Техническое регулирование, санитарные, фитосанитарные меры в международной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

Обязательные требования государства к техническим параметрам продукции реализуются с помощью системы технического регулирования, в которой ключевыми документами являются технические регламенты.

Работа содержит 1 файл

техническое регулирование.docx

— 30.58 Кб (Скачать)

      Тема 8: Техническое регулирование, санитарные, фитосанитарные меры в международной  торговле 

      Обязательные  требования государства к техническим  параметрам продукции реализуются с помощью системы технического регулирования, в которой ключевыми документами являются технические регламенты.

      Для того чтобы технические регламенты не наносили неправомерного ущерба международной торговле, страны-члены ВТО подписали соглашения «О технических барьерах в торговле» и «О санитарных и фитосанитарных мерах», которые в их актуальном изложении вступили в силу с 1 января 1995 г.

 

 

  1. Соглашение ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер

                                   (СФС)

      Соглашение  по СФС устанавливает базовые  правила для стандартов безопасности пищевых продуктов и здоровья растений и животных.

      Все страны принимают меры, которые гарантируют, что пищевые продукты безопасны  для потребителей и в этих странах  предотвращено распространение вредителей или болезней среди животных и растений.

      Сюда  входят меры, принятые для защиты здоровья рыб и дикой фауны, лесов и  дикой флоры.

      СФС меры могут принимать различные  формы:

  • требования, чтобы продукция прибывала из свободных от болезней регионов;
  • осмотр продукции;
  • определенная обработка;
  • установление допустимых максимальных уровней остатков пестицидов;
  • разрешение использовать только некоторые добавки в пищевых продуктах.

      Санитарные (здоровье человека и животных) и  фитосанитарные (здоровье растений) меры применяются к пищевым продуктам, произведенным внутри страны, к местным болезням растений и животных, а также к продукции, поступающей из других стран.

      СФС меры по самой их природе могут  привести к ограничениям в торговле. Основная цель Соглашения по СФС состоит в том, чтобы поддержать суверенное право любой страны на обеспечение уровня защиты здоровья, который считается приемлемым, и гарантировать, что эти независимые права не используются для протекционистских целей и не приводят к ненужным барьерам в международной торговле.

      Меры, определяемые Соглашением по СФС, распространяются на следующие объекты:

  • пищевые добавки, загрязнители, токсины в продуктах и напитках;
  • остатки ветеринарных препаратов и пестицидов в пищевых продуктах;
  • сертификация пищевой продукции, здоровья животных и растений;
  • влияние методов переработки на безопасность пищи;
  • требования к маркировке, имеющие прямое отношение к безвредности пищевой продукции;
  • карантин животных и растений;
  • требования к созданию зон, свободных от паразитов и болезней;
  • процедуры по предотвращению распространения, контролю или уничтожению паразитов и болезней в стране.

      Основные  принципы Соглашения следующие:

      1.    Гармонизация

      Соглашение  по СФС поощряет правительства устанавливать  национальные СФС меры, совместимые  с международными стандартами, руководящими принципами и рекомендациями. Международные стандарты разрабатывают:

  • в области безопасности пищевых продуктов — объединенная Комиссия ФАО/ВОЗ;
  • в области здоровья животных — Международное бюро эпизоотии;
  • в области здоровья растений — Международная Конвенция по защите растений.

     Одна  из проблем состоит в том, что  международные стандарты являются часто настолько строгими, что многим странам трудно применить их на национальном уровне. Соглашение позволяет странам использовать собственные стандарты и различные методы инспекции продуктов. Члены Соглашения могут также вводить меры, которые отвечают более высоким стандартам, чем международные. В этом случае страну можно попросить предоставить научное оправдание того, что соответствующий международный стандарт не даст приемлемого уровня защиты. Правительство одной страны может поставить под сомнение меры другой страны.

      2. Недискриминация и национальный режим

      Из-за различий в климате, различной распространенности вредителей и болезней, различных  условий безопасности пищи не всегда корректно применять те же самые  санитарные и фитосанитарные требования к товарам, прибывающим из различных стран. Поэтому СФС меры иногда изменяются в зависимости от страны происхождения товаров. Это принято во внимание в Соглашении. Государства должны также признать свободные от болезней области, которые не могут соответствовать политическим границам, и адаптировать свои требования к товарам из этих областей.

      3. Эквивалентность

      Соглашение  не требует отдавать приоритета торговле безопасными товарами. Как только страна остановилась на приемлемом уровне риска, имеется множество альтернативных мер, которые могут использоваться, чтобы достичь этой защиты (обработка, карантин или строгий осмотр). Например, хотя можно запретить ввоз экзотического вредителя, обработка товаров также может уменьшить риск и явится меньшим ограничением торговли.

      4. Оценка риска

      Страны  должны установить СФС меры на основе оценки фактических рисков. Соглашение, в частности, разъясняет, какие факторы должны быть приняты во внимание при оценке риска. Правительства должны быть последовательны в решениях о том, что является безопасным продуктом, здоровым растением или животным. Ограничения должны применяться только в необходимой степени. Эти ограничения не должны произвольно или неоправданно вносить различия между странами, где преобладают идентичные условия.

      Соглашение  СФС разрешает принимать предупредительные  меры, немедленные меры в чрезвычайных ситуациях. Известно много примеров, когда на основе научного свидетельства были запрещены производство, продажа и импорт продуктов. Соглашение СФС не влияет на право стран накладывать запреты при этих условиях.

