Антропоцентризм и экоцентризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:02, доклад

Описание работы

Антропоцентризм и экоцентризм – типы отношения людей к природе.
Мировоззрение, господствующее с начала промышленной революции, называют антропоцентризмом. Его тезисы таковы: высшей ценностью считается человек, а правильным – то, что полезно человеку; природа воспринимается как безличная окружающая среда, предназначенная для удовлетворения человеческих потребностей, а цель взаимодействия с природой – удовлетворение практических потребностей человека; этические нормы действительны лишь между людьми, а биологические объекты ценны постольку, поскольку они нужны человеку, и даже охрана природной среды обоснована антропоцентризмом прагматически – необходимостью сохранить ее для будущих поколений.

Работа содержит 1 файл

Антропоцентризм и экоцентризм.doc

— 53.50 Кб (Скачать)

Антропоцентризм и экоцентризм

 

Антропоцентризм и экоцентризм  – типы отношения людей к природе.  
Мировоззрение, господствующее с начала промышленной революции, называют антропоцентризмом. Его тезисы таковы: высшей ценностью считается человек, а правильным – то, что полезно человеку; природа воспринимается как безличная окружающая среда, предназначенная для удовлетворения человеческих потребностей, а цель взаимодействия с природой – удовлетворение практических потребностей человека; этические нормы действительны лишь между людьми, а биологические объекты ценны постольку, поскольку они нужны человеку, и даже охрана природной среды обоснована антропоцентризмом прагматически – необходимостью сохранить ее для будущих поколений.  
Этим старым взглядам, как ответственным за экологический кризис, противопоставляют экоцентризм, внедрение которого должно кризис облегчить. Экоцентризм воспринимает природу как полноправного субъекта взаимодействия с человечеством (которое должно при удовлетворении своих потребностей не нарушать экологическое равновесие); одностороннее техногенное воздействие должно смениться взаимодействием человека и природы, не нарушающим биосферный баланс; этические нормы должны расшириться, включив в себя биосферу и живые существа (природу будут сохранять ради нее самой).  
Именно деятельностную природу человека, его стремление изменять окружающий мир в своих интересах, противники антропоцентризма считают причиной экологических кризисов. Провозглашается, что необходима замена антропоцентризма (способствовавшего формированию утилитарного отношения к природе как к источнику ресурсов, необходимых человеку), то есть «природопотребительских» взглядов, новым мировоззрением, называемым экоцентризмом, или биосфероцентризмом. Эта концепция рассматривает каждое живое существо как уникальную ценность. Отвергая понимание человека как царя природы, сторонники экоцентризма утверждают: человек – часть природы, а нее ее властелин, и он не может противопоставить свой ограниченный разум процессам самоорганизации мира. Для предотвращения экологической катастрофы сторонники экоцентризма считают необходимым не разработку ресурсосберегающих технологий или эффективных систем очистки, а смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей. Для достижения этой цели предлагается проведение воспитательной работы с человечеством.  
К сожалению, многие люди еще не научились уважать интересы дру-гих людей, поэтому реализация экоцентризма откладывается на далекую историческую перспективу.  
Предлагаются различные разновидности экоцентризма: антропокос-мизм (человек рассматривается в качестве не господина Вселенной, а оче-редной ступени ее развития, предназначенной для ускорения процессов са-моорганизации); биофилософия (указывает на уникальность живых организмов как особых форм бытия и невозможность использовать человеческие аналогии для их познания); витацентризм (рассматривает жизнь как всемирную стихию, а человека – как одну из ее форм); естественный гуманизм (понимает человека как соединенного со всем, что существует в природе и ради своих же интересов обязанного охранять природу); экогуманизм (преодолевает противопоставление общества и природы, рассматривая их как единое целое); экологическая культура (система культурных ценностей, в основе которой находится императив: «недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений»); экософия (призывает человека строить отношения с природой исходя из подлинных ценностей, не зависящих от интересов человека) и т.д.


