Психологические проблемы организации инновационного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – определение психологических проблем организации нововведений и пути их преодоления.

Задачи:
- определить что представляет собой организация управления инвестиционной деятельностью;
- ознакомление с психологическим барьером, который возможен по отношению к нововведениям;
- анализ психологических проблем внедрения инновационного процесса на предприятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 Анализ психологических проблем инноваций в организации ………..……………………………………………………………………………5
1.1 Организация управления инновационной деятельностью ……………..5
1.2 Методы внедрения инноваций в организации ………………………….....11
1.3 Психологический барьер по отношению к нововведениям………………17
ГЛАВА 2 Анализ психологических проблем организации инновационного процесса в фирмах ……………………………………………………………...22
2.1 Анализ иностранной фирмы. Салон красоты «Регина»………………......22
2.2 Анализ психологии инноваций в салоне красоты « Солана»…………….25
ГЛАВА 3 Анализ психологии организационного процесса в салоне красоты «Белая Лилия»……………………………………………………………………27
3.1 Характеристика деятельности салона красоты……………........................27
3.2 Анализ психологии инновационного процесса в салоне красоты
«Белая Лилия» …………………………………………………………………..29
3.3 Психологические проблемы внедрения инноваций в ООО «Белая Лилия» и пути их решения ……………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 71.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему: «Психологические проблемы организации  инновационного процесса» 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса

группы  4 Мз

Мезина И.К.

Проверил: Юртаев П.Е. 

Нижний  Новгород

2011 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3 

ГЛАВА 1 Анализ психологических проблем инноваций в организации ………..……………………………………………………………………………5

1.1 Организация управления инновационной деятельностью ……………..5

1.2 Методы внедрения инноваций в организации ………………………….....11

1.3 Психологический барьер по отношению к нововведениям………………17 

ГЛАВА 2 Анализ психологических проблем организации инновационного процесса в фирмах ……………………………………………………………...22

2.1 Анализ иностранной фирмы. Салон красоты «Регина»………………......22

2.2 Анализ психологии инноваций в салоне красоты « Солана»…………….25 

ГЛАВА 3 Анализ психологии организационного процесса в салоне красоты «Белая Лилия»……………………………………………………………………27

3.1 Характеристика деятельности салона красоты……………........................27

3.2 Анализ психологии инновационного процесса в салоне красоты

«Белая Лилия» …………………………………………………………………..29

3.3 Психологические проблемы внедрения инноваций в ООО «Белая Лилия» и пути их решения ……………………………………………………………...31 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………..38 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем  или иным образом в современные  преобразования общества.

       Крутой  перелом при переходе к рыночной экономике, требующий от человека большей  индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за собственные  действия, более глубокой рациональности в оценке реальных ресурсов для достижения поставленной цели - все это встречает  немалое сопротивление в сложившихся  культурных "моделях" прошлого. Для  развивающегося сообщества характерно стремление к поиску позитивных нововведений, освоение нового, преодоление хаоса. Отсутствие или недостаток в обществе позитивных, или приравненных к ним инноваций, может нарушить поступательное развитие общества и стать фактором риска. Современные социальные процессы протекают крайне быстро и характеризуются тем, что в них самым непосредственным образом участвуют широкие слои населения. Следует отметить, что стабилизация общественной жизни может происходить за счет именно баланса традиций и нововведений, причем преобладание традиций не служит показателем нормального состояния общества, т.к., традиции не будут сохраняться без обновления.

       В данной работе на основании различных  литературных источников мы должны раскрыть сущность психологических аспектов нововведений.

       Актуальность  данной темы объясняется, прежде всего, потребностью организаций в нововведениях, в условиях конкуренции.

       Объектом  исследования является ООО «Белая Лилия»

       Предметом исследования служит организация инновационного процесса на предприятии.

       Цель  данной курсовой – определение психологических проблем организации нововведений и пути их преодоления. 
 

