Лев Николаевич Толстой – как детский писатель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 13:05, реферат

Описание работы

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого.

Содержание

1.Введение.
2.Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.
3.Детство. Отрочество. Юность.
4.Детские рассказы. Азбука.
5.«Азбука» Л.Н.Толстого глазами художника.
6.Педагогическое творчество Л. Н. Толстого.
7.Заключение.
8.Литература.

Работа содержит 1 файл

Толстой Лев Николаевич.docx

— 66.54 Кб (Скачать)
 департамент образования города москвы гоу педагогический колледж № 12
Реферат по детской литературе
Лев Николаевич Толстой – как детский  писатель.
 
 
 
 
 
 
Работу  выполнила студентка группы 32 Д/В  Гужова Анна.
 
 
 
01.03.2010

 

     ПЛАН 
 

  1. Введение.
  2. Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.
  3. Детство. Отрочество. Юность.
  4. Детские рассказы. Азбука.
  5. «Азбука» Л.Н.Толстого глазами художника.
  6. Педагогическое творчество Л. Н. Толстого.
  7. Заключение.
  8. Литература.

 

     Введение.

     Толстой Лев Николаевич (1828, имение Ясная  Поляна Тульской губернии - 1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги) - писатель. Родился в аристократической графской семье. Рано остался без родителей и жил у родственников. В 1844 поступил на вост. факультет Казанского университета, но фактически не занимался и, не имея возможности сдать экзамены, перевелся на юридический факультет, где продолжал вести светский образ жизни. В 1847 он оставил университет и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил «очень безалаберно». Но все это время в нем проходила напряженная духовная работа: Толстой пытался понять мир и свое место в нем. В 1851 поступил на военную службу на Кавказе и начал серьезно заниматься литературой: были написаны «Детство», «Отрочество», рассказы. В 1854 Толстой участвовал в обороне Севастополя. В 1856 в чине поручика оставил военную службу, путешествовал по Западной Европе. Вернувшись в Россию, стал мировым посредником, приняв участие в проведении крестьянской реформы, но вызвал неприязнь помещиков защитой крестьянских интересов и был освобожден от должности.

     В 60-х гг. открыл у себя в уезде ряд школ, главным центром которых стала первая в России экспериментальная яснополянская школа, ставшая для Толстого «поэтическим, прелестным делом, от которого нельзя оторваться». Он учил детей без принуждения, видя в них таких же свободных людей, как он сам; создал оригинальную методику, не потерявшую своего значения. В 1862 Толстой женился на С.А. Берс и поселился в Ясной Поляне, где написал романы «Война и мир», «Анна Каренина» и др. В 1884 переехал в Москву, где участвовал в переписи населения. Социально-религиозные и философские искания привели Толстого к созданию собственной религиозно-философской системы (толстовства), изложенной им в статьях «Критика догматического богословия», «В чем моя вера» и др. Толстой проповедовал в жизни и художественных произведениях («Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и др.) необходимость нравственного усовершенствования, всеобщую любовь, непротивление злу насилием, за что подвергался нападкам как со стороны революционно-демократических деятелей, так и со стороны церкви, от которой Толстой был отлучен решением Синода в 1901. Никогда не оставаясь равнодушным к страданиям людей, он боролся с голодом в 1891, выступил со статьей «Не могу молчать», протестуя против смертных казней в 1908, и др. Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в октябре 1910, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне. А.М. Горький сказал о нем: «Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой».

       Лев Николаевич Толстой – великий педагог, истинный знаток детской души.

     Лев Николаевич Толстой (1826 - 1910) – великий  русский писатель, педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.

     В своих многочисленных статьях Л. Н. Толстой со всей свойственной ему  страстностью призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы  не нарушать их внутренний мир, развивать  в них творческое начало. Также  он пытался создать свою методику обучения и воспитания. Жизнь Л. Н. Толстого протекала в очень сложное  и противоречивое время. Остро стоял  вопрос о крепостных крестьянах. Крестьяне  возмущались и негодовали, власть естественно была этим жутко недовольна, однако пойти на уступки. Реформа, проведенная  в 1861 году, немногим помогла крестьянину: она оставила его нищим, забитым, подчиненным помещику везде и  всюду. Долгое время свобода крестьян оставалась лишь юридической, мнимой. Все эти и многие другие противоречия ярко отразились в философских и  педагогических взглядах Л. Н. Толстого.

