Контрапункт. Виды контрапункта (звук и видео, слово и видео, видео и видео)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Данная исследовательская работа может быть использована как структурированное пособие для студентов специальности «журналистика» и применяться на занятиях по дисциплинам специализации, а также может послужить базой для написания других исследовательских работ.

Содержание

Введение..........................................................................…………………....3-4

Глава I. Понятие контрапункт………………………………………….…5-10

§ 1. Что такое контрапункт?...........................................................................5

§ 2. Виды контрапункта……………………………………………….……6

Глава II. Контрапункт, как средство выразительности

в документальных фильмах…………………………………………….…11-18

§ 1. Контрапункт звук и видео в документальном кино………………...11

§ 2. Контрапункт видео и слово в документальном кино…………….…14

§ 3. Контрапункт видео и видео в документальном кино……………….17

Заключение………………………………………………………..………..19

Список литературы………………………………………………..……….21

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Крутиковой В.Е..docx

— 54.81 Кб (Скачать)

    Слово по А.Г. Соколову может присутствовать в кадре в четырех видах:

    1. Авторский текст. Его еще называют авторским комментарием. Иногда фильм сопровождается комментарием одного из героев за кадром. Иногда комментарий ведется несколькими голосами. Прием контрапункта будет возникать, если, например, в авторском комментарии будет говорится о православии, а видеть в кадре мы будем не церкви, иконы и свечи – общепринятые атрибуты, а городскую жизнь, людей гуляющих по торговому центру.

    2.Диалог. Разговор двух или более людей на экране. Этот вид использования слова в кадре так же может создавать контрапункт с видео. Так, например, если в кадре нищие будут разговаривать о том, что они люди финансово обеспеченные.

    3.Закадровый  монолог или диалог. Такое режиссерское решение соответствует ситуации, когда зритель не видит героев, но слышит их голоса. Они могут, как комментарий сопровождать развитие действия, в котором они не участвуют в данный момент или участвовали когда-то раньше.

    4.Внутренний  монолог. Часто не произнося  слов вслух, мы рассуждаем про  себя. Экранный прием внутреннего  монолога как раз моделирует  такую ситуацию. Герой в кадре  действует, не открывая рта,  не артикулируя, но в это  время звучит его голос за  кадром, он произносит реплики,  разговаривает сам с собой  или подразумеваемым партнером. Видео с внутренним монологом также могут противопоставляться друг другу. Так, например, в кадре человек бьет посуду, ломает мебель, устраивает разгром в помещении, а в закадровом тексте его мысли о том, как хорошо он уборку наводит.

    Многие режиссеры строят звукозрительный образ на контрапункте, рождающем новый смысл или ассоциацию у зрителя. Он основан на способности зрителя улавливать, или не улавливать целостный звукозрительный образ, как воспринимать, так и не воспринимать общий результат наложения слова и видео друг на друга.  

    Видео и видео. Воздействие зрительного образа, созданного, например, на телевизионном экране, не столь мощно, как воздействие образа на киноэкране, в силу размеров телеэкрана и особенно условий восприятия. Встречается, и то, что режиссер полностью отказывается от закадрового текста в фильме. Основная мысль доносится только путем изображения. Поэтому чтобы «поймать внимание зрителя», «заострить» режиссеры используют разновидность контрапунктического приема – видео и видео. Для создания этого контрапункта режиссеры используют так называемое полиэкранное изображение. Полиэкран – это средство аудиовизуальной техники, основанное на принципе комбинированного показа диапозитивов и фильма одновременно и в любых сочетаниях на одном или нескольких экранах. [8.]. Наш зрительский анализатор устроен так, что он может воспринимать, и вместе с тем обрабатывать огромное количество информации с разнообразными характеристиками: энергетическими (яркость, контрастность), временными (продолжительность), информационными. В целом достигается высокая надежность обработки информации. Именно в этом состоят преимущества полиэкранной проекции перед моноэкранной, где основной источник информации – содержание декадируемого кадра. При моноэкранной проекции следующий кадр может быть показан лишь после предыдущего, а полиэкранная предоставляет возможность демонстрировать несколько кадров одновременно. В одном фильме это может быть целая композиция, в другом – это столкновение двух противоположных этических, эстетических и моральных точек зрения. Этот контрапункт имеет ярко выраженный творческий характер, контрастность изображения воздействует на эмоции зрителя и в тоже время является содержательным.

    Так же существует еще один вид контрапункта видео и видео - внутрикадровый. Когда  в внутри одного кадра создается  противопоставление. Например, на дороге встречаются две процессии – свадебная и похоронная. Или у роскошного особняка стоит нищий. 
 
 
 
 

Глава II. Контрапункт, как средство выразительности в документальных фильмах

§ 1. Контрапункт звук и видео в документальном кино 

    Фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» невозможно представить без такого приема как контрапункт. У Михаила Ромма они особенные.

    В фильме «Обыкновенный фашизм» своеобразно  построен музыкальный фон. В самом  начале фильма, в его  первой главе  звучит приятная добрая музыка. Она  как бы дополняет видеоряд. На картинке дети, мирная жизнь, поэтому и музыка спокойная и  мелодичная. Михаил Ромм очень часто использует различные  музыкальные приемы.

