Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:43, шпаргалка
Эта наука появилась в середине XX века в развитых странах, когда для этого сложились основные предпосылки:
• созданы основы общей экономической теории;
• производство и уровень его организации достигли высочайшего развития в виде создания индустриального общества, в основе, которого лежит крупное промышленное производство и акционерная форма собственности;
Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные. К первой группе относятся кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой. Во вторую группу входят финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т.п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.
Методы финансового менеджмента позволяют оценить:
· риск и выгодность того или иного способа вложения денег;
· эффективность работы фирмы;
· скорость оборачиваемости капитала и его производительность.
приемы финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов.
Приемы финансового менеджмента можно разделить на четыре группы:
1. Приёмы по переводу денежных средств (кредитные и дебетные карточки, смарт-карты, платёжное поручение, платёжное требование-поручение, аккредитив, расчеты чеками, банковский перевод, расчеты по открытому счету,инкассо, трансферт) означают приёмы, связанные с расчетами за купленные товары (работы, услуги). Их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров.
2. Перемещение капитала для его прироста – это инвестиционная сделка, связанная, как правило, с долгосрочным вложением капитала. Данные приёмы (депозит, вклады, текущая аренда, рента, лизинг, селинг, траст, инжиниринг, транстинг, френчайзинг, эккаутинг, бенчмаркинг, финансовый кредит, реинжиниринг, фирменный кредит, факторинг, форфетирование, кредит по открытому счёту, вексельный кредит, акцептный кредит, овердрафт, самокредитование) представляют собой способы получения дохода на капитал в форме его прироста.
3. Спекулятивные операции (репорт, депорт, операции с курсовыми разницами, операции СВОП, валютный арбитраж, процентный арбитраж, валютнаяспекуляция, лидэ энд легэ) есть краткосрочные сделки по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах, взятых в займы и отданных в кредит и т.п.
4. Приёмы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход (страхование, хеджирование, залог, ипотека, тезаврация драгоценных металлов, диверсификация, лимитирование, приобретение дополнительной информации о выборе и результатах, самострахование) представляют собой приёмы управления движением капитала в условиях риска и неопределённости хозяйственной ситуации.
29. Текущее управление финансами предприятия
Под краткосрочным финансовым управлением понимается комплексное управление краткосрочными (оборотными, текущими) активами и краткосрочными пассивами. Сущность краткосрочного финансового управления состоит в определении оптимальной структуры и оптимального объема краткосрочных активов, а также источников их финансирования — краткосрочных пассивов. Различные по направлениям и масштабам деятельности предприятия испытывают разные потребности в краткосрочных активах и могут использовать разные источники финансирования. Целью комплексного управления краткосрочными активами и краткосрочными пассивами является воздействие на потребности в чистом оборотном капитале, а также на показатели оборачиваемости и рентабельности активов предприятия. Политика краткосрочного финансового управления представляет собой сочетание политики управления краткосрочными активами и политики управления краткосрочными пассивами. Существуют три основных вида краткосрочной финансовой политики: агрессивная, умеренная, консервативная. Каждый из этих видов может применяться как к краткосрочным активам, так и к краткосрочным пассивам. При этом они могут соответствовать или не соответствовать друг другу.
Агрессивная политика управления текущими активами — характеризуется высокой долей текущих активов в совокупных (общих) активах фирмы (предприятия) и невысокой скоростью их оборота. При этом предприятие наращивает запасы сырья, материалов, нереализованной продукции, размеры дебиторской задолженности. Кроме того, возрастают финансово-эксплуатационные потребности предприятия. Экономическая рентабельность активов снижается, но при этом снижается и риск технической неплатежеспособности. Данная политика применяется в условиях высокой неопределенности и инфляционности экономики.
Консервативная политика управления текущими активами — характеризуется снижением доли текущих активов в общих активах предприятия и высокой скоростью их оборота. При этом предприятие сводит размер запасов к рациональной величине, снижает размер дебиторской задолженности. Происходит сдерживание финансово-эксплуатационных потребностей предприятия. Растет экономическая рентабельность активов, но при этом резко повышается риск технической неплатежеспособности. Данная политика применяется в случае, когда точно известны все сроки поставок, имеет место высокая дисциплина платежей, или в случае, когда предприятие должно экономить абсолютно на всем.
Умеренная политика управления текущими активами — характеризуется средними значениями (параметрами) доли текущих активов в общих активах предприятия и средней скоростью их оборота. Экономическая рентабельность активов, риск технической неплатежеспособности находятся на неком среднем уровне.
Что же касается текущих пассивов предприятия (фирмы), то агрессивная политика управления текущими пассивами предприятия характеризуется преобладанием краткосрочных кредитов в общих пассивах. Увеличивается сила эффекта финансового рычага. Растут постоянные затраты за счет увеличения процентов по кредитам, что неизбежно приводит к росту силы операционного рычага. Используется в условиях неопределенности и высокой инфляции. Правда, при этом возрастает совокупный риск, связанный с предприятием.
