность, но и должна быть направлена на защиту прав малого предпринимательства, хозяйственных объединений, граждан, а также упрощения процедуры таможенного оформления.
Список использованных источников
1 Киотская Конвенция
2 Таможенный Кодекс России
3 Таможенный Кодекс Таможенного Союза
Список использованных источников
4. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007.
6. Данные таможенной статистики за 2007-2008 гг. // Таможенное регулирование & таможенный контроль. - 2008.
7. Габричидзе Б. Н. Таможенное право. - М.: Дашков и К, 2004
8. Говоров С.Н. Классификация видов лизинга // Экономика и финансы. – 2007
9. Куприянов И.А. Юридические особенности перевозки автомобилей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. - 2007.
10. Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs.ru
11.Николашина В.М. Сервис на транспорте. - М.:Академия, 2006.
12. Таможенное право. - Под общ. ред. Андриашина Х.А. Учебник. - М.: изд. Юстицинформ. - 2010
10
[1]
Информация о работе Таможенное оформление в Таможенном Союзе