Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансовое право".
1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
2. Предмет и понятие финансового права
3. Система и источники финансового права
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
6. Субъекты финансового права
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
8. Понятие и значение финансового контроля
9. Виды и органы финансового контроля
10. Методы финансового контроля
11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
12. Бюджетное устройство в Российской Федерации
13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав
14. Понятие и принципы бюджетного процесса
15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
18. Правовой режим целевых бюджетных фондов
19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
21. Выручка и прибыль предприятия
22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
24. Налоги, их понятие и роль
25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
26. Налоговое право Российской Федерации, его источники
27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
29. Налог на добавленную стоимость и акцизы
30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
31. Налоги с физических лиц. Общие положения
32. Подоходный налог с физических лиц
33. Налог на имущество физических лиц
34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
35. Земельный налог
36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
38. Понятие и система неналоговых доходов государства
39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
41. Формы государственного внутреннего долга
42. Понятие и организация страхования
43. Виды страхования. Обязательное страхование
44. Понятие и система государственных расходов
45. Понятие и принципы финансирования
46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
49. Понятие денежной системы
50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
51. Правовые основы обращения наличных денег
52. Правовые основы безналичного денежного обращения
53. Понятие валюты и валютных ценностей
54. Понятие и содержание валютного регулирования
55. Валютный контроль
Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.
Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.
Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяйства, финансирует социально-культурные мероприятия и науку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управления, которые практически воплощают его функции. Совокупность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.
Поскольку расходы государства опосредствуют его функци-“.нпрование, а основная часть их покрывается за счет бюджетных средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государства) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.
Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.
Участником правоотношений при бюджетном финансировании является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования.
Третьим участником правоотношений при бюджетном финансировании выступает распорядитель бюджетных кредитов — руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.
45. Понятие и принципы финансирования
Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.
Расходы государственного бюджета — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрываемые за счет бюджетных средств. Независимо от их направления они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капитальные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; и пр.
В практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.
46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специальные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (наука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.
На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры.
Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место чанимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повышения квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании” от 10 июля 1992 г.^ государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.
В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.
Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Президента Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.
Режим сметно-бюджетного финансирования распространяется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.
47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учреждения имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения (вуз, больница и т.п.). На счета бюджетных учреждений поступают суммы для временного хранения (депозитные суммы), для выплат по целевому назначению определенным юридическим лицам или гражданам (суммы по поручениям). Таким образом, внебюджетные средства бюджетных учреждений объединяются в три вида: специальные, депозитные и суммы по поручениям.
К специальным средствам, относятся: доходы от эксплуатации транспорта; арендная и квартирная плата и другие доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, уборка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюджетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.
Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, поступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях; плата за обязательные осмотры медицинскими учреждениями лиц, работающих в пищевой промышленности, и т.д.
депозитные суммы — это средства, поступающие на временное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д.
Суммы по поручениям — денежные средства, которые переводятся предприятиями, учреждениями и организациями на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством (например, суммы единовременной помощи, выделяемые работникам подведомственных учреждений из централизованного фонда министерства).
48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные банками, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить недостаток собственных денежных средств юридических и физических лиц для различных потребностей, требующих дополнительных, вложений.
Общественные отношения, возникающие при банковском кредитовании, в зависимости от их специфики регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права.
Конституционные основы банковского кредита закреплены статьей 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.
Банковское кредитование регулируется законами Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Большое значение для развития банковского кредитования в условиях рыночной экономики имеют Закон РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России)” от 2 декабря 1990 г.* и Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР” от 2 декабря 1990 г.^
Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными принципами — основными руководящими положениями, закрепленными в нормах права. Основными принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.
Принцип возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации. Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип срочности: ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций. Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Принцип обеспеченности банковского кредита проявляется в том, что банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения: под залог товарно-материальных ценностей, недвижимости, под поручительство, под обязательства в других формах, принятых в банковской практике.
Банковский кредит выдается на строго определенные цели; использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.
В зависимости от срока, на который выдан банковский кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида — краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время.
При краткосрочною кредите объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям.
49. Понятие денежной системы
Деньги — категория экономическая. Деньги как экономическое явление выполняют разнообразные функции. Прежде всего они являются средством платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т. п.) операциям.
Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических отношений. Кредитование, дотирование и другие операции осуществляются с помощью денег. Поэтому деньги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отраслей и подотраслей, конкретных субъектов экономической деятельности, а также социальной сферы.
Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь — наполненность рынка товарами и степень финансовой обеспеченности субъектов экономической и неэкономической деятельности.
В Российской Федерации, деньги используются как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также личных интересов, не противоречащих государственным и общественным. В процессе экономических преобразований неизбежно выявлялись недостатки существовавшей ранее денежной системы, ряд параметров которой определялся не экономическими, а административными методами.
Все эти обстоятельства делают необходимым проведение комплекса мер по становлению и укреплению денежной системы России.
Современные деньги выпускаются в обращение непосредственно государством, но чаще от его имени — уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.
Официальные денежные знаки предусмотрены законодательными актами государства.
50. Правовые основы денежной системы РФ