Понятия и виды финансово- правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и форме и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3
1 Понятие финансово-правовых норм и их особенности…… 4
2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6
3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13
Список литературы……………………………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 30.43 Кб (Скачать)

.ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ

ФИНАНСОВОЕ  ПРАВО.

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

  НА  ТЕМУ: «ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ».

                               Выполнила студентка 

                                ФиК 09 Овакимян  Л.Р.

                          

                            Проверила Антонова  Г. В.

  Тула 2011

  Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………… 3

1 Понятие  финансово-правовых норм и их  особенности…… 4

2 Виды финансово-правовых норм………………………………………………………… 6

3 Структура финансово-правовых норм……………………………………………10

Заключение…………………………………………………………………………………………………………… 13

Список литературы……………………………………………………………………………………………14

    Введение

    Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как  и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и  форме и вводятся в действие в  точно установленный законодателем  срок.

    Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

    Так, государство может финансировать  свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь  зависит от уровня развития материального  производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление  налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

    Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности  участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают  ответственность за выполнение предписаний  государства.

    Осуществляя финансовую деятельность, государственные  органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования  финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением  финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах  и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства  и муниципальных образований.  
 

    1. Понятие финансово-правовых норм и их особенности

    Финансово-правовая норма –установленное и охраняемое государством строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования денежных фондов и доходов государства, которое закрепляет юридические права и обязанности их участников.

  Правило поведения участников в первую очередь касается собирания, распределения, перераспределения и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных образований для реализации своих целей и задач.

    Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право  как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы  представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностях. Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные  именно для данной отрасли права.

    С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается  в том, что они редко возникают  как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила  поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая  модель поведения, а затем она  оформляется нормой права. Особенности финансово-правовых норм обусловлены тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

    Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят  государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим  лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

    Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных  ресурсов и страховых фондов и  т.д.

    Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие  их произвольного изменения, точно  определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники  финансовых отношений, урегулированных  нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и  условий ее применения.

    Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам  требования, вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предусмотренных сроков; представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными планами. Вместе с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены обязанности государственных органов возвращать им излишне взысканные платежи.

    Имеются особенности и в юридических  свойствах прав и обязанностей, установленных  финансово-правовыми нормами, связанные  с участием в финансовых отношениях государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, компетенция  которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии: это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности государственных и местных органов власти в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории - одновременно их право и обязанность.

    Однако  это не означает, что нормы финансового  права не содержат обособленных прав и обязанностей. Таковы права и  обязанности граждан, предприятий, предпринимателей, которые основываются на конституционном праве собственности, праве свободного использования  имущества для не запрещенной  законом экономической деятельности.    

    2. Виды финансово-правовых  норм

    Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно классифицировать по некоторым  признакам. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы направлены непосредственно на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм является регулятивной, так как финансовое право, по существу, не является охранительной отраслью права, а призвано, прежде всего, отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст.51, 56 НК РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

    К охранительным финансово-правовым нормам относятся нормы, которые  предусматривают применение мер  государственного принуждения за финансовые правонарушения. К охранительным  нормам, в частности, относятся нормы  главы 16 Налогового кодекса РФ, в  которой перечислены составы  налоговых правонарушений и финансовые санкции.

    Регулятивные  финансово-правовые нормы, в зависимости  от их юридического содержания и по способу воздействия на участников финансовых отношений, подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

    Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают  определенные права и обязанности  участников финансовых отношений, требуют  от них совершения определенных положительных  действий. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых  отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Органы власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления обязаны строго по целевому назначению использовать выделенные им из вышестоящего бюджета денежные средства в форме  субвенций.

    Запрещающие финансово-правовые нормы - это запрет на совершение каких-либо действий, устанавливают  обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Так, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков. Субъектам  РФ и органам местного самоуправления запрещено устанавливать (вводить) налоги, не предусмотренные федеральным  законодательством (ст.5, 12 НК РФ). На территории РФ запрещено введение других денежных знаков, кроме рубля, и выпуск денежных суррогатов. Центральному банку РФ запрещено предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита за исключением  случаев, когда это особо предусматривается  законом о федеральном бюджете.

    Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Такие нормы содержатся, например, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

    Существует  два вида уполномочивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется.

    Для второго вида уполномочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. уполномочивающие финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования народного хозяйства. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

    Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют структуру бюджетной системы, бюджетное  устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством, определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

    Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы  устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения  и использования государственных  денежных фондов (доходов). Так, законодатель определяет бюджетный процесс как  регламентируемую законом деятельность законодательных и исполнительных органов власти и органов управления по составлению, рассмотрению, утверждению  и исполнению бюджетов разных уровней. Процессуальные нормы содержатся в  Бюджетном кодексе РФ и Налоговом  кодексе РФ.

Информация о работе Понятия и виды финансово- правовых норм