Активизация региональной политики по развитию малого предпринимательства в Хабаровском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является разработка теоретических положений в направлении выявления проблем малого предпринимательства в региональном аспекте и выработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности малого предпринимательства в Хабаровском крае. В соответствии с целевой установкой определены следующие задачи исследования:
- исследовать состояние малого предпринимательства в современных условиях в Хабаровском крае;
- провести анализ основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в ходе своей деятельности;
- исследовать динамику развития и существующий механизм управления малым бизнесом на региональном уровне;
- провести анализ системы взаимодействия органов власти, Хабаровского края и малого предпринимательства и выявить недостатки при реализации государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства;
- выработать практические рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия органов власти и малого предпринимательства, с учетом современного государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 7
1.1 Состояние малого предпринимательства 7
1.2 Проблемы малого предпринимательства 12
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОРГАНОВ ВЛАСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 17
2.1 Основные противоречия, сдерживающие развитие предпринимательства 17
3 ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика .doc

— 389.50 Кб (Скачать)

     Закон о саморегулирующихся организациях был принят  Законодательной Думой 24 февраля 2008 года.  Хотелось бы остановится на его общих положениях.

     1. Саморегулируемые организации это общественные организации, создаваемые на всей территории Хабаровского края, которые самостоятельно осуществляют деятельность в направлении установления индивидуальных, коллективных или отраслевых стандартов предпринимательской деятельности и профессиональной этики, целью которых является осуществление механизма взаимодействия малого предпринимательства с органами власти и управления.

     2. Саморегулируемые организации в  своей деятельности руководствуется  законодательными и нормативными актами Российской Федерации, законами Хабаровского края, постановлениями и распоряжениями Губернатора края, постановлениями Правительства края, а также настоящим Законом3. Саморегулируемые организации создаются в каждом секторе предпринимательской деятельности в каждом отдельном муниципальном образовании и осуществляют свою деятельность на общественных началах.

     Задачи  саморегулируемых организаций:

     - содействие формированию благоприятного предпринимательского климата посредством сокращения необоснованных барьеров при взаимодействии малого предпринимательства с органами власти;

     - обеспечение координации деятельности краевых органов исполнительной власти и контролирующих органов, действующих на территории края, по вопросам сокращения числа необоснованных проверок, устранения существующих, предотвращения создания новых барьеров на пути развития малого предпринимательства в сферах арендных отношений, лицензирования и разрешительной практики, регистрации, сертификации, контроля и другим проблемам, оказывающим отрицательное влияние на деятельность субъектов малого предпринимательства.

     Функции саморегулируемых организаций:

     - установление и изменение правил ведения членами организации хозяйственной деятельности;

     - разработка системы стимулов и санкций, принуждающих членов организации соблюдать правила организации саморегулирования и лишающих их заинтересованности в нарушениях данных обязательств;

     - обеспечивает координацию и содействует проведению согласованных действий структурных подразделений Правительства края и контролирующих органов, действующих на территории края, по вопросам устранения существующих и предотвращения принятия нормативных правовых актов, устанавливающих необоснованные барьеры при развитии малого предпринимательства;

     - обеспечивает взаимодействие отраслевых министерств и ведомств, края, администраций муниципальных образований городов и районов края со структурами поддержки малого предпринимательства, общественными организациями, союзами и объединениями предпринимателей в целях выработки согласованных решений по разработке механизмов и осуществлению конкретных мер по устранению барьеров, препятствующих развитию предпринимательства;

     - участвует в разработке методических рекомендаций и предложений для органов местного самоуправления городов и районов края по вопросам устранения имеющихся барьеров в развитии субъектов малого предпринимательства, установлению правил и стандартов предпринимательской деятельности;

     - участвует в разрешении споров между субъектами рынка  и анализирует предложения малых предпринимателей, органов государственной власти и местного самоуправления края, граждан, направленные на установление эффективного взаимодействия малого предпринимательства с органами власти края и  индивидуальных предпринимателей для выполнения возложенных на саморегулируемые организаций функций;

     - обжаловать решения государственных органов в суде, отстаивая интересы своих членов.

     Формирование, функционирование и органы управления саморегулируемых организаций:

     - в состав саморегулируемой организации входят частные предприниматели - представители определенной отрасли, физические лица и юридические лица, общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы;

     - персональный состав Совета утверждается Губернатором края;

     - председатель Совета: организует работу и несет ответственность за выполнение возложенных на саморегулируемые организаций функций; утверждает повестку дня и дату проведения очередного заседания саморегулируемые организаций; привлекает от имени Правительства края к работе саморегулируемых организаций представителей краевых органов исполнительной власти, контролирующих органов, действующих на территории края и других специалистов;

     - члены саморегулируемых организаций: могут возглавлять образуемые рабочие группы; вносят на рассмотрение предложения и рекомендации по вопросам, относящимся к их компетенции; несут ответственность за обоснованность принятых с их участием решений, за достоверность представленных материалов, а также за своевременность подготовки материалов к очередному заседанию.