      5.    Прозрачность

      Правительства должны уведомить другие страны о  введении или пересмотре какого-либо СФС требования, которое затрагивает торговлю, а также создать информационные центры, через которые можно было бы узнать о новых или существующих мерах. Они также должны позволить провести расследование того, как на территории страны применяются требования к безопасности пищевых продуктов, здоровью животных и растений.

      2. Соглашение ВТО «О технических барьерах в торговле» (ТБТ)

      Соглашение  по ТБТ принимает во внимание существование  законных расхождений между странами. Преамбула к Соглашению заявляет, что «ни одна страна не должна быть ограничена в применении мер, гарантирующих качество ее импорта, защиту жизни и здоровья человека, животных и растений, состояние окружающей среды или устраняющих обман потребителя на уровне, который страна считает приемлемым». Однако технические инструкции «не должны быть подготовлены, приняты или применены с целью, приводящей к препятствиям в торговле, которые не являются необходимыми».

      Если  обстоятельства, которые заставили  страну ввести техническое регулирование, более не существуют или политические цели могут быть достигнуты альтернативными путями, такое регулирование не должно сохраняться.

      Обязательство избегать ненужных препятствий в  торговле применяется также к  процедурам оценки соответствия.

      Страны  применяют техническое регулирование  для достижения следующих целей:

  1. Защита безопасности или здоровья человека. Национальные инструкции, которые требуют, чтобы автомобили были оборудованы ремнями безопасности, а розетки имели защищенную конструкцию, относятся к области защиты безопасности человека. Обычный пример инструкций такого типа — это маркировка сигарет с указанием о вреде здоровью.
  2. Защита жизни или здоровья животных или растений. Цель этих инструкций гарантировать, что виды животных или растений из-за опасностей, связанных с водой, воздухом или загрязнением почвы не попадут под угрозу исчезновения. Пример: разновидности рыб, которые находятся под угрозой исчезновения, могли отлавливаться только при достижении определенного размера.
  3. Защита окружающей среды. Регулирование охватывает повторную переработку бумажных и пластмассовых изделий, уровни эмиссии автомобилей.
  4. Предотвращение вводящих в заблуждение методов. Большинство этих инструкций, представленных в виде требований к маркировке, стремится защитить потребителей, доводя до них информацию о товаре. Другие инструкции устанавливают классификацию и определения, требования к упаковке и измерениям (размер, вес и т. д.), чтобы избежать вводящих в заблуждение методов.
  5. Другие цели. Другие цели инструкций — качество, техническая гармонизация или просто помощь в торговле. В некоторых развитых странах широко распространены инструкции качества, требующие, например, чтобы овощи и фрукты достигли определенной степени зрелости, прежде чем будут поставлены на рынок.

    Под Соглашение по ТБТ подпадают следующие  объекты:

  • маркировка пищевых продуктов, напитков и лекарств;
  • требования к качеству и упаковке свежих пищевых продуктов;
  • единство измерений.

      К числу основных принципов Соглашения относятся:

      1. Недискриминация и национальный режим. Отношение к продукции, импортированной с территории любой страны-члена, должно быть не менее благоприятным, чем к подобной продукции национального происхождения (национальный режим) и к подобной продукции, происходящей из любой другой страны (режим наибольшего благоприятствования). Оплата за любые процедуры, связанные с оценкой соответствия, должна быть одинаковой для всех стран.

      2. Гармонизация. Гармонизация необходима для достижения технической, информационной и других видов совместимости. Соглашение ТБТ поощряет членов использовать существующие международные стандарты, прежде всего стандарты ИСО, в разработке национальных инструкций. Страны не обязаны придерживаться международных стандартов, если это оправдано фундаментальными климатическими или другими географическими факторами, технологическими или инфраструктурными проблемами.

      3. Эквивалентность. Процесс, ведущий к подготовке международного стандарта, может быть длинным и дорогостоящим. По этим причинам участники переговоров предложили дополнительный подход к технической гармонизации, известный как эквивалентность. Эквивалентными считаются инструкции, отличные друг от друга, но достигающие тех же целей разными методами.

  1. Взаимное признание результатов испытаний. Изготовители могут сталкиваться с трудностями, стремясь получить одобрение для своей продукции на иностранных рынках. Разнообразие процедур и методов оценки соответствия значительно увеличивает затраты производителей на различных рынках. Затраты сократятся, если товар будет проверен однажды, и результаты испытания будут приняты на всех рынках.
  2. Прозрачность. Страны-члены должны уведомлять остальных участников Соглашения об изменениях в техническом регулировании. Помимо этого, каждый член ВТО должен основать национальный информационный пункт.

        3. Организации, устанавливающие санитарные и фитосанитарные требования к продукции

      Международные соглашения, заключенные в рамках ВТО, акцентируют внимание на важности стандартов Codex Alimentarius. В соответствии с правилами ВТО, если имеется подходящий стандарт Codex Alimentarius, регламентирующий вопросы безопасности пищевых продуктов, стандарт Международного бюро по эпизоотии (0IЕ), регламентирующий вопросы здоровья животных, или стандарт Международной конвенции о защите растений (IРРС), который устанавливает фитосанитарные меры, их следует использовать в качестве эталонов.

Информация о работе Техническое регулирование, санитарные, фитосанитарные меры в международной торговле