Сущность и особенности международной конкуренции на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 04:12, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время все больше и больше стран пытаются выйти на мировой рынок со своей собственной национальной продукцией, и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом увеличивается количество стран, торгующих на мировом рынке, а следовательно растет международная конкуренция. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги каждой страны.
Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Содержание

Введение.........................................................................................................5
Сущность международной конкуренции и ее виды................................6
Рейтинговая оценка конкурентоспособности стран мировой экономики....................................................................................................13
Оценка конкурентоспособности Российской Федерации.......................20
Конкурентоспособность Белгородской области и пути ее повышения...................................................................................................30
Заключение..................................................................................................39
Список использованных источников........................................................42

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 149.68 Кб (Скачать)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ,  
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Мировая экономика  
и международные экономические отношения»

 

на тему: «Сущность и особенности международной конкуренции на современном этапе»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Факультета экономики и

менеджмента

Поповой Светланы Алексеевны

Группы ЭКБЗ-11

 

Научный руководитель:

асс. Шлаканева В. А.

   



 

 

Белгород-2013

Содержание

Введение.........................................................................................................5

  1. Сущность международной конкуренции и ее виды................................6
  2. Рейтинговая оценка конкурентоспособности стран мировой экономики....................................................................................................13
  3. Оценка конкурентоспособности Российской Федерации.......................20
  4. Конкурентоспособность Белгородской области и пути ее повышения...................................................................................................30

Заключение..................................................................................................39

Список использованных источников........................................................42

Приложения.................................................................................................44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время все больше и больше стран пытаются выйти на мировой рынок со своей собственной национальной продукцией, и старается успешно конкурировать на нем. С каждым годом увеличивается количество стран, торгующих на мировом рынке, а следовательно растет международная конкуренция. Сегодня проблемой конкурентоспособности озабочены правительства и промышленные круги каждой страны.

Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Целью данной курсовой работы является выявление и изучение сущности и особенностей международной конкуренции на современном этапе.

Для достижения поставленной задачи в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

    • Изучить сущность и выявить виды международной конкуренции
    • Изучить и представить рейтинговую оценку конкурентоспособность стран мировой экономики
    • Выявить оценку конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации
    • Изучить конкурентоспособность Белгородской области и найти пути ее повышения

Объектом данной работы является мировое хозяйство.

Предметом исследования является международная конкуренция и ее особенности на современном этапе.

Теоретической основой моей курсовой работы являются изученные мной научные труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования, таких как «Мировая экономика» О. В. Корниенко, «Теория и практика конкуренции» Е. А. Девяткина, «Международная конкуренция» М. Портер, «Теория и Практика потребительской конкуренции» Ю. Б. Рубин, «Конкурентоспособность товаров и услуг» Н. В. Еремеев, С. Л. Калачев, «Конкуренция» Т. Г. Философовой, В. А. Быкова, «Конкурентоспособность региона» Л.Т. Снитко, С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева, «Экономика» А. С. Булатова.  Материалы периодической отечественной и зарубежной печати «Российский внешнеэкономический вестник», «Журнал социологии и социальной антропологии», «IMF World Economic Outlook», электронные версии научных печатных изданий vocable.ru, www.ibl.ru., информационные ресурсы Интернет: http://ecgb.ru, http://opora.ru, http://www.cfin.ru, http://белру.рф, http://www.vestifinance.ru, http://newsruss.ru, http://www.raexpert.ru, http://www.belregion.ru, http://belg.gks.ru в области теории изучаемой проблемы.

Методологической основой курсовой работы являются: аналитический метод, метод сравнения, графический, метод рейтинговой оценки.

Курсовая состоит из введения, 4 вопросов, заключения, списка использованных источников из 31 наименований, она содержит 1 таблицу, 3 рисунка, 5 приложений. Курсовая изложена на 43 страницах печатного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность международной конкуренции и ее виды

 

В истории человеческого общества немного найдется таких экономических категорий, которые вызывали бы столь же жгучий интерес и у мыслителей-ученых, и у рядовых граждан, как конкуренция.

Проблема конкуренции возникала всякий раз, когда философы и экономисты пробовали объяснить окружающий мир, а обычные люди задавались стандартными вопросами типа «кто кем руководит» или «где достать пропитание, чтобы не умереть с голоду».[4]

Понятие конкуренции многозначно и не охватывается универсальным определением. Конкуренция – это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим.[3]

Одновременно конкуренция – это механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства. В литературе, посвященной данной проблеме, существует три подхода к определению конкуренции.[3]

Первый рассматривает конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы. Этот подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, определяется как соперничество экономических субъектов.[2]

Второй подход определяет конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. Так, Адам Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.[3]

Третий подход рассматривает конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной микроэкономической теории, где конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.[3]

Общеизвестно, что потребительский спрос, равно, как и партнерские предпочтения имеют дифференцированный характер. Не все товары пользуются одинаковым спросом, и не все субъекты бизнеса вызывают одинаковый интерес в качестве возможных партнеров по сделке. Холодильники, телевизоры, посудомоечные машины, пылесосы, другие предметы личного потребления обладают разными техническими и эксплуатационными характеристиками, дизайном, габаритами. Точно так же все субъекты предпринимательского бизнеса имеют разные достижения и показатели профессиональной и деловой деятельности.[4]

