Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:04, контрольная работа
Финансовые отношения выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно являются важным инструментом в механизме их регулирования государством. Их развитие сопровождается расширением сферы финансовой деятельности государства: формируются новые, специализированные государственные органы и государственно-кредитные учреждения с отдельными властными полномочиями (Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и др.). Обновляются методы финансовой деятельности, появляются новые виды финансовых отношений; растет массив финансового законодательства и потребность в специалистах с высоким уровнем компетентности в этой сфере.
В экономической и правовой литер
Введение 3
1. Распределение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности 5
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 8
3. Бюджетное регулирование – основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления .10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Академия ФСИН России
Институт
подготовки государственных и
Форма
обучения экстернат
Специальность
030501.65 – «Юриспруденция»
Контрольная
работа
По дисциплине: Финансовое
право
На тему: Правовое
регулирование финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления
Выполнил:
С.В. Кутякин
Научный руководитель:
А.П. Слепов
Рязань 2008
Содержание:
Введение 3
1. Распределение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления в финансовой деятельности 5
2. Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления 8
3. Бюджетное регулирование – основная форма деятельности государства и органов местного самоуправления .10
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Введение
Финансовое право Российской Федерации – наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.
Финансовые
отношения выступают
В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:
1.
экономических отношений
2.
фондов денежных средств,
Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему Российской Федерации, которую составляют следующие институты:
1. бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
2. внебюджетные целевые фонды;
3.
финансы предприятий,
4. имущественное и личное страхование;
5.
кредит (государственный и банковский)
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные), фонды банковской системы, фонд страховых организаций, фонды общественных и региональных организаций, фонды иных юридических лиц.
Федеральный
закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О
финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации» определил основные
принципы организации местных финансов.
В соответствии с ним местные финансы
включают средства местного бюджета, государственные,
муниципальные ценные бумаги, принадлежащие
органам местного самоуправления, и другие
финансовые ресурсы.
1.
Распределение компетенций
государственных органов
и органов местного
самоуправления в финансовой
деятельности.
«Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны».
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерство, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.
Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются, федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип
федерализма финансовой деятельности
проявляется в установлении Конституцией
РФ разграничения компетенции
Принцип законности финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения правонарушителем не государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.
Принцип
плановости означает, что вся финансовая
деятельность государства базируется
на основе целой системы финансово-
«Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность – основная, определяющая содержание, их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции». Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы – бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.
В
единую систему органов
Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.
Так, в соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам: федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.
Органы
государственного управления РФ и субъектов
РФ, местного самоуправления выполняют
на соответствующей территории функции
в области финансов в пределах своей компетенции.
2.
Правовые формы финансовой
деятельности государства
и органов местного
самоуправления.
Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.
Итак, «финансово-правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию».
Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.
По
юридическим свойствам
По
юридической природе финансово-
Финансово-плановые акты – это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.
«К финансово-плановым актам относятся.
1)
основной финансовый план
2)
финансовые планы
3)
финансово-кредитные и
4)
финансовые планы страховых
5)
финансовые планы и сметы
6) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
7) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете».
Финансово-плановые
акты получают свое юридическое оформление
в актах соответствующих государственных
органов. Так, федеральный бюджет утверждается
законом РФ, смета учреждения - министерством,
которому это учреждение подчинено. Утвержденный
в установленном порядке финансово-плановый
акт регулирует финансовые отношения
и вызывает юридические последствия как
любой финансово-правовой акт.