Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 55 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Содержание

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
2. Предмет и понятие финансового права
3. Система и источники финансового права
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
6. Субъекты финансового права
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления
8. Понятие и значение финансового контроля
9. Виды и органы финансового контроля
10. Методы финансового контроля
11. Понятие и социально-экономическая роль государственного и местного бюджета
12. Бюджетное устройство в Российской Федерации
13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав
14. Понятие и принципы бюджетного процесса
15. Общие положения составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
16. Контроль за исполнением бюджетов. Отчет об исполнении бюджетов
17. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов
18. Правовой режим целевых бюджетных фондов
19. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов
20. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
21. Выручка и прибыль предприятия
22. Правовой режим определения себестоимости продукции (работ, услуг)
23. Кредиты амортизационные отчисления и прочие поступления
24. Налоги, их понятие и роль
25. Налоговая система Российской Федерации. Порядок установления налоговых платежей
26. Налоговое право Российской Федерации, его источники
27. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
28. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика
29. Налог на добавленную стоимость и акцизы
30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий
31. Налоги с физических лиц. Общие положения
32. Подоходный налог с физических лиц
33. Налог на имущество физических лиц
34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения
35. Земельный налог
36. Иные общие для юридических и физических лиц налоги
37. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов
38. Понятие и система неналоговых доходов государства
39. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
40. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
41. Формы государственного внутреннего долга
42. Понятие и организация страхования
43. Виды страхования. Обязательное страхование
44. Понятие и система государственных расходов
45. Понятие и принципы финансирования
46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты
47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений
48. Понятие, принципы и виды банковского кредита
49. Понятие денежной системы
50. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
51. Правовые основы обращения наличных денег
52. Правовые основы безналичного денежного обращения
53. Понятие валюты и валютных ценностей
54. Понятие и содержание валютного регулирования
55. Валютный контроль

Работа содержит 1 файл

Финансовое право.doc

— 387.00 Кб (Скачать)

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.

Затраты государства, выражающие урегулированные право­выми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.

Экономическая роль государства проявляется в том, что оно оказывает финансовую поддержку отраслям народного хозяй­ства, финансирует социально-культурные мероприятия и на­уку, национальную оборону, правоохранительную деятельность, судебную систему, систему государственных органов управле­ния, которые практически воплощают его функции. Совокуп­ность всех видов расходов государства составляет систему его расходов.

Поскольку расходы государства опосредствуют его функци-“.нпрование, а основная часть их покрывается за счет бюджет­ных средств, система расходов государственного бюджета (т.е. единство всех затрат, покрываемых за счет бюджета государст­ва) прямо зависит от политического и социально-экономического характера деятельности государства.

Все субъекты Российской Федерации наделены правом по­крытия затрат, связанных с их функционированием, за счет своих бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюд­жетные средства, финансовый орган, который составляет рос­пись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджет­ных ассигнований.

Участником правоотношений при бюджетном финансирова­нии является также кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной органи­зации, получающей бюджетные ассигнования.

Третьим участником правоотношений при бюджетном фи­нансировании выступает распорядитель бюджетных креди­тов — руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижесто­ящим распорядителям.

 

45. Понятие и принципы финансирования

Расходы государства финансируются в основном за счет дохода общества, который концентрируется в государственном бюджете. Затраты государства покрываются также за счет прибыли предприятий, части амортизационных отчислений, долгосрочных банковских ссуд и т.д. Понятие расходов государ­ства шире, чем понятие расходов государственного бюджета, составляющих лишь часть общих расходов государства.

Расходы государственного бюджета — это прямые затраты государства, связанные с его функционированием и покрыва­емые за счет бюджетных средств. Независимо от их направле­ния они осуществляются на основе принципов организации государственных расходов: целевого направления средств, что выражается в строго предметно-целевом назначении (капиталь­ные вложения, зарплата, командировки и т.д.); максимальной эффективности использования, т.е. обеспечения общественно необходимого результата при минимальных затратах; и пр.

В практику финансирования вошло выделение денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности. В значительной степени финансирование осуществляется на прежних принципах безвозвратности и безвозмездности, но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невоз­можности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на возвратной и возмездной основе.

 

46. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроиз­водственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расхо­ды на текущее содержание и расширение деятельности покры­вают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закреп­ляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджет­ных ассигнований.

Сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования. Однако ему свойственны и специ­альные принципы, такие как отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответ­ствующего их подчиненности; отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения; планирова­ние и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений (на­ука и научные исследования) и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреж­дения социальной сферы: образовательные учреждения; уч­реждения охраны здоровья и физической культуры; учрежде­ния культуры.

Среди социально-культурных мероприятий и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, ведущее место чанимают народное образование и подготовка кадров (высшие учебные заведения, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты повыше­ния квалификации и т.п.). Согласно Закону Российской Федера­ции “Об образовании” от 10 июля 1992 г.^ государство должно гарантировать ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей бюджетов всех уровней.

В сметно-бюджетном порядке из федерального бюджета отпускаются также средства на покрытие затрат на националь­ную оборону (содержание Вооруженных Сил, закупку вооруже­ний и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федера­ции по атомной энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных обязательств.

Важным направлением использования государственных средств являются расходы на управление. Из федерального бюджета финансируются расходы на Управление делами Пре­зидента Российской Федерации, Государственную Думу Феде­рального Собрания Российской Федерации, министерства и ведомства Российской Федерации, территориальные органы государственного управления.