     - текущая работа обеспечивается секретарем саморегулируемой организаций. Секретарь формирует повестку дня заседаний, исходя из предложений его членов и других заинтересованных организаций;

     - заседания саморегулируемой организации проводятся по мере необходимости и оформляются протоколом;

     - решения принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов саморегулируемой организации, присутствующих на заседании;

     - решения, принимаемые саморегулируемой организацией, вырабатываемые рекомендации и предложения, при необходимости могут оформляться проектами, направляемыми Губернатору края или Правительству края;

     - организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности саморегулируемой организации осуществляется министерством экономического развития и внешних связей края.

     Таким образом, принятие подобного закона, даст толчок в активизации деятельности общественным организациям и отдельным малым предпринимателям. При создании подобной организации будет запущен механизм реального и эффективного взаимодействия малого предпринимательства с органами власти. Будут разграничены сферы их соприкосновения, и позволит устранить избыточные функции органов власти в области регулирования деятельности малого предпринимательства, а самое главное создать устойчивый трамплин для развития бизнеса в крае в целом. Однако, Закон «О саморегулируемых организациях» имеет коррупционную составляющую, поскольку участие в ней будет обязательным для всех бизнес-структур. В каждой подобной организации может создастся группа крупных компаний, диктующих условия всем остальным участникам данного сегмента рынка. Законом должны быть предусмотрена прозрачность отношений госрегулятора и верхушки организации, как, впрочем, и самого процесса принятия решений в организациях. Для этого необходимо регламентировать состав подобных организаций. В состав должны включать только те предприниматели, чья деятельность и честность намерений не вызывает пререканий. Считается необходимым разработать понятие «добросовестный предприниматель»[21, С. 61]. Таковым можно считать предпринимателя, под чьим руководством организация имеет: высокое качество произведенной продукции; поступления в бюджет налоговых платежей в расчете на одного работника не ниже среднего значения по отрасли в Хабаровском крае (городе, районе); высокую социальную и экологическую ответственность; разумное соотношение заработной платы руководителя и средней заработной платы по предприятию. Для оптимизации работы созданных законом объединений необходимо улучшение процесса из связи с властными структурами. Работая в режиме «on line», существенно ускоряется процесс получения многих разрешительных документов. Однако для этого госорганы должны иметь информационно насыщенные сайты, а предприниматели – оперировать современными информационными инструментами.

     Посредствам предлагаемых мер малое предпринимательство  получит реальную возможность влиять на состояние и предпринимательский климат в крае, а органы власти смогут проводить эффективную политику в области регулирования и поддержки малого предпринимательства. Саморегулирование является гибким инструментом, предполагающим более низкие издержки по его применению для бизнеса по сравнению с государственным регулированием и не предполагает дополнительных затрат со стороны государства. В рамках саморегулирования появляется возможность повысить адаптационную эффективность деятельности экономических субъектов за счет того, что участники рынка самостоятельно устанавливают формальные правила, регулирующую данную сферу бизнеса, взаимодействуя при этом с властными структура в оперативном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Об  эффективности мер государственной поддержки органами власти Хабаровского края свидетельствует положительная динамика показателей деятельности малых предприятий края на протяжении ряда лет. Несмотря на положительные результаты деятельности малого предпринимательства в крае, все же потенциал его используется пока не в полной мере. Проблемы малого предпринимательства, в основном, те же, что и у крупного и среднего бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, можно представить системой из четырех основных составляющих. Во-первых, это ограниченные возможности развития бизнеса, определяемые общеэкономической ситуацией в стране и регионе (высокие налоги, тарифы монополистов, стоимость кредитных ресурсов и аренды производственных площадей, низкая платежеспособность населения, нестабильная законодательная база, сложный порядок налогообложения и др.). Во-вторых, слабая государственная поддержка предпринимательства, особенного малого, что не позволяет ему на равных конкурировать с зарубежными компаниями. В-третьих, существующее бюрократическое администрирование, оборачивающееся длительностью оформления всех бизнес-документов, нерациональным использованием времени управленческого персонала чиновников, потерей оперативности во взаимоотношениях предпринимателей с партнерами. Наконец, коррупция, усиливающая теневую сферу, расширяющая ненормативные отношения бизнеса и власти, сдерживающая формирование цивилизованных предпринимательских отношений. Острота противоречий между бизнесом и властью имеет объективные корни. Сокрытие доходов и недоплата налогов предпринимателями оборачивается усилением регулирующего воздействия на них органов государственной власти, расширением ненормативных отношений. Наиболее беззащитным в этих взаимоотношениях является потребитель продукции (услуг) бизнеса и власти. Основополагающая идея совершенствования «барьерной роли» государства основана на реализации четырех направлений: сокращении регулирующих функций государства, совершенствовании деятельности государственных органов власти, включении общественности в систему контроля за деятельностью предпринимателей и повышении цивилизованности предпринимательской среды. В сложившейся ситуации, необходима активность общественных организаций, ассоциаций малого и среднего бизнеса по выдвижению своих представителей для дальнейшего внедрения в жизнь разработанных и одобренных Правительством предложений по совершенствованию регулирующих функций. Решение основной проблемы во взаимодействии малого предпринимательства с органами власти представляется возможным при создании саморегулируемых организаций, которые будут составлять основной мостик между двумя институтами и обеспечивать их эффективное взаимодействие на благо всей региональной экономики. Основные практические предложения по созданию подобных организаций включены в проектируемый закон, определяющий их деятельность. Важнейшая задача создаваемых общественных объединений предпринимателей не просто защита в органах власти интересов предпринимателей, а грамотное и рациональное построение их взаимоотношений. Такие функции на сегодняшний день подобные общественные объединения не несут, а лишь противопоставляют себя органам власти. А, как известно, проведение эффективной региональной политики и поднятие экономики региона на высокий уровень невозможно без установления партнерских отношений и правильной координации органов власти и малыми предпринимателями.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 
      
  1. О малом  предпринимательстве в Хабаровском  крае : закон Хабаровского края от 29.02.1996 г. № 8 (ред. от 31.05.2006 г.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант плюс».
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации :  федер. закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 15.06.2007 г.) // Собр. законодательства РФ. – 2007. – № 14. - Ст. 2703.
  3. О взаимодействии органов государственной власти края и местного самоуправления с предпринимательскими структурами Хабаровского края : постановлением губернатора Хабаровского края от 28.07.2005 г. № 163 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант плюс».
  4. О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004-2006 годы : постановление Правительства Хабаровского края от 20.10.2003 г. № 29-пр [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант плюс.
  5. Об итогах развития малого предпринимательства в Хабаровском крае и мерах его государственной поддержки на 2007-2009 годы : постановление Правительства Хабаровского края от 9.06.2007 г. № 7-пр [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант плюс».
  6. Основные направления развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2007 – 2009 годы : постановление Правительства Хабаровского края от  12.01.2007 г. № 4-пр [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант плюс».
  7. Положение о межведомственном совете при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии малого предпринимательства : постановление Губернатора края от 20.08.2006 г. № 389 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант плюс.
  8. Положение о совете по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края : постановление Губернатора Хабаровского края от 09.08.2002 г. № 378 [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Консультант плюс».
  9. Агеев, А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. - М. : Наука, 2007. – 20 с.
  10. Алимова, Т. Г. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей / Т. Г. Алимова // Вопросы экономики. - 2008. - № 4. – С. 108-123.
  11. Афанасьев, В. Г. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / В. Г. Афанасьев // Государство и право. – 2007. – № 9. – С. 12-23.
  12. Белянова, Е. А. Мотивация и поведение российских предпринимателей / Е. А. Белянова // Вопросы экономики. - 2006. - № 6. - С. 15-21.
  13. Блинов, А. В. Малое предпринимательство и большая политика / А. В. Блинов // Вопросы экономики. - 2007. - № 6. - С. 39-45.
  14. Блинов, А. В. О правовом статусе саморегулируемых организаций / А. В. Блинов // Право и экономика. – 2007. – № 11. – С. 34-67.
  15. Быстрицкий, С. П. Энциклопедия начинающего предпринимателя: частный взгляд на предпринимательство и окружающую его среду / С. П. Быстрицкий. - М. : Изд-во РУЛИ, 2008. - 161 с.
  16. Виленский, А. П. Этапы развития малого предпринимательства в России / А. П. Виленский // Вопросы экономики. - 2007. - № 7. - С. 30-38.
  17. Воронцова, Л. С. Развитие малого предпринимательства на Дальнем востоке. Методологический аспект и региональные особенности / Л. С. Воронцова // Регионология. – 2008. – № 4. – С. 23-45.
  18. Горбунов, Э. Ю. Предпринимательство: его природа и роль в обновление общества / Э. Ю. Горбунов // Экономика и жизнь. – 2007. - № 29. - С. 34-65.
  19. Грищенко, Ж. М. Социальный портрет предпринимателя / Ж. М. Грищенко // Социс. - 2007. - № 10. - С. 53-61.
  20. Долгопятова, Т. Г. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России / Т. Г. Долгопятова // Вопросы экономики. - 2007. - № 11. - С. 92-107.
  21. Журавлев, А. Л. Российские предприниматели в современной социальной структуре / А. Л. Журавлев // Социс. - 2007. - № 5. - С. 61-69.

Информация о работе Активизация региональной политики по развитию малого предпринимательства в Хабаровском крае