Становление и развитие Фонда Национального благосостояния Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

В данной работе описан Национальный фонд Республики Казахстан, а также его развитие

Содержание

Введение
1. Национальный фонд Республики Казахстан
1.1 Основные аспекты
1.2 Источники формирования Национального фонда Республики Казахстан
1.3 Использование Национального фонда Республики Казахстан
1.4 Управление фондом
2. Развитие Национального фонда Республики Казахстан
2.1 Совершенствование формирования стратегии управления Фонда Национальной Банка «Самрук-Казына».
2.2 Предложения экспертов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ФНБ Самрук-Казына1.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

3)   официальные  трансферты из республиканского  бюджета, рассчитываемые в размере  десяти процентов от планируемых  в республиканском бюджете сумм  поступлений в республиканский  бюджет от организаций сырьевого  сектора;

4)   официальные трансферты из местного бюджета, определяемые за счет поступлений от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;

5)   инвестиционные  доходы от управления Национальным  фондом Республики Казахстан;

6)   иные  поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.[1]

 

 

1.3 Использование Национального фонда Республики Казахстан

 

Национальный  фонд Республики Казахстан расходуется:

1) на компенсацию  потерь республиканского бюджета,  определяемых как разница между  утвержденными и фактическими объемами поступлений в республиканский бюджет от организаций сырьевого сектора в целом по текущему финансовому году. Размер компенсации не может превышать общую сумму недоисполнения республиканского бюджета по поступлениям. В случае превышения общего фактического объема поступлений над их утвержденным объемом компенсация не осуществляется;

2) в виде целевых  трансфертов, передаваемых из  Национального фонда Республики  Казахстан в республиканский  бюджет на цели, определяемые  Президентом Республики Казахстан;

3) на покрытие  расходов, связанных с управлением  Национальным фондом Республики  Казахстан и проведением ежегодного  аудита.

Национальный  фонд Республики Казахстан размещается  в разрешенные финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов, в целях обеспечения:1) сохранности Национального фонда Республики Казахстан; 2) поддержания достаточного уровня ликвидности Национального фонда Республики Казахстан; 3) высокого уровня доходности Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска; 4)получения инвестиционных доходов. Перечень разрешенных финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, определяется Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан по предложению Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан. Национальный фонд Республики Казахстан не может использоваться на кредитование физических и юридических лиц и в качестве обеспечения исполнения обязательств. Компенсация потерь республиканского бюджета за счет Национального фонда Республики Казахстан осуществляется в ходе его исполнения без уточнения республиканского бюджета в Парламенте Республики Казахстан по итогам финансового года с согласия Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан. Объемы целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет, утверждаются законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.[1]

 

 

1.4 Управление фондом (Из Правил формирования и использования)

 

Президент Республики Казахстан:1) формирует состав Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан; 2) дает обязательные для исполнения указания Совету, Правительству Республики Казахстан и Национальному банку Республики Казахстан по вопросам Фонда; 3) осуществляет контроль за деятельностью по управлению Фондом; 4) направляет для дачи рекомендаций Совету документы, связанные с управлением Фондом, внесенные ему на утверждение; 5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.15. Правительство Республики Казахстан при управлении Фондом осуществляет следующие полномочия:1) разрабатывает и утверждает правила составления отчетности, порядок зачисления денег в Фонд и использования Фонда; 2) разрабатывает, совместно с Национальным банком Республики Казахстан, и утверждает график представления информационных материалов и финансовой отчетности по деятельности, связанной с управлением Фондом; 3) обеспечивает представление отчета о формировании и использовании Фонда Президенту и информации о деятельности по формированию и использованию Фонда Парламенту Республики Казахстан; 4) обеспечивает проведение ежегодного внешнего аудита Фонда; 5) обеспечивает осуществление бухгалтерского учета формирования и использования Фонда; 6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами.16. Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным банком и Правительством Республики Казахстан. 17. Национальный банк Республики Казахстан на основании договора доверительного управления Фондом осуществляет:1) самостоятельное инвестирование Фонда, включая передачу его части в управление внешним управляющим; 2) разработку и утверждение правил осуществления инвестиционных операций; 3) представление Правительству Республики Казахстан отчета о результатах доверительного управления Фондом; 4) иные полномочия, предусмотренные настоящими Правилами и договором о доверительном управлении. В целях обеспечения эффективного доверительного управления Фондом решением правления Национального банка Республики Казахстан определяется специальное должностное лицо (на уровне не ниже заместителя председателя Национального банка Республики Казахстан), в полномочия которого входит оперативное принятие решений по доверительному управлению Фондом от имени Национального банка Республики Казахстан (полномочный представитель).18. Правительство Республики Казахстан и Национальный банк Республики Казахстан обязаны информировать друг друга о предполагаемых действиях и достигнутых результатах по вопросам управления Фондом[3]