Консервативная политика управления текущими пассивами предприятия — характеризуется низкой долей краткосрочных кредитов в пассиве предприятия. Источником финансирования активов в основном служат долгосрочные кредиты и займы, а также собственные средства. В краткосрочном периоде снижается сила воздействия финансового рычага. Однако сила воздействия производственного рычага возрастает (прежде всего за счет выплат процентов по долгосрочным кредитам). В этой ситуации имеет место довольно высокая предсказуемость риска, связанного с предприятием. Чаще всего пользуются такой политикой в условиях достаточной стабильности общехозяйственной конъюнктуры.
Умеренная политика управления текущими пассивами предприятия — характеризуется средним (по сравнению с агрессивной и консервативной политиками) уровнем доли краткосрочного кредита в общих пассивах предприятия. Сила воздействия финансового и операционного рычагов находится в пределах средних значений (то же самое относится и к уровню риска, связанного с предприятием).
30. Кредитная политика предприятия, преимущества и недостатки использования торговых кредитов.
Кредитная политика — это система мер и правил, направленных на реализацию контроля за проведением и использованием кредитов, предоставляемых компанией или банком. Кредитная политика компании в числе прочего может включать в себя систему правил по выстраиванию отношений с заказчиками, куда входит и процедура взыскания задолженности.
кредитная политика должна включать в себя:
- продуманную работу с клиентом: правила сегментирования типов заказчиков и правила работы с каждым сегментом;
- распределение внутри компании работ по взаимодействию с должниками;
- процедуру взыскания долгов внутренними силами;
- описание ситуаций, при которых долг передается для взыскания коллекторскому агентству;
- описание ситуаций, при которых на должника подают в суд.
Кредитная политика в свою очередь определяется четырьмя показателями.
1. Срок предоставления кредита — период времени, в течение которого клиенты должны оплатить купленный товар
2 Стандарты кредитоспособности — минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемы к различным категориям клиентов
3 Политика сбора платежей, определяется степенью лояльности по отношению к клиентам, задерживающим выплаты, сточки зрения предоставления кредита вновь
4 Скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки; данные льготы включают в себя сумму скидки и период, в течение которого ими можно вое пользоваться.
Хотя основная роль в процессе выработки и проведения кредитной политики принадлежит кредитному менеджеру, но по причине ее большой значимости для деятельности фирмы в целом обычно решения относительно кредитной политики принимаются исполнительным комитетом, включающим президента, а также вице-президентов по финансам, маркетингу и производству
Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со
Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).
Найти оптимальную точку в кредитной политике - это значит найти равновесие в объемах и сроках предоставления отсрочки платежа. Либерализация кредитной политики уместна до тех пор, “пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с издержками по предоставляемому кредиту”!
Средствами поддержки и реализации выбранной кредитной политики являются:
ведение реестра старения дебиторской задолженности
анализ оборачиваемости этой задолженности
формирование кредитного рейтинга клиентов,
выработка критериев предоставления кредитов,
бюджетирование поступлений денежных средств,
и, наконец, введение в систему расчета оплаты туда менеджеров составляющих, связанных с оплатой реализованных товаров.
Главной целью деятельности компании является достижение прибыли. Как правило прибыль увеличивается при увеличении объема продаж. Одним из самых действенных способов увеличения объема продаж является предоставление товара в кредит. Для этого есть следующие причины:
- возможно привлечения покупателя, не имеющего достаточно средств для предоплаты;
- покупатель в состоянии купить больше или более дорогого товара
Коммерческий кредит (торговый) имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам принадлежат:
- оперативность предоставления средств в товарной форме;
- техническая нескладность оформления соглашения;
- предоставление предприятию более широких возможностей маневрирования оборотными средствами;
- содействие развития кредитного рынка.
Недостатками коммерческого кредита есть: ограниченные возможности во времени и размерах; наличие заметного риска для кредитора; возможность нежелательного влияния банков, которые дисконтируют векселя.
Ныне на практике применяются преимущественно три разновидности коммерческого кредита:
- кредит с фиксированным сроком погашения;
- кредит с погашением после фактической реализации заемщиком полученных товаров;
- кредитование за открытым счетом, когда снабжение следующей партии товаров на условиях коммерческого кредита осуществляется к моменту погашения предыдущей задолженности.
31. Управленческий подход к проведению дивидендной политики предприятия.
Дивид пол - механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный» (подразделяется на: остаточная политика дивидендных выплат; политика стабильного размера дивидендных выплат), «умеренный» («компромиссный») (выделяют: политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды) и «агрессивный» (выделяют: политика стабильного уровня дивидендов; политика постоянного возрастания размера дивидендов). Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики:
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности.