Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 11:34, контрольная работа
Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица.
Глава 1. Правовые отношения - особый вид общественных
отношений ……………………………………………………..
2
1.1.
Понятие правовых отношений
2
1.2. Предпосылки возникновения и развития правовых
отношений ……………………………………………………...
3
1.3
Виды правовых отношений …………………………………...
4
1.4
Содержание правовых отношений ……………………………
5
Глава 2.
Структура правовых отношений …………………………..
7
2.1.
Понятие и виды субъектов правоотношений ………………..
7
2.2.
Объекты правоотношений понятия и виды ………………….
10
2.3.
Понятие юридических фактов и их классификация …………
12
Заключение
……………………………………………………………….
14
Список используемой литературы …………………………14
Глава 1. Правовые отношения - особый вид общественных
отношений ……………………………………………………..
2
1.1.
Понятие правовых отношений
2
1.2. Предпосылки возникновения и развития правовых
отношений ……………………………………………………...
3
1.3
Виды правовых отношений …………………………………...
4
1.4
Содержание правовых отношений ……………………………
5
Глава 2.
Структура правовых отношений …………………………..
7
2.1.
Понятие и виды субъектов правоотношений ………………..
7
2.2.
Объекты правоотношений понятия и виды ………………….
10
2.3.
Понятие юридических фактов и их классификация …………
12
Заключение
……………………………………………………………….
14
Список используемой литературы …………………………14
Глава 1. Правовые отношения - особый вид общественных
отношений.
1.1. Понятие правовых отношений
Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников. Право выступает организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни. Категория “правоотношение” позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.
Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, правоотношения - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.
В догосударственном родовом обществе правоотношений не было, так как там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Если норма права - статистическое состояние правового урегулирования, то правоотношения - динамическое. Категория “правоотношения” является одной из центральных в общей теории права и позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.
Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, то есть становятся правовыми отношениями. Правильное понимание правовых отношений невозможно без уяснения того, что представляют собой общественные отношения.
Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма правового регулирования, главный канал реализации права.
Правоотношению присущи следующие признаки:
Правовые отношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношениях достигаются цели правовых норм, проявляется их реальная сила и эффективность, именно в правоотношениях они начинают “работать”. Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.
Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.
Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе.
Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.
Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.
Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.
1.2. Предпосылки возникновения и развития правовых отношений
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Выделяются два вида предпосылок возникновения правоотношений:
1 Материальные (общие)
2. Юридические (специальные)
К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), не менее двух субъектов и соответствующие поведение участников правоотношений. “Интерес - вот что сцепляет членов гражданского общества ... Ни кто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей”.
Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Однако одних общих предпосылок не достаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникли и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические.
К юридическим предпосылкам относятся:
- норма права;
- правосубъектность;
- юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство)
Без названных предпосылок правоотношение не возможно.
Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая возникает на основе норм права. В правоотношениях возникает связь между лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта связь носит волевой характер.
1.3. Виды правовых отношений
Наибольший вклад в развития в правоотношениях внесла цивилистическая наука. На ее выводах и положениях в значительной мере основывается и общая теория государства и права. Однако, вторгаясь с этими готовыми мерками в иные социальные сферы и анализируя механизм правового опосредования общественных отношений более общего и более высокого уровня, у нее возникают затруднения.
Юридический инструментарий, отработанный за тысячелетия, успешно применяемый в своей области, не всегда без всяких оговорок может быть использован в другой области. Отсюда потребность дополнить этот механизм, сделать более гибким, унифицированным, для того чтобы с его помощью можно было упорядочить, регулировать и другие отношения.
Отношения типа государство - государство, государство - гражданин, федерация - субъект федерации, президент - парламент, депутат - избиратель, а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти, и тому подобное выступают как правовые, поскольку регулируются правом. У них своя специфика и эти правоотношения можно разделить на отдельные виды по различным основаниям (Приложение 1):
в зависимости от предмета правового регулирования правоотношения делятся на конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.
в зависимости от характера на материальные и процессуальные;
в зависимости от функциональной роли - на регулятивные и охранительные;
в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные с осуществлением запретов и активные связанные с осуществлением определенных положительных действий;
в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя субъектами и сложные, возникающие между несколькими субъектами;
в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные и долговременные;
в зависимости от определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие.
В относительных правоотношениях конкретно определены все участники. В абсолютных правоотношениях известно лишь управомоченная сторона, а обязательные лица - всевозможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченого.
1.4. Содержание правовых отношений
Правовое отношение имеет материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое - государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношения.
Правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, например морального. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, и выступают его юридическим содержанием.
Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность - как вид и мера должного или требуемого поведения. В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности - юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности - правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять.
Структура субъективного права. Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя, как минимум, четыре элемента:
возможность положительного поведения самого управомоченного, то есть право на собственные действия;
возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, то есть право на чужие действия;
возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности ;
возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.
Иначе говоря, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право- пользование.
В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило - первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.
Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае перед нами не субъективное право, а простая дозволенность , которая вытекает из действующего в обществе правопорядка по принципу: “что не запрещено, то разрешено”.
Таких дозволений в повседневной жизни - бесчисленное множество. Никому, например, не возбраняется ходить на прогулки, любоваться природой, купаться в море, слушать музыку, заниматься спортом, ездить на автомобиле и т.д., но все это не субъективные права, и они не составляют содержания правоотношений.
Каждая из дробных составных частей субъективного права именуется правомочием. В разных правах их больше или меньше. К примеру, в праве собственности три: владение, пользование и распоряжение имуществом. В социальных и политических правах - до пяти - семи. Например, право на свободу слова включает в себя возможность гражданина выступать на различных собраниях и митингах, публиковаться в печати, иметь доступ на радио и телевидение, критиковать недостатки, вносить предложения, заниматься литературным и художественным творчеством и т.д. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства. Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права (являясь как бы его обратной стороной) и тоже включает в себя четыре компонента: