Понятие и принципы социального партнерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

В условиях развивающегося российского федерализма регионы во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей и противоречий, а в возникновении и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2
1. Понятие и принципы социального партнерства………………4
1.1 Теоретические основы социального партнерства…………..4
1.2 Основные принципы социального партнерства……………..9
Заключение…………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………16

Работа содержит 1 файл

Социальное партнерство.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………..2

1. Понятие  и принципы социального партнерства………………4

1.1 Теоретические  основы социального партнерства…………..4

1.2 Основные  принципы социального партнерства……………..9

Заключение…………………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………16

 

     Введение

     В период реформирования общества, появления  многообразных форм собственности  и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования  отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства.

     В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение в достигнутых соглашениях.

     Начиная с 1992 г. в РФ принят ряд законодательных  актов и положений, регламентирующих виды, формы и порядок регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства.

     В условиях развивающегося российского  федерализма регионы во многом самостоятельно определяют темпы и глубину экономических  реформ, модели приватизации, социальную политику, формируют собственную законодательную базу. Необходимо, однако, учитывать, что переход к рыночным отношениям несет в себе черты общероссийских закономерностей и противоречий, а в возникновении и практическом разрешении этих противоречий в субъектах федерации имеется существенная специфика, определяемая экономическими особенностями, общественно-государственным устройством, уровнем правового обеспечения рыночных преобразований и регулирования социально-трудовых отношений, ментальностью общества, национальным колоритом.

 

     1. Понятие и принципы социального партнерства

     1.1 Теоретические  основы социального  партнерства

     В современной России, начиная с 1991 г. активно идет процесс преобразования как политического, так и экономического устройства страны. Происходящие перемены носят глобальный характер, меняющий всю совокупность общественных, социальных, экономических и трудовых отношений.

     Согласно  результатам исследования проекта  ТАСИС, сегодня только 30% национальных активов находится в собственности  государства, а 70% являются частной или смешанной собственностью. Изменения произошли и в занятости экономически активного населения по форме собственности работодателя. С 1992 г. в государственном и муниципальном секторах экономики число занятых сократилось с 68,9% до 38,3%, в организациях со смешанной собственностью (с иностранным участием и без иностранного участия) возросло с 12% до 19,3%, в частном секторе - с 18,3% до 41,8% .

     Экономические преобразования, произошедшие в РФ в 1990-х гг., привели страну к экономическому спаду, который во многом был обусловлен разрушением высокоинтегрированной советской экономики, отраслей промышленности, крайне недостаточной степенью перестройки экономики и адаптации производственного сектора к новым условиям хозяйствования.

     Преобразования и последующий за ними экономический спад затронули как российский рынок труда, так и всю систему социально-трудовых отношений. Это проявляется в следующем:

     - падение производства в условиях  глубокого системного кризиса  90-х годов не вызвало адекватного  сокращения численности занятых, что, естественно, привело к снижению производительности труда;

     - удешевление труда как с точки  зрения потребностей отдельного  человека, так и с макроэкономических  позиций. В 2004 г. доля заработной  платы (включая скрытую) в ВВП России равнялась 40% (без скрытой 29%) при том, что аналогичный показатель в США, Евросоюзе и Японии составляет 70-75% ВВП. Соответственно получается, что российский работник (в исчислении по паритету покупательной способности) на $1 заработной платы создает ВВП более чем в два с половиной раза больше, чем работник в США или Японии;

     - образование «неформального сектора», оказывающего специфическое воздействие  на всю систему социально-трудовых  отношений. Миллионы наемных работников  трудятся в этом секторе без контрактов, гарантий заработной платы и социальной защиты;

     - одновременное существование на  современном рынке труда в  России трех сегментов: «элитарного» (современные рабочие места с  высокой заработной платой, в  основном связанные с финансово-банковской сферой, внешними и внутренними торговыми операциями); «основного» (большинство рабочих мест в таком виде деятельности, как обрабатывающее производство и других, включая бюджетную сферу); и «маргинального» (наихудшие рабочие места с маленькой зарплатой - в строительстве, на транспорте и в ряде других видах экономической деятельности).

     Таким образом, изменения, связанные с  переходом от централизованного  директивного управления экономикой к  рыночному ее регулированию, коренные изменения в сфере собственности - приватизация, ликвидация монополии государственной собственности, установление плюрализма форм собственности, прежде всего, меняют суть и характер социально-трудовых отношений и с настойчивостью требуют формирования цивилизованных методов их регулирования.