     В мировоззрении Толстого иногда сбивает  с толку горячий протест против общественной лжи и фальши, который  тут же сочетается с проповедью самоусовершенствования и непротивления злу насилием; трезвый реализм, непримиримость с  официальной религии и рядом  стоит отказ от реальной политической  борьбы; много слов о свободе ребенке  от навязывании ему всяческих  уроков и лекций, и тут же Толстой  ставит христианскую религию на первое место в образовании, что в  корне противоречит принципам свободного воспитания.

     Однако, взгляды Л. Н. Толстова, несмотря на свою некоторую противоречивость, с  успехом воплощались в жизнь. В 1859 году у себя на родине, в Ясной  Поляне Толстой открыл школу, необычную  для того времени. В ней воплотились  все идеи и желания писателя. Там  обучались крестьянские дети, не было наказаний, взысканий, интересный и  новаторский подход к обучению ребят.  Толстой руководил и с перерывами сам работал в этой школе учителем математики и истории. Многие из учеников помнят, как он умел с помощью  прекрасных, интересных и захватывающих  рассказов поведать о таких сложных  темах, как война, закономерности. Это  ничуть неудивительно: Л. Н. Толстой  был истинным знатоком детской души, тонким психологом и королем слова. Об этом свидетельствуют не только его блестящие литературные шедевры, но и “Азбука” и книги для  чтения, созданные в 1872 – 75 годах. Эти  книги написаны красивым классическим доступным языком. В них много  историй про русскую историю, жизнь, быт. Также имеются небольшие  поучительные и религиозные рассказы.

     Толстой, будучи увлекающейся натурой, иногда отходил  от педагогики, чтобы заняться иным поглотившим его занятием, но он никогда не отдалялся от детей, их интересов и забот. Даже не работая  в школе, он встречался с ребятишками, душевно разговаривая с ними. Бывали случаи, когда Лев Николаевич сам  приходил домой к ребенку, чтобы  проведать, поговорить с ним. Лев  Николаевич искренно, преданно, самоотверженно любил и страдал за каждого  ребенка.

     Детство. Отрочество. Юность.

     Весной 1851г., находясь в Москве, Толстой  начал работу над повестью “Детство”. Из планов видно, что “Детство должно было стать первой частью этого романа. За “Детством” должны были последовать  ещё три части: “Отрочество”, “Юность” и “Молодость”.В планах Толстой  изложил “основные мысли сочинения”. Он поставил целью “резко обозначить характеристические черты каждой эпохи  жизни” и определил их следующим  образом: в детстве преобладают  “теплота и верность чувства”; в  отроческие годы главенствуют в характере  отрицательные черты — скептицизм, неопытность и гордость; в юности заметную роль играет “красота чувств”  и вместе с тем развиваются  тщеславие и неуверенность в  самом себе; в молодости происходит дальнейшее движение чувств: “место гордости и тщеславия занимает самолюбие”.Юноша  узнает цену себе и задумывается над  своим назначением.

     Значение  трилогии “Детство”, “Отрочество” и  “Юность” в истории творчества Толстого в том, что в ней впервые  появился типичный толстовский герой  — искатель истины, правдолюбец, наделенный даром наблюдательности, обладающий не только “умом ума”, но и “умом  сердца”, высоконравственный и совестливый, нередко ошибающийся, но стремящийся  быть лучше, выше, чище, справедливее. Все  эти черты героя трилогии Николеньки Иртеньева постепенно формируются, растут, и укрепляются в его  натуре, определяя развитие его характера.

     Поэтизируя  детские годы Николеньки Иртеньева, Толстой не скрыл их теневых сторон. Герой повести догадывается о  неблагополучии во взаимоотношениях родителей, он начинает понимать, что за мягкими  манерами отца, за его внешней добротой скрывается себялюбие, черствость и  холодность, моральная нечистоплотность. Он рано догадывается о том, что не все хорошо в материальном положении  семьи. Николенька узнает о том, как  по барской прихоти была искалечена жизнь Натальи Савишны. Он видит  конец жизни его первого педагога Карла Ивановича. Ему становится не по себе после того, как он, его брат Володя и мальчики Ивины подвергли насмешкам и издевательствам беззащитного Иленьку Грапа.

     Разумеется, далеко не все неприглядные стороны  жизни и быта его среды открываются  Николеньке и не до конца они понятны  ему. Но, сталкиваясь с ними, Николенька начинает понимать, что жизнь не так безоблачна и радостна, какой  она ему казалась в те дни, когда  его оберегала и осеняла любовь матери.

     Грустное  и тревожное чувство охватывает героя повести, когда он видит, что  детство его кончилось и ему  предстоит вступить в новый период жизни.

       Отрочество.

