Актуальные вопросы экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

При разработке стратегии развития Российской Федерации на период до 2020 года необходимо учитывать те глобальные вызовы и угрозы, которые ожидают в перспективе не только российскую экономику, но и всё мировое сообщество.
Речь идёт о глобальных процессах и тенденциях, таких как демографический кризис и последующая трудовая миграция, развитие альтернативной энергетики и сохранение природных ресурсов, ужесточение природоохранных требований и защита экологии, повсеместное распространение и расширение возможностей сети Интернет и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Особенности современной бюджетной политики России 4
2. Национальные проекты и их роль в социально-экономических преобразованиях. 10
3. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства 16
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Актуальные вопросы экономики РФ контрольная.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

      Сегодня основные препятствия в развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации заключаются в следующем: почти половина предпринимателей в качестве наиболее существенных проблем, мешающих ведению их деятельности, выделяют высокую налоговую нагрузку (49%), ограниченность финансовых средств (48%) и нестабильность законодательной базы (47%).

      Развитию предпринимательства также мешают такие факторы, как: коррупция в органах власти и управления (36%), высокая ставка арендной платы (31%), проверки контрольно-надзорных органов (27%), трудности с получением кредита (25%). Как показывают результаты исследований, в процессе своей деятельности предприниматели чаще всего вынуждены «решать проблемы» с сотрудниками милиции. С этим сталкивалось более половины  - 52% собственников бизнеса.

      Более трети предпринимателей отмечают чрезмерное вмешательство таких контролирующих инспекций, как Госсанэпиднадзор (39%), Государственная противопожарная служба (36%) и Госторгинспекция (31%).

      Свыше 85% предпринимателей знают о существовании Закона № 88–ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», и 33% знакомы с его содержанием. Почти 40% собственников бизнеса слышали о существовании федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса, но в большинстве никогда не обращались за помощью в существующие структуры его поддержки.

      Как показывает практика хозяйствования, многие неудачи малых фирм связаны с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Из всего перечня льгот, предусмотренных законодательством пользуются льготными условиями налогообложения 15% предпринимателей, льготными ставками арендной платы – 4,2%, льготой по ускоренной амортизации основных фондов – 5%. Использование других, предусмотренных законодательством льгот (по кредитованию, страхованию, получению оборудования и технологий и пр.), отмечается у менее 1%.

      Почти 40% предпринимателей считают, что реальную помощь и поддержку они получали в региональных и отраслевых предпринимательских объединениях, союзах, ассоциациях. Существуют и другие каналы получения информационных, финансовых и других видов поддержки малых и средних предприятий. Например, помощь в развитии бизнеса от Торгово-промышленной палаты РФ. В то же время весьма незначительна является помощь со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей, а также агентств по поддержке малого и среднего бизнеса и международных фондов.

      Одной из характерных черт малых предприятий  является проблема их финансирования. Как правило, они обладают недостаточной  суммой стартового капитала и испытывают постоянные трудности с аккумулированием денежных средств и их инвестированием в бизнес.

      Одним из вариантов решения данной проблемы является финансовая поддержка со стороны банков. Среди основных причин, препятствующих получению кредита в банке, 42% предпринимателей выделяют проблему залога и гарантий, 31% – высокие процентные ставки, 26% – проблемы с оформлением. Главной причиной, препятствующей получению кредита в фондах поддержки предпринимательства, 42% собственников бизнеса считают отсутствие доступа к соответствующей информации. Вместе с тем почти 70% отмечают, что нуждаются в реальной государственной поддержке. В первую очередь свои ожидания предприниматели связывают со снижением налоговой нагрузки, созданием условий доступа к финансовым ресурсам, упрощением отчетности. При этом большинство считают, что вероятность получения такой помощи низкая.

      Можно сказать, что в рамках государственной поддержки системы кредитования малого бизнеса необходимо обеспечить снижение (компенсацию) процентной ставки. Кроме того, больше, чем половине предпринимателей необходимо предоставление государственных гарантий по кредитам. При этом объем государственных гарантий по кредитам малого и среднего бизнеса должен составлять порядка 50% от суммы кредита. Общей проблемой остается недостаточная определенность требований законодательства, создающая условия для их произвольного толкования.

      Сегодня считается, что вмешательство правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность неоправданно высоко, вне зависимости от вида деятельности, поэтому большинство предпринимателей высказывается против ужесточения ответственности за нарушения. Подавляющее большинство малых предпринимателей по тем или иным причинам этими льготами не пользуется. Информированность предпринимателей о состоянии нормативно-правовой базы удовлетворительная. Вместе с тем эффективность правоохранительных механизмов низкая. Государственным органам необходимо разработать методики расчета размера арендной платы, с тем чтобы при заключении договора аренды стороны придерживались каких-то общих норм. Этими же нормами могли бы руководствоваться и суды при вынесении решений по делам, связанным со спорным повышением арендной платы.

      Также важнейшим направлением является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Несмотря на предусмотренные всеми федеральными программами меры, механизм оказания финансовой поддержки малому бизнесу в целом неэффективен. В целом государственная политика поддержки предпринимательства и особенно механизмы ее реализации требуют пересмотра и реформирования.

