Правовое регулирование государственных доходов. Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании действующих в настоящее время форм безналичных расчетов, в выявлении существующих проблем и перспектив развития.
Это предполагает рассмотрение следующих задач:
1. дать общий анализ безналичных расчётов;
2. показать разнообразие форм безналичных расчётов;
3. выявить основные проблемы совершенствования безналичных форм расчётов;
4. показать перспективы развития наиболее применяемых в России форм безналичных расчётов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
I. Общий анализ безналичных расчётов
1.1 Понятие и значение безналичных расчётов……………………………... 6
1.2 Основные принципы организации форм безналичных расчётов……… 8
II. Разнообразие форм безналичных расчётов
2.1 Безналичные расчёты платежными поручениями……………………... 15
2.2 Безналичные расчёты платежными требованиями……………………. 20
2.3 Безналичные расчёты платежными требованиями-поручениями……. 22
2.4 Безналичные расчёты аккредитивами………………………………….. 23
2.5 Безналичные расчёты чеками…………………………………………… 27
2.6 Безналичные расчёты посредством векселей………………………….. 29
2.7 Безналичные расчёты банковскими пластиковыми карточками……... 31
III. Проблемы совершенствования и перспективы развития безналичных форм расчётов
3.1 Проблемы совершенствования безналичных форм расчётов………… 35
3.2 Перспективы развития некоторых форм безналичных расчётов……... 37
Заключение…………………………………………………………………… 41
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Реферат финансовое право.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

  - все платежи со счетов предприятий осуществляются по очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законодательством.

  2. Принцип осуществления расчетов  по банковским счетам. Предприятия, организации, учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны хранить денежные средства в учреждениях банка на расчетных, текущих, бюджетных счетах. С них осуществляются платежи за материальные ценности, услуги и по финансово-банковским обязательствам. Деньги со счета на счет переводятся банком по полученным от хозяйствующих органов расчетным документам.3 Банк зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и осуществляет проведение других банковских операций, которые предусмотрены банковскими правилами и договорами об использовании той или иной формы безналичных расчетов.

  3. Принцип обеспеченности платежа. Этот принцип тесно связан с принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа.

  Оперативную обеспеченность обусловливает наличие  у плательщика или его гаранта  достаточной для платежа суммы  ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).

  Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платеже-способности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных  связей, предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности  плательщиков.

  Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

  4. Принцип периодической очередности  платежей. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание, то есть в так называемой календарной очередности. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  -  в первую очередь происходит  списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

  -  во вторую очередь производится  списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, но выплате вознаграждений по авторскому договору;

  -  в третью очередь осуществляется  списание по платежным документам, предусматривающим перечисление  или выдачу денежных средств  для расчетов по оплате труда  с лицами, работающими по трудовому  договору (контракту), а также по  отчислениям в государственные социальные страховые фонды;

  - в четвертую очередь происходит  списание по платежным документам, предусматривающим платежи в  бюджет и внебюджетные фонды,  отчисления в которые не предусмотрены  в третьей очереди;

  - в пятую очередь происходит  списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

  -  в последнюю очередь осуществляется  списание по другим платежным  документам в порядке календарной  очередности.4

  5. Принцип согласия (акцепта) плательщика.  Данный принцип реализуется путем применения:

  - либо соответствующего платежного  инструмента (чека, простого векселя,  платежного поручения), свидетельствующего  о распоряжении владельца на  списание средств;

  - либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей).

  Законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и тому подобное, а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

  6. Принцип срочности платежа. Означает  осуществление расчетов строго  исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и тому подобное.

  Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован в зачислении их на свой счет именно в заранее  оговоренный, твердо фиксированный  срок. Введение принципа срочности  платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

  Срочный платеж может совершаться:

  - до начала торговой операции, то есть до отгрузки товаров  поставщиком или оказания им  услуг (авансовый платеж);

  - немедленно после завершения  торговой операции, например платежным  поручением плательщика;

  - через определенный срок после  завершения торговой операции -  на условиях коммерческого кредита  без оформления долгового обязательства  или с письменным оформление  векселя.

  На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.

  Досрочный платеж - это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.

  Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, то есть продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

  Просроченные  платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

  7. Принцип контроля за проведением  операций. Контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов.

  8. Принцип имущественной ответственности  по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. 

  Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием: (а) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; (б) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; (в) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; (г) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.

  В соответствии с действующим законодательством  безналичные расчеты между организациями  осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов.5

  Таким образом, необходимо сделать вывод, что все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других.  

  II. РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ

  2.1 Безналичные расчёты платежными поручениями

  Все расчетно-платежные операции в Российской Федерации проводятся по единым формам, устанавливаемым в законодательстве. Выбор формы расчетов в основном определяется: характером хозяйственных связей между контрагентами; особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки; местонахождением сторон сделки; способом транспортировки грузов; финансовым положением юридических лиц.

  Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать  клиентам руководствоваться при  установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

  ГК  РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных  расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.6

  Расчеты платежными поручениями - это самая  распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк–отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк–получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару). Платежным поручением могут производиться:

  расчеты за полученные товары и оказанные  услуги при условии ссылки в поручении  на номер и дату товарно-транспортного  или иного документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг;

  расчеты по нетоварным операциям;

  предварительная оплата товаров и услуг в случаях, предусмотренных в нормативных актах, в договоре, а также при применении предварительной оплаты как меры воздействия к неисправному плательщику. Под предварительной оплатой понимается оплата товаров и услуг, готовых к отгрузке (отпуску, оказанию) покупателям (заказчикам) к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых, оказываемых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не оговорены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен этот порядок расчетов;

  авансовые платежи в случаях, предусмотренных  законодательством или договором. В этих случаях в платежных  поручениях делается ссылка на соответствующий нормативный акт или договор;

  целевые переводы денежных средств, направляемые из федерального, местных бюджетов и внебюджетных фондов на выполнение правительственных программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий, оказание материальной помощи населению и проведение других мероприятий, зачисляются на субрасчетные счета предприятий.7

  Платежные поручения на перечисление целевых  денежных средств представляются в  банк в 3-х экземплярах. Первый экземпляр  остается в документах для плательщика, второй - как приложение к выписке из лицевого счета отдается получателю перевода, третий - со штампом банка и датой перечисления возвращается плательщику.

  Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете  плательщика.8 В платежном поручении указывается назначение платежа и делается ссылка на законодательный акт, предусматривающий формирование данного фонда. Ответственность за целевое использование средств несет их получатель.

  После проверки правильности заполнения и  оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле «Поступ. в банк плат.» ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.

Информация о работе Правовое регулирование государственных доходов. Государственный кредит