 

 

2. Особенности  формирования экологического сознания

В условиях научно-технического и социального  прогресса экологическое образование  и воспитание – неотъемлемый элемент  формирования нового человека. Общение  молодых людей с природой воспитывает  в них лучшие нравственные качества. В. А. Сухомлинский создал целую систему воспитания, в которой важное место отводится общению подрастающего поколения с природой, познанию её законов, ценностей и красоты.  Поэтому перед каждым педагогом стоит задача формирования экологического сознания и экологической культуры, как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального  сознания, связанную с отражением природы как части бытия.

Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загрязнение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимостью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее разрешения) формирования экологического сознания.

Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в дефиницию «экологическое сознание». Так, в работе Р.У. Биджиевой, написанной в начале 80-х годов XX столетия, предпринимается попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекватную тому времени. Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного производства вообще и экономическим положением группы в частности.

В конце XX столетия представления об экологическом  сознании кардинально меняются. Это  связано с новым пониманием места  и предназначения человека в современном  мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анализа содержания и структуры экологического сознания.

В ряде исследований подчеркивается, что в современном обществе и  его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический  пессимизм (наиболее преобладающая  позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-восторженный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами).

В специальных исследованиях выявляют четыре типа носителей экологического сознания с точки зрения решения экологических задач, связанных с поиском новых источников финансирования. Соответственно выделяют четыре типа людей.

Первый тип характеризуется  встревоженностью существующей экологической  ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологических и экономических приоритетов в государстве.

Если обратиться к содержанию собственно психологических проблем, связанных  со спецификой и структурой экологического сознания, то здесь, действительно, можно  поставить множество достаточно сложных и содержательных вопросов. К основным из них относятся: что из себя с психологической точки зрения представляет экологическое сознание, каковы его структура, типы, механизмы формирования?

В современной психологии под сознанием  понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении.

Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность. Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

Так, например, В.А.Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень  психического отражения природной  и искусственной среды, своего внутреннего  мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику.

Таким образом преодолеваются первоначальные попытки сведения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как единиц экологического сознания. При этом, что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания.

Опираясь на такого рода представления, В.А.Скребец предпринимает попытку выделить структурные компоненты экологического сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания исследователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.

К основным свойствам или признакам  экологического сознания автор относит следующие:

- социальный характер экологического  сознания, что обусловлено принятыми  в данном обществе нормами,  ценностями, сформировавшимися традициями;

- опосредованность символами, знаками,  в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

- саморефлексивность;

- внутренний диалогизм и др.

Антропоцентрическое экологическое сознание

Экоцентрическое экологическое сознание

1. Высшую ценность  представляет человек

1. Высшую ценность  представляет гармоническое развитие человека и природы

2. Иерархическая  картина мира

2. Отказ от  иерархической картины мира

3. Целью взаимодействия  с природой является удовлетворение  тех или иных прагматических  потребностей

3. Целью взаимодействия  с природой является оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества

4. «Прагматический  императив»: правильно то, что полезно  человеку

4. «Экологический  императив»: правильно только то, что не нарушает существующее  в природе экологическое равновесие

5. Природа воспринимается  как объект человеческой деятельности

5. Природа воспринимается  как равноправный субъект по  взаимодействию с человеком

6. Этические  нормы и правила не распространяются  на взаимодействие с миром  природы

6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой

7. Развитие природы  мыслится как процесс, который  должен быть подчинен целям  и задачам человека

7. Развитие природы  мыслится как процесс взаимовыгодного единства

8. Деятельность  по охране природы продиктована  дальним прагматизмом: необходимостью  сохранить природную среду, чтобы  ею могли пользоваться будущие  поколения

8. Деятельность по охране  природы продиктована необходимостью  сохранить природу ради нее самой и ради людей



Информация о работе Антропоцентризм и экоцентризм