Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:58, реферат
В данной работе мы выделим и рассмотрим основные философские мотивы лирики И.А. Бродского и соотнесем эти мотивы с русской и западноевропейской литературной традицией, а также с культурно-историческим контекстом.
Введение 3
Важнейшие поэтические темы и связанные с ними философские мотивы лирики И. А. Бродского 4
Мотив одиночества и диалога с Богом 4
Мотив страдания (боли) 9
Мотив смерти 10
Мотив пустоты и мотив двойственности времени 10
Мотив «доминанты языка» 16
Выводы 20
Список литературы 21
Таким образом, говоря об искусстве и изображаемой им действительности, Бродский считает основным отражать художественную правду, что достигается умением быть нейтральным, объективным, убедительным. Само же искусство, по мнению поэта, свободно и никому не служит, его сущность проявляется в гармонизации человеческого духа и в наделении человека чертами индивидуальности, неповторимости. Вера в язык вводит И. Бродского в классическую эстетику, сохраняя его экзистенциональное право быть поэтом, не чувствуя абсурдности своего положения, подозревать за культурой серьезный и неразгаданный смысл, относиться к творчеству как к великому таинству, совершаемому языком над человеком. Видя в языке прежде всего категорию креативную, Бродский расценивает поэта лишь как средство существования языка. Эта, неизменно повторяемая мысль поэта о языке как высшей творящей силе; автономной от субъекта речи, о творчестве, как порождении не личности, записывающей текст, но самого языка, является не только своеобразным отзвуком античных философских теорий логоса и идей – эйдосов (первообразов, прообразов вещей), а так же и христианского учения о Логосе, ставшем плотью. Представления Бродского о языке соотносятся с идеями мыслителей и лингвистов ХХ века об автономии языка, обладающего собственными законами порождения и развития.
Абсолютизация
языка, признание его примата
над мыслью позволили Бродскому
преодолеть зависимость от культурных
традиций, брести право беседовать
с ней на равных, вырваться из
книжности, сознавая при этом, что культура
стала частью жизни.
Анализ важнейших философских мотивов поэзии Бродского позволяет высказать предположение о том, что философско-эстетической основой творчества поэта явился сплав разнородных тенденций: близость философским учениям античности, барокко, постмодернизма и русской христианской мысли. При этом культурно-философские традиции глубоко переосмысляются поэтом, рождая его философское собственное видение мира, собственную философскую систему.
Эмоции лирического героя у Бродского — не спонтанные, прямые реакции на частные, конкретные события, а переживание собственного места в мире, в бытии. Это своеобразное философское чувство— глубоко личное и всеобщее одновременно.
Бродский
эмоционально сдержан, аскетичен. Чувство
у него часто соединено с отстраненным,
холодно-отрешенным анализом. Предмет
поэзии — не только и не столько реальность,
окружающая человека, но и категории философского
и религиозного сознания: «Я», душа, тело,
Бог, время, пространство, вещь, смерть.
Философское и религиозюе измерения определяют
отношения «Я» к миру у Бродского, что
и делает его лирику подлинной «поэзией
мысли». Соучастное чтение стихотворений,
сопереживание, постижение мира Бродского
невозможны без понимания философского
языка, кода поэта.
Источники:
Исследования:
Информация о работе Философские мотивы лирики И. А. Бродского