Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 07:59, реферат
Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.
История формирования экономических районов. 2
Административное устройство России до революции. 2
Формирование административно - территориального деления после революции. 3
Разработки госплановской сетки районов. 4
Характеристика методов экономического районирования. 5
Метод энергопроизводственных циклов. 5
Метод межотраслевых комплексов. 7
Метод коэффициентов. 8
Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России. 9
Основные принципы районирования: 9
Состав крупных экономических районов России. 10
Стратегические задачи регионального развития. 11
Комплексное развитие хозяйства Уральского экономического района. 12
Экологические проблемы. 12
Территориальная организация хозяйства. 13
Свободные экономические зоны. 13
Сущность свободных экономических зон и причины их создания. 14
Основные разновидности СЭЗ. 15
Типы СЭЗ, организуемых в России. 15
Свободные экономические зоны в России. 16
Современное состояние. 18
Некоторые проблемы развития Российских СЭЗ. 18
Заключение. Проблемы районирования России. 20
Переоценка ценностей, перспективы. 20
Список использованной литературы: 22
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.
При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.
Все
сказанное относится к
Наиболее
радикальные аграрные преобразования
намечаются в регионах первого типа.
Здесь предусматривается
Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.
В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.
Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.
Почти вся территория Урала подвержена мощной антропогенной нагрузке. Особенно негативное влияние на состояние окружающей среды в районе оказывают горно-добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, тепло – и гидроэнергетика, лесозаготовки. В настощее время Урал считается зоной экологического бедствия – семь городов занесены в « черную » экологическую книгу России: Екатеренбург, Курган, Нижний Тагил, Пермь, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Челябинск. В атмосферу Урала толь горными и металлургическими предприятиями выбрасываются сотни тысяч тонн вредных веществ ежегодно. Отходы производств почти не утилизируются, в регионе скопилось свыше 2,5 млрд. Куб. Метр. Отходов горного и металлургического производства.
Тысячи гектаров земель изымаются под горные работы, загрязняются подземные и поверхностные воды, почвы, атмосфера, уничтожается растительность. Часть территории Южного Урала подверглась радиоактивному загрязнению.
Несомненно, экологический кризис ставит под угрозу успех экономических реформ в регионе, так как требуемые затраты на ликвидацию хотя бы основных экологических нарушений в несколько раз превышают суммы, выделяемые для этих целей во всей стране.
В Уральском Экономическом районе выделяются три подрайона: Среднеуральский (Свердловская область), Западно-Уральский (Башкортостан и Удмуртия, Пермская область), Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская, Челябинская области).
Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии , черной и цветной, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Это самый мощный промышленный район Урала.
Западно-Уральский подрайон выделяется нефтедобывающей и нефтехимической промышленностью, транспортным машиностроением и станкостроением.
Южно-Уральский
подрайон отличается развитой черной
и цветной металлургией, тракторостроение.
В Оренбургской области формируется крупный
газо-промышленный ТПК. Этот подрайон
занимает ведущее место в сельскохозяйственном
производстве Урала.
Главное
направление дальнейшего
Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования, конверсия оборонной промышленности. Специализация Уральского района в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, поэтому координальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится.
Свободные
экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли
в мировую хозяйственную