      Сложившаяся экономическая ситуация также негативно  воздействует на малое предпринимательство  по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия  на грань банкротства. Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы.

      Взятый  государством курс на модернизацию экономики  и развитие инноваций предполагает создание условий для развития малых инновационных компаний, встраивание их в производственную цепочку, осуществление комплексных мер по их поддержке.

      Главные ключевые факторы, на развитие которых необходимо сделать основополагающий упор - это: обеспечение спроса на продукцию инновационных компаний; качество образования – возможность взращивания талантов; создание инфраструктуры (технопарки, центры коллективного пользования); защита и охрана интеллектуальной собственности.

      На  этапе экономического роста, получить финансирование крайне сложно даже для сложившихся, успешно работающих коммерческих предприятий, особенно если речь идет о долгосрочном финансировании. Для начинающих же компаний, действующих в инновационных, высокорисковых секторах, финансирование является еще большей проблемой.

      Отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж и в коммерческие сектора экономики, снижение финансирования, отсутствие какого-либо контроля над качеством образования и непрестижность естественно-научного и математического образования в России оказывают постоянное воздействие на сферу высшего образования, особенно естественно-научного, инженерного и математического. Качество подготовки кадров ухудшается, причем процесс этот приобрел самоподдерживающийся характер и без специального воздействия может привести к деградации образовательной системы России в среднесрочной перспективе.

      Малые инновационные компании отмечают множество проблем с доступностью инфраструктурных объектов. 60% отмечают низкую доступность помещений, а также недостаток специализированных услуг (маркетинг, бизнес-услуги). Отсутствие технологичных инфраструктурных объектов с современным оборудованием не позволяет малым инновационным компаниям эффективно развиваться. Много нареканий вызывает защита интеллектуальной собственности: только 7 % считают российское законодательство в этой сфере более или менее проработанным, а интеллектуальную собственность защищенной. Доля тех, кто говорит о непроработанности законодательства и слабой защите прав на интеллектуальную собственность, – 68 %.

      На  нынешнем этапе экономики большое  значение имеет усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивилизованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечением им гарантий, как гражданам, так и организациям. Государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство – это свободная деятельность граждан, но вместе с тем государство должно обеспечивать защиту экономической и политической свободы.

      В заключение следует отметить, что  в перспективе будут добиваться успеха только те предприниматели, которые  постоянно пополняют свои знания, хорошо владеют нормативно- правовой информацией, касающейся ведения бизнеса, умеют юридически грамотно составлять контракты и добросовестно исполнять договорные обязательства.

      В современных условиях малый и  средний бизнес не может эффективно развиваться без применения основ стратегического и инвестиционного менеджмента и повышения инновационного потенциала предприятий. Это будит способствовать достижению экономического роста и развития в России, повышению конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке, что является важной задачей в современных условиях глобализации мировой экономики. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     В данной работе были рассмотрены вопросы  особенностей современной бюджетной политики России, проблемы развития малого и среднего предпринимательства и роль национальных проектов в социально-экономических преобразованиях.

      Проведенные исследования показали, что бюджетная политика является составной частью экономической политики, поэтому она должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики и создание условий для повышения её эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата. Для чего вносятся изменения в налоговое законодательство России, внедряются государственные программы и повышается внимание к более рациональному расходованию бюджетных средств. Что же касается реализуемых национальных проектов, то они имеют исключительное значение в решении проблем в социальной сфере: улучшения материально-технической базы важнейших для общества сфер деятельности и материального состояния их работников.

      Также, одной из ключевых задач экономики и инноваций является создание конкурентной среды и благоприятного предпринимательского климата. Сложившаяся в последние годы модель государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства представляется неэффективной и не позволит достичь кардинальных количественных и качественных показателей роста данного сектора, обозначенных в поручениях Президента РФ и стратегических документах страны.

      Поставленная задача по оптимизации бюджетной политики, эффективности национальных проектов и развитию малого и среднего бизнеса в стране не может быть решена отдельными точечными мерами, не связанными со структурными преобразованиями экономической системы. 

Список  использованной литературы 

  1. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. - М.: Инфра-М, 2008. – 124 c.
  2. Актуальные проблемы малого и среднего предпринимательства в России / Л.А. Мосина, Ю.С. Королева // Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010. - № 3. - с. 548–551
  3. О проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ. / Иванова Е.В. // ЭКО, 2011. - №4. – c. 46
  4. Козлова И. // Экономический курс, 2010. - № 12.
  5. Приоритетные национальные проекты в политическом процессе России / С. В. Устинкин, Д. В. Алабин // Власть, 2011. - № 4. - c. 14–17
  6. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» как часть экономической функции государства / Рамазанов, Т. Г. // Закон и право, 2008. - № 6. – c. 55–56
  7. Реализация приоритетных национальных проектов как социально-экономическая основа укрепления системы власти в России / В.В. Гончаров // Право, 2010. - №9. – с. 22-26
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ и Ч. 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ) [Режим доступа]: http://www.consultant.ru
  9. Официальный сайт Правительства Российской Федерации [Режим доступа]: http:// www.government.ru
  10. Официальный сайт Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» [Режим доступа]: http://www.opora.ru

Информация о работе Актуальные вопросы экономики