Под конкурентными преимуществами товаров и услуг понимается совокупность свойств данных результатов деятельности субъектов бизнеса, которые делают их более привлекательными для внешнего окружения этих субъектов бизнеса. Отдавая предпочтение тем или иным товарам (услугам), покупатели руководствуются такими критериями, как цена товара, степень новизны продукции, состав потребительских свойств, в том числе направления целевого использования товара, возможность сочетания его с другими товарами в процессе потребления, качество товара, удобство в эксплуатации. Покупателей интересует также продажный и послепродажный сервис, степень доступности товаров, возможность экономии затрат на покупку, наличие гарантий со стороны изготовителей данных товаров и торговых компаний. Кроме того, одни и те же товары (услуги) обладают различной ценностью для покупателей в различных географических районах и на различных локальных и национальных рынках.[4]

Конкурентные преимущества товаров (услуг) являются важной составляющей и конкурентных преимуществ предпринимательских фирм.

Под конкурентными преимуществами субъектов предпринимательского бизнеса следует понимать их более высокие достижения в избранных направлениях предпринимательской деятельности по сравнению с достижениями соперников, признаваемые внешним окружением данного субъекта бизнеса. Конкурентные преимущества выступают одновременно и как цели конкурентного соперничества субъектов бизнеса, и как инструменты такого соперничества. Противоположным понятием является конкурентные недостатки субъектов бизнеса.[2]

В процессе характеристики конкурентных преимуществ субъектов бизнеса (равно, как и их конкурентных недостатков) важное значение имеют качественный состав и количественное значение этих достижений, достигнутый уровень развития соответствующих сторон деловой деятельности, степень фактического признания данных преимуществ со стороны внешнего окружения субъектов бизнеса.[4]

 

 

 

 

 

Конкурентное

 

 Преимущество

 

       обусловлено

 

- внешним окружением

- особенности и условия  бизнеса

- преимуществами результатов  бизнеса


 

Рис. 1 Конкурентное преимущество субъектов предпринимательского

Бизнеса.[4]

В соответствии с особенностями конкретных видов бизнеса и условиями его осуществления конкурентного преимущества субъектов бизнеса могут быть подразделены на:

- материальные и виртуальные;

- базисные и второстепенные;

- стратегические и тактические;

- технические, экономические, организационные, психологические, экологические;

- естественные (выработанные  в процессе естественной эволюции  бизнеса, в ходе естественного  отбора посредством конкуренции) и искусственные (придуманные);

- реализуемые на одной  стадии жизненного цикла товара (услуги) данного субъекта бизнеса, либо на ряде стадий. [4]

В своем аналитическом исследовании М. де Мойи из Амстердамского университета так характеризует диалектическую связь: «...все больше стран сходится по поводу выгоды объединения, и все больше из них расходятся друг с другом c целью представления и защиты своих культурных ценностей» (Mooij 1997: 681). Здесь действуют не голодные нищие толпы, а социально высокоразвитые общности; они соревнуются между собой, сравнивая победные трофеи, добытые в различных спортивных и иных состязаниях. Военные победы и медали воспринимаются нами как инструменты в борьбе.[12]

В конкуренции между народами и сообществами Европы становится все важнее третий инструмент: марка. Однако марка отличается от военного вооружения и медалей. Она не может уравнивать эти народы и проводить мгновенное сравнение их сил. Тот, кто хочет победить со своей маркой на чужом поле, должен заключить долговременный союз между собственными усилиями и людьми, уже работающими на искомом рынке. С экономической точки зрения это может удаться в том случае, если мобилизовать себе поддержку в соответствующей системе — только тогда можно почувствовать на искомом рынке дремлющую чужую энергию и сделать ее с помощью своих творческих сил готовой к продаже чужому рынку и единению с ним. Тут открывается гораздо более важное обстоятельство: рынки включены в культуры. Во всем этом сложном клубке выделяется надежный визави: чужой рынок, который нужно завоевать, но он уже включен в русло нагруженного исторически, единственного народного образа культуры. Этот образ и в последующие столетия сохранит свое неизменное своеобразие.[12]

Юристы и бюрократы создают в нем лишь вторичные системы. Они формируют волю к жизни в исторических телах,  способность к борьбе которых активна на протяжении столетий. Предпринимательство поэтому никоим образом не должно реагировать только на административное знание — предпринимательство может хорошо выступить именно по отношению к стабильному чужому рынку, который уже содержит в себе долгосрочную планируемую стратегию роста. Эта продолжительная связь культуры и экономики приводит к серьезному выводу: в недрах административной неразберихи есть устойчивые культурные системы, которые с неизменным самосознанием желают продолжать свою историю. К ним принадлежат и рынки. Европеизация обостряет конфронтацию между ними.[12]

Информация о работе Сущность и особенности международной конкуренции на современном этапе