    Особое  значение имеет такой звуковой контрапункт: немецкие солдаты и их жертвы, а за кадром веселая немецкая песенка. Это показывает отношение эсэсовцев к тому, что они творят. Когда зритель видит кадры жертв фашизма, замученных и раздавленных страшной машиной зла музыка замолкает, наступает страшная тишина. Нет оправдания этому злу, поэтому и звуков нет. И опять раздается «Хайль» и гром барабанов. Крики толпы подобны звериным, отсюда возникает аналогия с животными. В конце фильма зритель слышит веселый детский лепет, маленькие дети рассказывают сказку про курочку Рябу. Здесь использован яркий контрапункт: фоном звучит беззаботный гомон, а на экране  глаза людей, обреченных на гибель.

    В главе четвертой фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм» большое музыкальное разнообразие: здесь и веселая детская песенка, и джазовый оркестр, и романс на русском языке. Но Михаил Ромм не дает расслабиться и отвлечься от главной темы – вместо приятных напевов опять раздаются выстрелы и крики толпы.

    Еще  примеры, как видео контрапунктирует с музыкой, мы можем найти в фильме Виктора Елманова «Меня убили на войне».

    Контрапункт, где показан быт солдат (18мин.). На картинке мы видим туманное утро, вокруг импровизированного стола собрались омоновцы, горит не большой костер. Сопровождает все это приятная, мелодичная музыка. Автор передает нам страшную суть происходящего: ведь на фоне этой обыденности происходят страшные вещи. Да, сейчас они едят, спят, но в любую секунду может прогреметь взрыв, и опять смерть.

    Также на контрапункте построен и другой эпизод фильма (19мин.49сек.). Идет съемка с движущегося БТР разрушенного бомбежками города Грозный; пустынные улицы; одинокая фигура бредущей старухи. Выжженные пожарами окна многоэтажек, зияют пустотой, ветер гуляет в проводах. В это время звучит музыка Андреаса Волленвайдера, бразильского композитора.  Сила этого контрапункта в том, что эти вольнолюбивые испанские мотивы только усиливают трагизм и абсурдность картины просиходящего. В этой музыке мы слышим страсть, жажду жизни, но на экране лишь холод разрушенных стен, в этом сером городе нет жизни.

    Музыкальный контрапункт использует в своем фильме «Спартанец» и Алексей Погребной. На протяжении всего фильма звучит легкая веселая музыка за исключением эпизодов, когда идет рассказ о семье. Эта легкая музыка усиливает трагизм жизненной ситуациии, в ктороой оказался герой. Этот одинокий человек пытается заполнить душевную пустоту своим стремлением к спартанскому образу жизни.

    Также в своем фильме «Коля модный» А.Погребной  строит повествование на контрапункте. Используя музыкальным фоном к фильму жизнерадостную веселую мелодию, которая противопоставляется содержанию. Главный герой - Николай Александрович Крестов посвятил свою жизнь мечте. 27 лет он потратил на то, что бы выкопать пруд. И не для себя он это делал, для других, ведь в селе, котором он жил не было водопровода, а до реки далеко ходить. Именно поэтому он и взялся за это дело. И не пытался извлечь из этого никакой выгоды. А все его старания никому были не нужны, окружающие люди не понимали такого его стремления к осуществлению мечты. За счет такого музыкального сопровождения, на контрасте автор показывает нам насколько одинок главный герой, и как тяжело следовать своей цели, которая наталкивается на холодную стену равнодушия.

    Яркий пример такого контрапункта мы также  видим в эпизоде с катком. В кадре мы видим плакат «Добро пожаловать!», идет проезд камеры, в кадре появляется новогодняя елка, интершумом идет детский радостный смех. И, кажется, что сейчас мы увидим толпу резвящихся ребятишек, но идет отъезд камеры, а в кадре пустой каток. Автор не случайно заостряет наше внимание на этом фрагменте, он в очередной раз показывает равнодушие и безразличие людей и то, как одинок в своих стремлениях главный герой, который старается для других. Сколько сил, времени, здоровья было потрачено на обустройство этого катка и все зря.

    В другом фильме Алексея Погребного «Год високосный» тоже присутствует звуковой контрапункт. В фильме очень хорошо и точно подобран музыкальный фон. Так интершум контрастирует с видео: идет тиканье часов на все вставки с криминальными сводками новостей - это усиливает наше эмоциональное напряжение, хотя в кадре мы видим обыденную размеренную жизнь людей. Тем самым автор нагнетает и так ужасающую воображение обстановку, о которой говорится в этих новостных сообщениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Контрапункт видео и слово в документальном кино 

    В документальном фильме М. Ромма «Обыкновенный  фашизм» кадры, на которых Гитлер обращается к толпе, идут без музыки. Зато сопровождаются язвительным авторским комментарием, что служит примером контрапункта видео-слово. Очень часто используется как звуковой прием крик толпы – Хайль. Этот крик переходит из главы в главу. В основном в картине использована военная музыка, старые марши, но во многих местах текст автора очень эмоционален и перекрывает собой музыкальное сопровождение. Так в главе десятой, в эпизоде присяги Гитлеру, текст автора насыщен и речь его взволнованна. Звуки кричащей толпы, гул, рев – все это подтверждение массового психоза, который завладел рассудками миллионов. Зловещая страшная музыка на кадрах войны, бомб, погромов.