     Вторая  часть трилогии потребовала от автора не меньшего напряжения усилий, чем  первая. Эта повесть, как и “Детство”, написана небольшими главами, связанными между собой не столько внешним (фабульным), сколько внутренним единством, которое достигается цельностью духовного облика главного героя  и определенностью авторского взгляда  на изображаемых людей и события.

     С первой же главы повести “Отрочество” Толстой показывает, как герой  его трилогии Николенька Иртеньев выходит  из узких рамок семьи, где протекало  его детство, в большой и многообразный  мир, с людьми, в нем живущими, которым нет никакого дела до его  личности.

     Все последующие главы дают наглядное  представление о том, как расширялся круг понятий героя повести, как  учился в людях, его окружавших, и  с какой горечью относился  ко всяким проявлениям жестокости, несправедливости, грубости, неискренности.

     К своему глубокому огорчению, все  эти качества Николенька в избытке  обнаруживает у людей, к которым  он должен относиться с особенным  уважением. – у бабушки, у отца, у гувернера-француза и других.

     Писатель  рассказывает о новых злоключениях героя трилогии, о жестоком наказании, которому он был подвергнут, и об охватившем его чувстве ненависти к воспитателю Сен-Жерому.Николенька Иртеньев почувствовал себя таким же одиноким и несчастным, каким был его учитель Карл Иванович, получивший отставку по старости. Николенька ищет и находит сочувствие не среди своих родственников, а у простых людей - в девичьей, в лакейской, на кухне.

     Герой повести считал период отрочества самым  тяжелым периодом своей жизни. Он называл его пустыней отрочества и признавался, что очень хотел  как можно быстрее пробежать  эту пустыню, чтобы скорее достичь  юности, которая представлялась ему  “исполненной прелести и поэзии”.

     Отрочество  для Николеньки Иртеньева - пора тяжелых  испытаний. Потребность любви и  счастья, которую он пронес через  годы детства, теперь сталкивается с  множеством препятствий. Николенька все  более убеждается в том, что люди разъединены.“Вы богаты, а мы бедные”, - слышит он от хорошенькой, грациозной Катеньки - дочери гувернантки Мими. Эти слова повергли героя в  страшное смущение: “Мне казалось, что  Мими и Катенька, ежели всегда жили, то всегда будут жить с нами и  делить все поровну. Иначе и быть не могло...” Однако какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил мне, что она права. В Николеньке, почувствовавшем себя одиноким в своей семье происходит мучительная переоценка привычных представлений. Он доходит до такого скептицизма, что начинает сомневаться в реальности окружающего мира. “Я воображал, что кроме меня никого и ничего не существует во всем мире, что предметы не предметы, а образы, являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и что как скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают... Были минуты, что я, под влиянием этой постоянной идеи, доходил до такой степени сумасбродства, что иногда быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь, врасплох, застать пустоту (u‚ ant) там, где меня не было”.

     Николенька  прослыл философом за свою страсть  к отвлеченным рассуждениям. Эта  страсть часто заводила его в  “безысходный круг анализа своих мыслей”. Он признается: “Я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чем я думал. Спрашивал себя: о чем я думаю? Я отвечал: я думаю, о чем я думаю. А теперь о чем я думаю? Я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил...”

     В тоже время, ощущая в себе незаурядные  духовные силы, герой “Отрочества” “часто воображал себя великим человеком”, и с гордостью смотрел на всех смертных. На деле же он робел перед  каждым смертным. Но Николенька смог преодолеть все преграды, которые поставила  перед ним “пустыня отрочества”.

     Юность

     Пройдя  через “пустыню отрочества,” герой  трилогии в юности испытывает сильную  тягу к нравственному обновлению. Он избавляется от скептицизма, проникается  верой и возможностью добра и  счастья.

     В пору юности Николай Иртеньев осознавал, что ему предстоит выбрать  свое место в жизни, развить и  проявить свои способности. “ Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться  другим человеком и начать жить иначе.”Но  снова ему приходиться убеждаться в глубоком противоречии между его  мечтами и действительностью. Вот он мечтает о скромной жизни, хочет быть старательным студентом университета. Затем богатая фантазия рисует ему такие картины: он стал лучшим студентом, затем становится “первым кандидатом с двумя золотыми медалями”, а там - магистром, первым ученым России, Европы. Но тут он спрашивает себя: “Ну, а потом?” Спрашивает и видит, что руководили им в его мечтаниях чувства тщеславия и самолюбования. И ему становится стыдно.

Информация о работе Лев Николаевич Толстой – как детский писатель