Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. За последние десятилетие в реальности нашей жизни произошло немало существенных изменений, многие из которых, к сожалению, оказали негативное влияние на психологию людей. Сюда относятся и последствия безработицы - понятия, появившегося в нашей стране в период реформирования экономики, развития рыночных отношений. Создание рынка труда превратило безработицу в реальное социальное явление. Проблемы особенностей безработных в нашем обществе актуальна тем, что группа людей поражается безработицей в стадии становления и многими воспринимается не как порок капиталистической системы, а как личная неудача. Это объясняется ситуацией, в которую попал молодой человек: снижен социальный статус, ухудшилось материальное положение, отсутствует профессиональная среда, трудовые отношения.
Выявление личностных особенностей безработных людей позволит разработать более адекватные и эффективные формы психолого-педагогической поддержки, помощи и обучения. По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные - это особая социальная группа общества, требующая к себе, соответственно, особого подхода.

Работа содержит 1 файл

безработица.doc

— 378.31 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность. За последние десятилетие в реальности нашей жизни произошло немало существенных изменений, многие из которых, к сожалению, оказали негативное влияние на психологию людей. Сюда относятся и последствия безработицы - понятия, появившегося в нашей стране в период реформирования экономики, развития рыночных отношений. Создание рынка труда превратило безработицу в реальное социальное явление. Проблемы особенностей безработных в нашем обществе актуальна тем, что группа людей поражается безработицей в стадии становления и многими воспринимается не как порок капиталистической системы, а как личная неудача. Это объясняется ситуацией, в которую попал молодой человек: снижен социальный статус, ухудшилось материальное положение, отсутствует профессиональная среда, трудовые отношения.

Выявление личностных особенностей безработных людей позволит разработать более адекватные и эффективные формы психолого-педагогической поддержки, помощи и обучения. По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные - это особая социальная группа общества, требующая к себе, соответственно, особого подхода.

Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития и функционирования человеческого общества. А безработица для всех стран мира является социальным злом. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Безработица в России - сложная социальная проблема рыночного общества, которая заключается с одной стороны, в наличии трудоспособного населения желающего работать, но лишенного работы, с другой стороны, в деятельности общества по компенсированию, ликвидации или по крайней мере ограничению социального и личного ущерба, который безработица и состояние безработного несет как для индивидов, так и для всего общества в целом.

В рыночной экономике безработица выступает как результат взаимодействия между спросом на рабочую силу и ее предложением. В странах с развитой рыночной экономикой безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его не конкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения. Российская же безработица принципиально отличается по своим предпосылкам от аналогичных явлений в странах Запада. Дело в том, что в данный момент наша страна еще не вышла из экономического кризиса, который протекает во всех сферах общества. Эта ситуация обусловлена множеством факторов, как экономических, так социальных и политических. На фоне именно этого кризиса возник основной фактор, способствующий возникновению и росту безработицы в стране - это высвобождение рабочей силы в виду общероссийского спада производства, что привело к распаду хозяйственных связей, закрытию предприятий, значительным сокращениям централизованных инвестиций. Специфика российской безработицы определяется также тем, что в отличии от стран с развитой рыночной экономикой с их перепроизводством товаров и ограниченностью рынка, в России нет непреодолимых препятствий к созданию новых рабочих мест для безработных, так как емкость российского рынка для производства товаров и услуг далека от исчерпания. Из всего сказанного можно сделать вывод, что актуальность темы на сегодняшний день не вызывает никаких сомнений.

Большинство исследований психологических проблем безработных принадлежит зарубежным авторам, поскольку в нашей стране проблема безработицы относительно «молода». Значительная часть этих исследований сосредоточена на «стадийных моделях» индивидуальных реакций на безработицу (П. Эйзенберг, П. Лазаресфельд, X. Кауфман, Лавье, Харрисон, Л. Пельцман) и говорит о том, что морально психическое состояние безработных не является статичным. Оно претерпевает немалые изменения, определяемые, прежде всего продолжительностью пребывания без работы. По мере увеличения продолжительности безработицы происходит смена настроений ее жертв - от «оптимизма» до «пессимизма» и «фатализма». Кроме того, некоторые авторы при изучении данной проблемы рассматривали такие ее аспекты как влияние безработицы на здоровье (С. Манила, Э. Лахельма, М.Х. Бреннер), поведенческие реакции (М. Яхода, Бринкманн, Д. Брем, Р. Лазарус, Д. Фельдман, Л. Уэнгард), психолого-педагогические аспекты затрагивали Д.Г. Барнз, г. Мауэр, Э. Эккерле и т.д.

Отечественные психологи все больше проявляют интерес к психологическим проблемам безработицы и останавливаются на изучении отдельных ее аспектов. Затронуты проблемы личности находящейся в кризисе занятости (А.Н. Демин), особенности самооценки, проблемы самоактуализации, саморегуляции безработных (А.Н. Колобкова, Т.С. Чуйкова, В.А. Солнцева). Психолого-педагогические аспекты безработицы рассматривали такие авторы как З.Г. Гаджинская, Г.И. Осадчая, З.Т. Голенкова.

Целью исследования является изучение социальных и психологических особенностей безработных.

Объектом данной работы являются безработные, состоящие на учете в центре занятости г. Чебоксары.

Предметом - социальные и психологические особенности безработных.

Гипотезы исследования:

1. Существуют различные типы безработных и их типология обусловлена личностными особенностями, особенностями межличностных взаимоотношений и структурой ценностных ориентации.

2. Определенная совокупность личностных черт безработных, таких как высокая ригидность, низкая мотивация к поиску работу, снижает вероятность самостоятельного трудоустройства, превращая поиск работы в значимую психологическую проблему.

3. Личностные особенности и структура ценностей, способствующие трудоустройству, различны для различных типов безработных.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: Раскрыть особенности российской безработицы, ее причины и последствия.

Осветить основные подходы к решению проблем безработных.

Рассмотреть деятельность ГУ Центр занятости населения г. Чебоксары по решению проблем безработных.

Определить социально-психологические особенности безработных состоящих на учете в центре занятости населения г. Чебоксары.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась комплексная методика, включающая в себя: исследование научной литературы, наблюдение, опрос, анкета, тестовые методики.

Экспериментальной базой исследования является:

1) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

2) Методика для изучения ценностей личности Ш. Шварца.

3) Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича (модификация Хащенко).

4) Опросник смысложизненных ориентаций (СЖО) (адаптация Леонтьева Д.А.).

Теоретическая значимость дипломного проекта определяется тем, что в настоящее время отсутствуют теоретические и практические исследования, изучающие взаимосвязь особенностей личности безработных и возможностью их трудоустройства.

Практическая значимость дипломного проекта определяется возможностью использования результатов при разработке программ поиска работы и профессиональной адаптации безработных центрами занятости и при индивидуальной работе психологов и психотерапевтов при социально-психологической реабилитации безработных.

Положения, выносимые на защиту:

1) Состояние безработного имеет стадийный характер и включает ряд устойчивых этапов. Каждая стадия характеризуется специфическими критериями (эмоционального комфорта, адекватности представлений уровня Я-конкурентоспособности и особенностей трансформации личностных подструктур, выбора стратегии и способа поиска нового рабочего места, уровня притязаний и участия в активных программах.), определяющими эффективность прохождения определенного этапа и результативность процесса адаптации в целом.

2) Длительность состояния безработицы обуславливает структурную трансформацию личности по определенному типу в зависимости от ряда индивидных, психических и личностных характеристик. Приобретенные личностные черты оформляются в специфический тип безработного.

3) Определение личностного типа на этапе обращения безработных в центр занятости может служить основой прогноза успешности их адаптации и разработки системы мер по оптимизации адаптационного процесса и повышения уровня конкурентоспособности.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии способностей Института психологии РАН (1999, '2000г - официальная апробация), на семинаре «Организация психологической поддержки безработных в службе занятости» на базе Центра подготовки персонала при Российской Академии Государственной Службы (1999 г.).

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

1. Теоретический анализ исследований, посвященный социально-психологическим особенностям безработных

 

1.1 Сущность безработицы и факторы её возникновения

 

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг1. В последнее десятилетие перед государствами разных стран стоит дилемма: либо смириться с ростом безработицы, что может привести к социальной нестабильности, либо попытаться не допустить появления крупномасштабной безработицы и осуществление некоторых мер по сокращению рабочего времени.

Позиция Международной организации труда (МОТ) по этому вопросу выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы, принятой в 1991г2.

Конвенция установила, что содействие полной, производственной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включающие социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Так средства должны включать службы занятости, профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию.

Рынок труда позволяет делать безработицу видимой для общества. Это позволяет государству регулировать безработицу, решать проблемы переквалификации безработицы и их трудоустройства.

Существуют следующие формы безработицы:

- фрикционная (отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства)

- структурная (она по существу является углублением фрикционной безработицы),

- циклическая (вызывает спад производства во время промышленного кризиса и депрессии),

- институционная (она возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна),

Исследования известного американского ученого А. Оукена2, математически выразившего отношение между уровнем безработицы и отстаиванием валового национального продукта, показали, что каждые 2% повышения реального объема производства сокращает уровень безработицы и наоборот, каждые 2% сокращения реальной рациональной производительности увеличивает уровень безработицы на 1% по сравнению с естественным уровнем безработицы.

Однако сложный высококвалифицированный труд требует значительной общеобразовательной и специальной подготовки, содержащие все больше элементов творчества. По мнению американского экономиста Л. Туроу2, в середине 80 ых годов около 20% рабочей силы в США было функционированно не грамотно.

В России в предреформенный период, при общем обязательном образовании, основная часть населения, представленная на рынке труда, получила специальное, техническое и высшее образование. Поэтому в настоящее время в России сложилась ситуация, когда среди безработных на рынке труда более 30% лица со средне-специальным образованием, в том числе инженерно-технические работники.

Продолжительность безработицы может оказать своего рода «индикатором тревоги» для государственного вмешательства. Так в России среднее время поиска работы в 1998 г. составило 9,1 месяц. Причем из года в год время поиска работы увеличивалось (1997 г. - 8,8 месяцев). В настоящее время возросла долговременная безработица, которая длится год и более3.

 

В таблице представлена динамика продолжительности безработицы в России. 3

 

Продолжительность средней безработицы (%)

год

Кол.

без-ых

Количество месяцев поиска

Среднее время поиска

<1

1 до 3

3 до 6

6 до 9

9 до 12

> 12

2000

100,0

24,5

14,1

19,1

42,3

9,1

1998

100,0

6,1

16,0

15,9

10,3

10,8

40,4

9,1

1999

100,0

6,9

12,3

11,4

9,3

10,7

49,4

9,7

1995

100,0

10,4

14,8

26,3

10,0

8,9

29,6

7,4

1992

100,0

26,8

29,6

19,6

7,6

5,3

11,1

4,4

Информация о работе Безработица