Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа
В условиях развивающегося российского федерализма регионы во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей и противоречий, а в возникновении и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.
Введение………………………………………………………………..2
1. Понятие и принципы социального партнерства………………4
1.1 Теоретические основы социального партнерства…………..4
1.2 Основные принципы социального партнерства……………..9
Заключение…………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
и принципы социального
1.1 Теоретические
основы социального
1.2 Основные
принципы социального
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………16
В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.
В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение в достигнутых соглашениях.
Начиная с 1992 г. в РФ принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы и порядок регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства.
В условиях развивающегося российского федерализма регионы во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей и противоречий, а в возникновении и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.
1. Понятие и принципы социального партнерства
1.1 Теоретические основы социального партнерства
В современной России, начиная с 1991 г. активно идет процесс преобразования как политического, так и экономического устройства страны. Происходящие перемены носят глобальный характер, меняющий всю совокупность общественных, социальных, экономических и трудовых отношений.
Согласно
результатам исследования проекта
ТАСИС, сегодня только 30% национальных
активов находится в
Экономические преобразования, произошедшие в РФ в 1990-х гг., привели страну к экономическому спаду, который во многом был обусловлен разрушением высокоинтегрированной советской экономики, отраслей промышленности, крайне недостаточной степенью перестройки экономики и адаптации производственного сектора к новым условиям хозяйствования.
Преобразования и последующий за ними экономический спад затронули как российский рынок труда, так и всю систему социально-трудовых отношений. Это проявляется в следующем:
-
падение производства в
-
удешевление труда как с точки
зрения потребностей
-
образование «неформального
-
одновременное существование
Таким
образом, изменения, связанные с
переходом от централизованного
директивного управления экономикой к
рыночному ее регулированию, коренные
изменения в сфере
Принятая в 1993 г. Конституция провозглашает Россию в качестве демократического, правового, социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальное государство предполагает, прежде всего, обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения; развитие производительных сил на пользу всему обществу и повышение производительности труда; экономическую демократию, предполагающую участие наемных работников в решении социально-трудовых и экономических проблем; создание предпосылок для развития личности; разумное распределение доходов между всеми категориями и слоями граждан, не допускающее неоправданных разрывов в уровнях доходов и расслоения общества.
Становление социального государства и происходящие изменения в экономической жизни страны требуют принципиально нового подхода к содержанию трудовых отношений и повышения роли социальной составляющей в процессе труда.
Как на уровне государства, региона, отрасли, так и на уровне отдельно взятого предприятия становление рыночных отношений в настоящий момент не может рассматриваться вне связи с проблемой повышения социального фактора в управлении. Это предполагает необходимость формирования, реализации и регулирования нового типа социально-трудовых отношений.
В связи с этим представляется необходимым рассмотреть сущность и содержание социально-трудовых отношений в новых условиях хозяйствования.
Согласно
общепринятому определению
Категория «социально-трудовые отношения» охватывает достаточно широкий спектр отношений, к их числу относятся: материальные, общественные и межличностные отношения. В основе материальных отношений лежит право собственности участников социально-трудовых отношений на средства производства и рабочую силу и, как следствие, право на участие в распределении результатов производственной деятельности организации. Общественная составляющая социально-трудовых отношений определяется принятыми в обществе юридическими и морально-этическими нормами. В разряд межличностных отношений входят дружба, уважение и прочие отношения, порождаемые индивидуальными свойствами личности человека.
Совокупность
вышеназванных отношений
Социальное
партнерство, как новый тип социально-
Основная суть социального партнерства как нового типа социально-трудовых отношений заключается в том, что, во-первых, наемный работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с работодателем становится активным субъектом этих отношений, а также субъектом их регулирования на различных уровнях. Во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей работодателя и представителей работника.
На современном этапе развития демократического общества социальное партнерство представляет собой единственно возможную разумную альтернативу патернализму, дискриминации и конфликту.
В европейских странах принципы социального партнерства нашли практическое применение с конца XIX столетия. Термин «социальное партнерство» в нашей стране, при характеристике социально-трудовых отношений получил распространение с 1991 г. Интерес к социальному партнерству обусловил появление в последнее время значительного числа публикаций научного и практико-ориентированного характера.
К основным элементам системы социального партнерства можно отнести: 1) объект социального партнерства; 2) субъекты социального партнерства; 3) органы социального партнерства; 4) уровни социального партнерства; 5) механизм реализации социального партнерства.
Объект социального партнерства представляет собой совокупность социально-трудовых отношений.
Субъектами (сторонами) социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются государство, работодатели и наемные работники. Соответственно, представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие: от имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица; от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления).
Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия [7, c.182].
Развитие
системы социального
Информация о работе Понятие и принципы социального партнерства