Классификация политических режимов в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время, время становления российской государственности. Форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства т.к. форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 8
2. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ГЛОССАРИЙ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

      В настоящее время фашизм в его  классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах (Германия и Италия).

      При любой форме авторитаризма государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они  никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией).

      Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее, ориентируется на эту сильную личность.

      Зачастую  авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуществляются для  проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

      Решения центральной власти, не учитывающие  зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от “главной идеи” применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

      Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

      В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются  во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.). Авторитарному режиму противостоит демократический режим

 

     Заключение

 

      Таким образом, был рассмотрен вопрос о  классификации политических режимов, их основные черты и характеристики. В настоящее время в теории государства и права принято подразделять политические режимы на авторитарный, тоталитарный и демократический.

      Следовательно, на основе рассмотренного материала можно сделать следующие определения  существующим типам политических режимов.

      Авторитаризм  — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой.

      Под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства  страны подчинить уклад жизни  людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

      Демократия - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие.

     За  последние десятилетия много  тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависел, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

     Таким образом, понятие «Политический режим» не потеряло в современные дни своей актуальности. Оно требует развития в соответствии с современными условиями в мире и состоянием России. 

 

     Глоссарий

 
№ 
п/п
Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Автократия (от греческого autokráteia — самовластие, самодержавие) ─ форма правления, представляющая собой неограниченное и бесконтрольное полновластие одного лица в государстве
2 Азиатский способ производства особая стадия развития общества следующая за первобытнообщинным строем и основанная на централизованной системе ирригационного земледелия в сельских общинах. Для азиатского способа производства характерны: слабое разделение труда, самообеспечиваемость общин, неразвитая торговля и политическая деспотия.
3 Демократия (от греч. Demokratia ─ Demos – народ + Kratos – власть) ─ форма государственного устройства, основанная на признании верховенства конституции и законов, народовластия, свободы и равенства граждан.
4 Деспотия (от греч. Despotéia ─ неограниченная власть) ─ форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.
5 Милитаризация (от лат. Militaris ─ военный) ─ применение форм и методов военной организации в разных областях общественно-экономической жизни.
6 Номенклатура круг должностных  лиц, назначение или утверждение  которых относится к компетенции  некоторого вышестоящего органа.
7 Политический  режим понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая  государственной) власти в обществе; функциональная характеристика власти.
8 Суверен (от франц. Souverain ─ верховный, высочайший) ─ носитель верховной власти в государстве
9 Тиран жестокий правитель, осуществляющий свою власть насилием, деспот.
10 Тоталитаризм (от ср.-век.  лат. totalis — весь, целый, полный) ─ один из видов политического режима, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод.

 

     Список  используемых источников

 
  1. Денисов А.И. «Сущность и форма государства» 1960. М.
  2. Петров В.С. «Сущность, содержание и формы государства» Л. 1971.
  3. Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990.
  4. Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955.
  5. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М: Юрист, 1994.
  6. Конституция Российской Федерации, М: Новая Волна, 1993.
  7. Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М: Норма, 2000.
  8. Комаров С.А. “Общая теория государства и права”, Москва: Юрайт,1997.
  9. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  10. Клименко С.В.,Чичерин А.Л. «Основы государства и права»,Зерцало,М,1997.
  11. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007.

 

Информация о работе Классификация политических режимов в современном мире