Взаимосвязь бюджетного дефицита, государственного долга и государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:17, реферат

Описание работы

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы, то есть возникает бюджетный дефицит

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь бюджетного дефицита.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

    Взаимосвязь бюджетного дефицита,

    государственного  долга и государственного кредита 

     В идеале бюджет любого уровня  бюджетной системы  государства  должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы, то есть возникает бюджетный дефицит. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от  граждан,  предприятий,  организаций  данного государства , а чаще всего от иностранных государств , то есть путём государственного кредита. Как правило, из текущих бюджетных дефицитов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые. 

    Государственный долг растет в разных странах разными  темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

     Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития. Он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса.

    Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

    Увеличение  заимствований государством ведет к росту государственного долга.

    Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны  с развитием международного кредита. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. 

    Бюджетный дефицит. Причины  и характер возникновения

    Наиболее  часто встречающаяся в экономической  практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

    Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным:

    -дефицит  может быть связан с необходимостью  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики;

    -дефицит  возникает в результате чрезвычайных  обстоятельств (войны, крупных  стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

    -дефицит  может отражать кризисные явления  в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. 

    Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует  результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся  экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

    Возникновение дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени".

    Основные  причины бюджетного дефицита отдельных  стран можно объединить в три группы.

    1.Необходимость  осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики.  В этом случае дефицит отражает  не кризисное течение общественных  процессов, а государственное  регулирование экономической конъюнктуры,  стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.

    2. Результат чрезвычайных обстоятельств  (войны, крупных стихийных бедствий  и т.п.), когда обычных резервов  становится недостаточно и приходится  прибегать к источникам дохода  особого рода.

    3. Кризисные явления в экономике,  неэффективность финансово-кредитных  связей,  неспособность правительства держать под контролем экономические процессы.

    Государственный долг. Меры борьбы с ним .Последствия госдолга

    Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

    Предметом особого внимания является внешний  долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений  от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

    Обычно  правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.

    1. Традиционный путь - выплата долгов  за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот  путь, как правило, исключен, так  как у них эти резервы исчерпаны  или очень ограниченны.

    2. Реструктуризация (консолидация) внешнего  долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

    Наиболее  известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

    3. Сокращение размеров внешнего  долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

    4. Обращение страны-должника, попавшей  в тяжелое положение, к международным  банкам - региональным, Всемирному банку.  Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности  к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

    Рост  государственного долга влечет за собой  реальные негативные экономические последствия:

      1.Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным.

    2.Повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе.

    3.Выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне. 
 

    Государственный кредит. Его функции

    Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

    Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной значимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.) Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

    Фискальная  функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени.

    Регулирующая  функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

    При регулировании денежного обращения  с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:

    ·  абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;

    ·  объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;

    ·    объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.

    Государственный кредит оказывает положительное  влияние на производство и занятость:

    1)кредитуя  и гарантируя поставки товаров  отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

    2) компенсируя банкам потери при  разорении добросовестных заемщиков  из малого бизнеса (развитие  малого и среднего бизнеса);

Информация о работе Взаимосвязь бюджетного дефицита, государственного долга и государственного кредита