     Принятая  в 1993 г. Конституция провозглашает  Россию в качестве демократического, правового, социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

     Социальное  государство предполагает, прежде всего, обеспечение максимальной занятости трудоспособного населения; развитие производительных сил на пользу всему обществу и повышение производительности труда; экономическую демократию, предполагающую участие наемных работников в решении социально-трудовых и экономических проблем; создание предпосылок для развития личности; разумное распределение доходов между всеми категориями и слоями граждан, не допускающее неоправданных разрывов в уровнях доходов и расслоения общества.

     Становление социального государства и происходящие изменения в экономической жизни страны требуют принципиально нового подхода к содержанию трудовых отношений и повышения роли социальной составляющей в процессе труда.

     Как на уровне государства, региона, отрасли, так и на уровне отдельно взятого предприятия становление рыночных отношений в настоящий момент не может рассматриваться вне связи с проблемой повышения социального фактора в управлении. Это предполагает необходимость формирования, реализации и регулирования нового типа социально-трудовых отношений.

     В связи с этим представляется необходимым  рассмотреть сущность и содержание социально-трудовых отношений в  новых условиях хозяйствования.

     Согласно  общепринятому определению социально-трудовые отношения - это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.

     Категория «социально-трудовые отношения» охватывает достаточно широкий спектр отношений, к их числу относятся: материальные, общественные и межличностные отношения. В основе материальных отношений лежит право собственности участников социально-трудовых отношений на средства производства и рабочую силу и, как следствие, право на участие в распределении результатов производственной деятельности организации. Общественная составляющая социально-трудовых отношений определяется принятыми в обществе юридическими и морально-этическими нормами. В разряд межличностных отношений входят дружба, уважение и прочие отношения, порождаемые индивидуальными свойствами личности человека.

     Совокупность  вышеназванных отношений определяет основные типы социально-трудовых отношений: патернализм, конкуренция, солидарность, субсидиарность, дискриминация, социальное партнерство и конфликт. В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой социально-трудовые отношения развиваются по пути одного из перечисленных типов: социального партнерства.

     Социальное  партнерство, как новый тип социально-трудовых отношений и новый принцип их регулирования, исходит из того, что, несмотря на наличие определенной общности социально-экономических интересов, взаимодействие основных субъектов социально-трудовых отношений - работников и работодателей - определяется принципиальным различием их главных, коренных социально-экономических интересов и наличием противоречий, возникающих на основе этого различия.

     Основная  суть социального партнерства как  нового типа социально-трудовых отношений  заключается в том, что, во-первых, наемный работник перестает быть только объектом социально-трудовых отношений, и наряду с работодателем становится активным субъектом этих отношений, а также субъектом их регулирования на различных уровнях. Во-вторых, важнейшим принципом регулирования социально-трудовых отношений становится принцип равноправного участия в этом процессе государства, представителей работодателя и представителей работника.

     На  современном этапе развития демократического общества социальное партнерство представляет собой единственно возможную разумную альтернативу патернализму, дискриминации и конфликту.

     В европейских странах принципы социального  партнерства нашли практическое применение с конца XIX столетия. Термин «социальное партнерство» в нашей  стране, при характеристике социально-трудовых отношений получил распространение с 1991 г. Интерес к социальному партнерству обусловил появление в последнее время значительного числа публикаций научного и практико-ориентированного характера.

     К основным элементам системы социального партнерства можно отнести: 1) объект социального партнерства; 2) субъекты социального партнерства; 3) органы социального партнерства; 4) уровни социального партнерства; 5) механизм реализации социального партнерства.

     Объект  социального партнерства представляет собой совокупность социально-трудовых отношений.

     Субъектами (сторонами) социального партнерства, как свидетельствует мировой  опыт, являются государство, работодатели и наемные работники. Соответственно, представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие: от имени работников - профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы; от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации, собственник имущества, выполняющий функции работодателя, либо уполномоченные им лица; от имени государства - органы исполнительной власти всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации, местного самоуправления).

     1.2 Основные  принципы социального  партнерства

 

     Социальное  партнерство - система институтов и  механизмов согласования интересов  участников производственного процесса: работников и работодателей. Развитие социального партнерства в его различных формах - важная составная часть процесса усиления социальной направленности современной рыночной экономики, ее социализации. В системе социального партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия [7, c.182].

     Развитие  системы социального партнерства  создает возможность достижения относительного баланса интересов  работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет  к социальному консенсусу. Оно  служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости [8, c.196].

Информация о работе Понятие и принципы социального партнерства