    Так, например, в фильме «Меня убили  на войне» автор использует такой вид контрапункта, как видео и слово.

    Идут  съемки с движущегося БТР, мы видим обгоревшую мусульманскую мечеть, дом с заклеенными крест на крест стеклами (13 мин. 20сек.), а в это время автор читает дневниковые записи героя фильма: «Третий день перебираю в голове всех знакомых девчонок. Есть возможность переслать письмо этой Жене Куликовой, а у меня тормоз. А хочется ответить! Почему-то представляется она такой одинокой. Жалко ее!...».

    Дорога  в движении на одной из улиц Грозного, выгоревшие до тла дома, на обочине разбитые танки (15 мин.30 сек.). Закадровый текст из дневника Алексея Сафонова: «Вспомнил я все же, кто такой Толька. Бабник, никого не пропустит. Не смотри, что пятый десяток разменял! И Женьку Куликову вспомнил. Лет 16 ей от силы…».

    Автор противопоставляет мирную жизнь  тому, что происходит вокруг героя  фильма. Даже в таких условиях, когда  в любой момент он может погибнуть, он вспоминает своих родных, друзей, знакомых. Делится своими личными переживаниями. Ведь, несмотря на военное время, жизнь продолжается.

    В контексте этого фильма уже заложен смысловой контрапункт. Автор рассказывает нам о войне, не через съемки военных действий с взрывами и убийствами, а через судьбу молодого парня, который вынужден убивать, а ведь ему всего 19 лет.  У этого парня есть родители, друзья. Он, как и все о чем-то мечтает, строит планы, любит, переживает, чувствует. А в одно мгновение его не станет. И никто не виноват, что его убили, и никто не понесет за это ответственности. Как будто человеческая жизнь на войне это просто разменная монета. Тем самым автор показывает нам этот страшный парадокс войны.

    Выразительные и яркие контрапункты использует в своем фильме Алексей Погребной. Весь фильм построен на приеме контрапункта, режиссер рассказывает историю одной семьи противопоставленную истории мира в целом. Так например вначале фильма «Год високосный» на изображение мирной жизни: когда в кадре мы видим поток машин, спокойно идущих под зонтом молодых людей, накладываются сводки различных криминальных новостей. «Авиакатастрофа под Парижем, в которой погибли 113 человек остается, главной международной новостью. На месте катастрофы обнаружено 81 тело, опознать в жертвах своих близких будет непросто. Сегодня в Чечне на фугасе подорвался российский БТР, взрыв прогремел на трассе Грозный-Шатой, в районе дачного массива, имеются жертвы и раненые…». Появляется какая-то внутренняя тревога, ожидание, что вот-вот в кадре произойдет какое-то несчастье. Усиливается это напряжение еще за счет интершума: тиканье часов, гул сирен. Автор заостряет наше внимание на том, что в мире происходят жуткие, страшные, поражающие своей жестокостью события, виновниками которых являются люди.

    Сильный по эмоциональному восприятию в этом фильме контрапункт – бабочка  на окне, а в закадровом тексте опять  идут сводки криминальных новостей. «Криминальная обстановка прошлой недели в Кировской области характеризовалась большим количеством преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. На взлете сегодня подростковая преступность…». В одном из последующих эпизодов фильма этот контрапункт повторяется: в квартире героев мы видим бабочку на шторе и опять закадровый текст – криминальные сводки:  «Завершение драмы с заложниками в Греции. Полиция застрелила террориста, который несколько часов удерживал на яхте семью из Швейцарии. Все решил снайпер…». Бабочка для большинства людей ассоциируется с безмятежностью, ощущением внутренней гармонии, спокойствием. Противопоставляя это закадровому тексту, автор доводит до зрителя идею о двойственности повседневной жизни. Совершенство природной красоты маскирует моральное несовершенство человеческого общества.

    Еще одним примером контрапункта в фильме является, когда в кадре мы видим  милицейский патруль, который задерживает  бомжа. В закадровом тексте герой фильма  - Андрей Огородников рассказывает о том, как они с женой мечтали о рождении ребенка. Этот контрапункт показывает то, что у каждого человека есть свои планы на жизнь. Кто-то достигает поставленных целей, а кто-то оказывается на дне жизни.

    В кадрах из  роддома мы видим, как мамы кормят своих малышей, а в закадровом тексте вырезка из новостного сюжета, о том, как в Уэльсе в школах-интернатах преподаватели насиловали своих учеников. Этим приемом режиссер показывает отношение людей к детям. Кто-то проявляет любовь и заботу, трепетно относится к своим чадам. А кто-то с ними жесток, такое бесчеловечное отношение к беззащитным детям поражает, шокирует.

Информация о работе Контрапункт. Виды контрапункта (звук и видео, слово и видео, видео и видео)