Режим сметно-бюджетного финансирования распространя­ется и на правоохранительные органы, органы безопасности, судебную систему и органы прокуратуры Российской Федерации.

 

47. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

Наряду с ассигнованиями из бюджета бюджетные учрежде­ния имеют источники доходов, которые они получают не из бюджета, а от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан, объединений граждан за выполненные для них работы или услуги (специальные средства) в зависимости от профиля бюджетного учреждения (вуз, больница и т.п.). На счета бюд­жетных учреждений поступают суммы для временного хране­ния (депозитные суммы), для выплат по целевому назначению определенным юридическим лицам или гражданам (суммы по поручениям). Таким образом, внебюджетные средства бюджет­ных учреждений объединяются в три вида: специальные, депо­зитные и суммы по поручениям.

К специальным средствам, относятся: доходы от эксплуата­ции транспорта; арендная и квартирная плата и другие доходы от зданий и помещений, а также поступления от субарендаторов за объединенное хозяйственное обслуживание (отопление, убор­ка помещений, телефон и т.д.), т.е. средства, получаемые в результате выполнения однотипных форм деятельности бюд­жетными учреждениями независимо от профиля их основной деятельности.

Специальные средства получают бюджетные учреждения и в результате проведения мероприятий, которые соответствуют характеру их основной деятельности: например, средства, по­ступающие от родителей за обучение детей в музыкальных школах, за содержание детей в дошкольных и образовательных бюджетных учреждениях; плата за обязательные осмотры ме­дицинскими учреждениями лиц, работающих в пищевой про­мышленности, и т.д.

депозитные суммы — это средства, поступающие на вре­менное хранение бюджетным учреждениям с обязательством возврата по требованию владельца. К ним относятся залоги, денежные средства больных, находящихся на стационарном лечении в лечебных учреждениях, и т.д.

Суммы по поручениям — денежные средства, которые пере­водятся предприятиями, учреждениями и организациями на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством (например, суммы единовременной помощи, выделяемые работникам подведомственных учреждений из централизованного фонда министерства).

 

48. Понятие, принципы и виды банковского кредита

Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отноше­ния, в процессе которых временно свободные денежные средст­ва государства, юридических и физических лиц, аккумулиро­ванные банками, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых име­ется возможность восполнить недостаток собственных денеж­ных средств юридических и физических лиц для различных потребностей, требующих дополнительных, вложений.

Общественные отношения, возникающие при банковском кре­дитовании, в зависимости от их специфики регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным об­разом нормами административного, финансового и гражданско­го права.

Конституционные основы банковского кредита закреплены статьей 71 Конституции Российской Федерации, согласно кото­рой финансовое, кредитное регулирование и федеральные бан­ки находятся в ведении Российской Федерации.

Банковское кредитование регулируется законами Россий­ской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Большое значение для развития банковско­го кредитования в условиях рыночной экономики имеют Закон РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России)” от 2 де­кабря 1990 г.* и Закон РСФСР “О банках и банковской деятель­ности в РСФСР” от 2 декабря 1990 г.^

Банковское кредитование осуществляется в соответствии с определенными принципами — основными руководящими по­ложениями, закрепленными в нормах права. Основными прин­ципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Принцип возвратности банковского кредита означает, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организа­ции. Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип срочности: ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение опреде­ленных санкций. Осуществление принципа платности банковского кредито­вания основывается на возмездном характере услуг, оказывае­мых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Принцип обеспеченности банковского кредита проявляется в том, что банки с целью возврата кредита выдают его под различные формы обеспечения: под залог товарно-материаль­ных ценностей, недвижимости, под поручительство, под обяза­тельства в других формах, принятых в банковской практике.

Банковский кредит выдается на строго определенные цели; использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

В зависимости от срока, на который выдан банковский кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на два вида — краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время.

При краткосрочною кредите объектами кредитования явля­ются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъ­екта, определяемые по укрупненным показателям.

 

49. Понятие денежной системы

Деньги — категория экономическая. Деньги как экономическое явление выполняют разнообраз­ные функции. Прежде всего они являются средством платежа (расчетов) по товарным и нетоварным (налоги, штрафы и т. п.) операциям.

Деньги являются мощным регулятором экономических и неэкономических отношений. Кредитование, дотирование и дру­гие операции осуществляются с помощью денег. Поэтому день­ги — стимул развития экономики в целом, отдельных ее отрас­лей и подотраслей, конкретных субъектов экономической дея­тельности, а также социальной сферы.

Деньги отражают глубинное состояние экономики, в первую очередь — наполненность рынка товарами и степень финансо­вой обеспеченности субъектов экономической и неэкономиче­ской деятельности.

В Российской Федерации, деньги используются как один из важнейших регуляторов экономических отношений, формирования их в направлении, необходимом для достижения государственных и общественных интересов, а также личных интересов, не противоречащих го­сударственным и общественным. В процессе экономических пре­образований неизбежно выявлялись недостатки существовав­шей ранее денежной системы, ряд параметров которой опре­делялся не экономическими, а административными методами.

Все эти обстоятельства делают необходимым проведение комплекса мер по становлению и укреплению денежной системы России.

Современные деньги выпускаются в обращение непосред­ственно государством, но чаще от его имени — уполномоченным им банком. В любом случае денежные знаки являются таким же символом государства, как герб или флаг.

Официальные денежные знаки предусмотрены законода­тельными актами государства.

 

50. Правовые основы денежной системы РФ

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"