Идеи Бакунина

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Михаил Александрович Бакунин вошел в историю политической мысли не
только как идеолог бунтарского направления в народничестве, но и как
родоначальник и крупнейший представитель анархизма в России.Ряд факторов способствовал распространению анархистских идей в нашей
стране. Прежде всего это глубокий и длительный кризис самодержавного и
крепостнического государства, ставший очевидным в середине века и не
преодоленный до конца в ходе непоследовательных буржуазных преобразований. Государство не пользовалось в русском обществе уважением. От критики его неэффективности, коррумпированности, оторванности от общества до свойственного анархизму полного отрицания государства, всего лишь один шаг.

Содержание

Введение
Формирование Анархической доктрины Бакунина
Деятельность Бакунина. Его идеи
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Бакунинy.doc

— 30.00 Кб (Скачать)

 

 

   МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

 

 

 

 

 

Идеи Бакунина

 

 

 

Выполнил:

студент 1-го курса

Шепилов Руслан Саидахмадович

Принял работу:

Шинкарчук Сергей Алексеевич

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Формирование Анархической доктрины Бакунина
  2. Деятельность Бакунина. Его идеи

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

        Введение

 

Михаил Александрович Бакунин  вошел в историю политической  мысли  не

только как  идеолог  бунтарского  направления  в  народничестве,  но  и  как

родоначальник и крупнейший представитель  анархизма в России.Ряд факторов способствовал распространению анархистских идей в нашей

стране. Прежде всего это  глубокий  и  длительный  кризис  самодержавного  и

крепостнического  государства,  ставший  очевидным  в  середине  века  и  не

преодоленный до конца в ходе непоследовательных  буржуазных  преобразований. Государство не пользовалось в русском обществе  уважением.  От  критики  его неэффективности,   коррумпированности,   оторванности   от    общества    до свойственного анархизму полного отрицания государства, всего лишь один шаг.

        Мелкотоварное производство, характерное для России с его психологией

автономии  и  недоверием  к   государственному   вмешательству,   сохранение

общинных  традиций  крестьянства,  казачьего  самоуправления,  уклад   жизни

раскольников, называвших государство  орудием  антихриста,  свидетельствовали  о сохранении в народе  традиций  негосударственной  организации.  Обширность территорий  и  пестрота  национального  состава  России  были  таковы,   что государственное  устройство не было особенно прочным и  глубоко  проникающим. Под флагом единой и неделимой России  многие  земли  и  народы,  не  обладая суверенитетом, все же во многом продолжали жить по своим обычаям.

        Изменение  социальной  структуры  страны   в   результате   развития

капитализма, образование значительных по численности  маргинальных  слоев  в лице неразвитого городского пролетаризма, люмпен-пролетариата  и  беднейшего крестьянства, резко критическое  по отношению  к  властям  настроение  многих представителей   интеллигенции   создавали   атмосферу   нестабильности  и революционных ожиданий.

        В этих условиях анархизм не только находил социальную  опору,  но  и

приобретал более радикальные, непримиримые формы  в  сравнении  с  западными образцами. Была у русского анархизма и еще  одна  особенность.  Ориентируясь на социальную революцию с опорой на  общину,  он  приобрел  ярко  выраженное коллективистское содержание.

 

1. Формирование Анархической доктрины  Бакунина

 

Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская империя и социальная революция»(1871) и «Государственность и анархия» (1873). Бакунин отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта, носителем которого он считал русское крестьянство. Задачу революционной организации он видел в установлении «живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Свою программу Бакунин сформулировал применительно к России. Он считал русскую крестьянскую общину готовой основой будущего социалистического общества, а русского крестьянина «прирожденным социалистом». Под влиянием идей Бакунина сформировалось «бунтарское» направление революционного народничества, которое проявилось в середине 1870-х гг. в массовом «хождении в народ» революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к немедленному восстанию. Идеи Бакунина и его анархистская тактика были усвоены многими революционными кружками и организациями («долгушинцами», «чайковцами», «Землей и волей», «Народной волей» и др.).

 

 

 

 

2.Деятельность Бакунина. Его идеи

 

Бакунин видел в русском крестьянине  прирожденного социалиста; он призывал революционеров, опираясь на «разбойный элемент», стремиться к немедленной  организации народных бунтов, которые должны вылиться во всероссийское восстание. Бунтарское и пропагандистское направления были наиболее распространенными в народническом движении 1870-х годов, однако редко встречались «в чистом виде». Взгляды и практическая деятельность революционных народников представляли, скорее, синтез теорий и практических советов идеологов движения. Главной задачей они считали осуществление крестьянской социалистической революции, при этом социальная революция противопоставлялась политической, плодами которой, по мнению народников, могла воспользоваться нарождающаяся буржуазия.

Бакунин выступал против «авторитарного социализма», теоретическое обоснование  которого приписывал марксизму. Авторитарному  социализму он противопоставлял «самостоятельную деятельность» коммун.

В целом бакунизм явился одной из форм непролетарского социализма как  порождение отчаяния, как мировоззрение  мелких и средних собственников.

Бакунин создал довольно стройное учение об устройстве будущего общества и  перехода к нему. Он считал кооперацию основной формой будущего производства, при обязательном условии, что земля и капитал во всех видах (промышленный, товарный и денежный) будут коллективной собственностью. В то же время Бакунин убежденно заявлял, что в условиях низкой культуры и образованности российских кооператоров успеха добиваются лишь немногие счастливцы. Поэтому решение экономических проблем в будущем Бакунин связывал не с кооперативным движением, а с претворением в жизнь народного идеала, основные черты которого он видел в следующем:

1)земля принадлежит народу;

2)право пользования землей принадлежит  не лицу, а целой

общине, разделяющей ее временно между  людьми;

3)уважение общины как формы  организации сельхозтруда;

4)признание лучшей формой управления  самоуправление

общинного характера;

5)абсолютная автономия общин.

По мнению Бакунина, народному  идеалу противодействуют три черты, тормозящие его осуществление: патриархальность; поглощение лица миром; глубокая вера в царя. Бакунин обосновывал каждое из этих чисто русских явлений. Он указывал на реакционную роль семьи в воспитании рабской покорности, ибо деспотизм мужа или отца обращает семью в безнравственную (по своему юридическому и экономическому началу) школу насилия. Это ведет к отрицанию всякого личного права. Бакунин был убежден, что в народе всегда живет сознание идеала, для претворения которого народу надо объединиться, чему помогут молодые революционеры-бунтари.

Бакунин последовательно и резко  выступал против права наследования. В будущем обществе, по мнению Бакунина, не должно быть наследственной крупной собственности на землю, но может быть ненаследственная собственность на вещи.

Не должно быть мнимой собственности  родителей на детей. Он абсолютизировал  право на свободу, вплоть до «права на леность». Он отрицал официальный  брак, боролся против женского неравноправия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Заключение

 

Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей  общественной жизни», а потому попытки  теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества.

Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный  круг последователей. Особое влияние  его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании и  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список литературы: 
 
1. Житова, Н.К. Революция или бунт? Социализм или анархия? : (К 175-летию со дня рождения М.А.Бакунина) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Теория науч. коммунизма. - М., 1989. - N 3. - С. 35-41

2. Полонский В.П. М.А. Бакунин.  Жизнь, деятельность, мышление. М., 1925.

3. Семенкова Т.Г. Экономическая  платформа революционного народничества  // Всемирная история экономической  мысли. Т. 2. Гл. 19- М., 1988.

4. Стеклов Ю.М. Бакунин, его  жизнь и деятельность. Т. 1 —4. М.,1926—1927. 


Информация о работе Идеи Бакунина