национальный финансовый фонд казахстан

 

 2. Развитие Национального фонда Республики Казахстан

Фонд  национального благосостояния «Самрук-Казына»  создан для повышения конкурентоспособности  и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране. Основными принципами деятельности Фонда являются: соблюдение интересов государства, как единственного акционера Фонда; прозрачность, эффективность и гибкость деятельности Фонда и компаний; системность и оперативность в принятии решений и их реализации; ответственность и подотчетность. Основные направления деятельности Фонда: содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики; содействие в стабилизации экономики страны; повышение эффективности деятельности компаний. Ключевым направлением деятельности Фонда и компаний являются модернизация и диверсификация национальной экономики. Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей. Казахстанское содержание в закупках группы компаний АО «ФНБ «Самрук-Казына» составляет 80 процентов. АО «ФНБ «Самрук-Казына» объединяет государственные активы более 400 дочерних компаний, которые сосредоточены в стратегических секторах экономики (таблица 1).[6]

 

Таблица 1 - Основные активы ФНБ «Самрук-Казына» на конец 2012 года[6]

 

Участие в компаниях

Сектор экономики/направление  деятельности

Млрд.тг

КазМунайГаз

Национальная  нефтегазовая компания

2 731

Қазақстан Темір  Жолы

Национальный  железнодорожный оператор

752

Air Astana

Национальный  перевозчик

211

Казахтелеком

Национальная  телекоммуникационная компания

239

КазПочта 

Национальный почтовый оператор

235

Самрук-Энерго

Национальный  оператор электростанций

112

KEGOC

Оператор национальных электрических сетей

113

Банк Развития Казахстана

Банк развития

268

Kazyna Capital Management

Инвестиционный  фонд

76

БТА, Казкоммерцбанк, Халык Банк, Альянс Банк

Коммерческие  банки

53 179

Казатомпром

Атомная промышленность

279

Таукен Самрук

Горнорудная промышленность

8 000

Объединенная  химическая компания

Национальная  химическая компания

16 433

СК Фармация

Национальная  дистрибьюторская компания

3 240

Примечание  – Составлена автором по материалам ФНБ «Самрук-Казына»


     

В связи с  поставленными целями и направлениями  деятельности основные задачи ФНБ «Самрук-Казына» в целом оказались связаны с разработкой и обеспечением реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба; поддержкой и модернизацией существующих активов группы компаний Фонда; содействием в развитии регионов и реализацией социальных проектов; поддержкой отечественных товаропроизводителей, отечественных товаров и услуг. Созданные институты развития стали звеном организационно-управленческой системы, способной реагировать на стрессовые ситуации. Из выделенных из Национального Фонда средств в размере 1 трлн. 87,5 млрд.тенге по состоянию на 20 июля 2009 г. в экономике Казахстана размещено 766,8 млрд.тенге.[5]

Для сохранения темпов социально-экономического развития и реализации возникших задач были использованы инструменты государственного финансирования с конкретными механизмами для предоставления дополнительных ресурсов, предупреждающих стагнацию и открывающих возможность развития в условиях кризиса. Именно в этой поддержке развития различных секторов экономики следует видеть главную функцию институтов развития в условиях разрастания финансово-экономического кризиса.

В условиях проявления и разрастания мирового финансово-экономического кризиса перед ФНБ «Самрук-Казына»  были поставлены задачи, направленные не только на преодоление последствий  глобального кризиса, но и на послекризисное развитие (рисунок 1). Выполняя основные задачи по обеспечению устойчивого роста национальной экономики, модернизации и диверсификации национальной экономики, повышению эффективности деятельности холдинга и всех дочерних структур, продвижению и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, ФНБ «Самрук-Казына» является основным субъектом – проводником государственного управления в реальных секторах экономики.

 

 



 



 

 

 

 

 

 

 

Примечание  – Разработан автором

Рисунок 1 –  ФНБ «Самрук-Казына» - антикризисный оператор

экономики Казахстана

 

Нами  обобщен спектр критических оценок деятельности институтов развития государственного холдинга «Самрук-Казына» со стороны экспертного сообщества, контролирующих органов, общественности. Анализ критики в адрес мегахолдинга ФНБ «Самрук-Казына» показывает, что она проводится как с позиций политико-экономического, так и финансового аспектов и сводится к тому, что ни один из семи фондов в период с 2003 по 2010 годы не показал тех результатов, которых от них ожидали общество, экономические игроки, малый и средний бизнес. По оценке Счетного комитета, вклад субъектов МСБ в развитие реального сектора и диверсификацию экономики пока минимален и не соответствует поставленным задачам. Отмечены серьезные недочеты в управлении трансфертами для МСБ, которые заключаются в том, что значительные государственные финансовые ресурсы БВУ в основном направляются на поддержку сферы услуг и торговли, а в целом пока отсутствует системная поддержка субъектов МСБ.

Исследованием выявлено, что ФНБ «Самрук-Казына» уходит от задач диверсификации экономики и индустриально-инновационного развития. Это происходит потому, что изначально в институтах развития были неправильно расставлены приоритеты, деятельность институтов развития неэффективна и непрозрачна, подчас предстает дублирующей друг друга, а это, в свою очередь, создает предпосылки для нецелевого использования выделяемых государством средств. Эксперты отмечают интенсивную сменяемость руководящих кадров, долгий этап становления институтов и затянувшееся время для выработки стратегий развития, что также не способствует повышению ответственности за планируемый результат. Звучат радикальные мнения о бесполезности деятельности ФНБ «Самрук-Казына» и признании нецелесообразности его создания, формулируются предложения по совершенствованию системы управления государственными активами.  [4]

Проблематичность  вопроса эффективности институтов развития заключается в том, что инновационная политика должна быть ориентирован не только на производительный сектор экономики, но  также и на сырьевой. Развитие современных инновационных технологий предполагает не только наличие свободного капитала в виде денежных средств, а прежде всего – наличие профессионально подготовленных профессиональных кадров с соответствующими знаниями и навыками, развитую инфраструктуру производства, чего, к сожалению, в силу различных обстоятельств, в настоящий момент в стране нет. Занимаясь только инновационными наукоемкими технологиями, необходимо учитывать реальное состояние казахстанской экономики. Переориентация акцентов со стратегии индустриально-инновационного развития на форсирование индустриально-инновационного развития косвенно подтверждает справедливость аргументов тех экспертов, которые говорят о низких темпах преобразований экономики и недостаточности реальных практических результатов, об оторванности проектной деятельности госхолдинга и институтов развития от отраслевых и региональных программ. 

Ситуации, складывающиеся в управлении активами ФНБ «Самрук-Казына», свидетельствуют: а) об отсутствии четкой системы координации, мониторинга и контроля за реализацией проектов и за деятельностью национальных институтов развития, как внутри госхолдинга, так и со стороны Правительства; б) о недостаточности законодательных рычагов в области контроля использования бюджетных средств, выделяемых на пополнение и увеличение уставных капиталов акционерных обществ с участием государства. Это происходит потому, что опыт реализации проектов отдельными институтами развития, действующая система управления государственными активами пока еще не являются совершенными, например, в части принятия рисковых, экономически невыгодных решений, возможностей бесконтрольного использования бюджетных средств. 

Информация о работе Становление и развитие Фонда Национального благосостояния Республики Казахстан