       Задачи:

       - определить что представляет собой организация управления инвестиционной деятельностью;

       - ознакомление с психологическим  барьером, который возможен по  отношению к нововведениям;

       - анализ психологических проблем внедрения инновационного процесса на предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 Анализ психологических проблем инноваций в организации

      1.1 Организация управления инновационной деятельностью

      Успешность  внедрения инноваций в производственный процесс во многом зависит от понимания  роли и значения инновационной деятельности.  Усиление важности технологических  факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение  в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости  изменения данных структур и конкретного  типа инновационной стратегии, избираемого  организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью  на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии.

      Анализ  динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации  при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь  между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности и масштабов последних.

      Результаты  анализа позволяют судить о влиянии  характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических  нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности  последних, определяющим фактором их возникновения.

      Кроме этого организационно-управленческие изменения, обеспечивающие новые качества организационных структур управления инновационной деятельностью, как  правило, влекут за собой расширение сферы их компетенции и в итоге  повышение общего уровня инновационности организации как в сравнении с прежним уровнем, так и в сравнении с конкурентами.

Таблица 1.- Влияние интенсивности и масштабов нововведения на  организационную структуру управления

      
Интенсивность и масштабы нововведений Организационные нововведения
Освоенная продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации
Новая продукция

Освоенная технология

Освоенный рынок

Разработка  продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается  новая проектная группа
Освоенная продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Существующая  организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта
Новая продукция

Освоенная технология

Новый рынок

Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР  и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой  продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей
Новая продукция

Новая технология

Освоенный рынок

Может быть организована группа новой продукции из персонала  служб НИОКР, производства, в своей  деятельности она использует службы маркетинга и сбыта
Новая продукция

Новая технология

Новый рынок

Новое направление  хозяйственной деятельности требует  совершенно новой организации в  форме подразделения с венчурным  финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную  структуру
 

      Важным  моментом в решении организационных  вопросов инновационного менеджмента  в организации является выбор  конкретного типа организационной структуры управления. Универсальной организационной формы для всех видов инноваций нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от:

  • готовности организации к изменениям;
  • основных тенденций долгосрочной технологической политики;
  • наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
  • степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;
  • состояния внутренних и внешних коммуникаций;
  • климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.

      Практика  показывает, что организационные  формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью  передовых организаций не имеют  каких-либо принципиальных различий и  не отличаются особым совершенством  по сравнению с другими. Но такие  организации, как правило, применяют  свои уникальные, наиболее отвечающие условиям и характеру их деятельности – периодичности нововведений, источникам инновационных идей, масштабам и  типу организационной структуры  в целом, характеру технологии, параметрам рынка новой продукции и т.д.

      Таким образом, выбор и создание новых  организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции  этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб.

      Основным  признаком, определяющим особенности  организации инновационного менеджмента, является профиль деятельности хозяйствующего субъекта. Следует учитывать специфику  инновационной деятельности научно-исследовательских, инженерных и других организаций, основной целью которых является проведение НИОКР, и организаций, где инновации  выступают средством достижения общехозяйственных целей. На практике в том и другом случаях применяются  различные формы организации  управления нововведениями1.

      В зависимости от того, какие структуры  составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:

  • организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
  • организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
  • организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.

      Важной  характеристикой организации управления инновационной деятельностью является то, что здесь задействованы практически  все функциональные и производственные подразделения организации. С повышением степени их участия активнее протекают инновационные процессы и пропорционально увеличивается конечный эффект производственно-хозяйственной деятельности в целом. Эта зависимость означает, что наиболее рациональной является третья форма организации управления инновационной деятельностью. Специализированные службы, обеспечивающие основное производство внутренними и внешними НИОКР, наиболее эффективны в крупных организациях, обладающих высоким научно-техническим потенциалом и собственной опытно-производственной базой и занимающих лидирующее положение в отрасли.

      Современная практика инновационного менеджмента  имеет примеры разнообразных  организационных форм, которые достаточно точно отражают уникальность внешних  и внутренних условий деятельности каждой организации. Среди множества  тенденций в этой области, реализуемых  компаниями промышленно-развитых стран  для усиления ориентации инновационной  деятельности на цели рыночной конкуренции, в качестве ведущих выделяются следующие  способы организации управления инновационной деятельностью:

  • организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур
  • использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей
  • развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления2.

      Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений.

Информация о работе Психологические проблемы организации инновационного процесса