Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:46, реферат

Описание работы

Целью моей работы является определение смысла и роли сна в текстах изученных произведений А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).
Задача, которую я поставила перед собой: показать, что сны – всегда значимые этюды произведений, которые раскрывают концепцию образа и несут смысловую нагрузку.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………………….2
II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина
Поэзия и проза сна………………………………………………………………….3
Символика сна Татьяны в романе «Евгений Онегин»……………………..…6
Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка»……………………….10
Сновидения Григория из трагедии «Борис Годунов»………………………..13
III. Заключение………………………………………………………………………………...15
Список литературы………………………………………………………………………...…16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 857.50 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное учреждение –  средняя общеобразовательная школа  №2 
 
 
 
 
 

Символика сновидений в произведениях  А.С.Пушкина 

Выполнила:

Шашкова Анастасия Александровна

Ученица 9 В класса

Учитель русского языка и  литературы

Рябущенко Галина Сергеевна

  

Асино 2009

Оглавление

I. Введение……………………………………………………………………………………….2

II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

    1. Поэзия и проза сна………………………………………………………………….3
    2. Символика сна Татьяны в романе «Евгений Онегин»……………………..…6
    3. Сон Петра Гринева из повести «Капитанская дочка»……………………….10
    4. Сновидения Григория из трагедии «Борис Годунов»………………………..13

III. Заключение………………………………………………………………………………...15

Список  литературы………………………………………………………………………...…16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение

                                                                                          Сон – это чудо матери природы,

  вкуснейшее из блюд в земном  саду.

            В. Шекспир

      Мы  достаточно часто встречаемся с  мотивом сна в русской литературе. В произведениях нередко весьма подробно описываются сны героев повествования. Создатели произведений хорошо понимают, сколь значимо то, что видит герой во сне. Проблематика сновидений, использованных  в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сны выступают в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы, то, ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью. 

      Выбор темы моего реферата обусловлен интересом ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения А.С. Пушкина, творчество которого мы изучали на уроках литературы. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, я выбрала только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и их идейная, художественная направленность.

      Целью моей работы является определение смысла и роли сна в текстах изученных произведений А.С. Пушкина («Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов»).

      Задача, которую я поставила перед собой: показать, что сны – всегда значимые этюды произведений, которые раскрывают концепцию образа и несут смысловую нагрузку.

      Для создания этого реферата я использовала следующую литературу :

Лотман Ю.М. Роман  А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарии

Филиппова Н. Ф. Народная драма А. С. Пушкина “Борис Годунов” . – М., 1972.

Гиллельсон М. Н. Повесть Пушкина “Капитанская дочка” . – Л., 1977. 

II. Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина

1. Поэзия и проза  сна

              Как океан, объемист шар земной,

              Земная  жизнь кругом объята снами…

              И бездна нам обнажена

              С своими страхами и мглами…

                                              Ф.И. Тютчев

     Есть  в нашей жизни время, когда  мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время – время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью.

       Есть одна старинная притча. Философу  приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец.

     В этой притче сон и явь переплетаются. И если даже философ не может провести между ними четкую грань, чего же тогда  ожидать от простых смертных? Иногда приходится слышать, что мы живем в мире иллюзий или в каком-то придуманном мире. Люди часто говорят о том, что им хотелось бы забыться и уйти от повседневных забот. Желание уснуть и не видеть ничего вокруг, так или иначе, возникает у каждого человека. Сон – это всегда что-то загадочное, необъяснимое. «Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающей ясностью, с ювелирски мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь, как бы ни замечая вовсе, например, через пространство и время. Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце… перескакиваешь через пространство и время и через законы бытия и рассудка, и останавливаешься на точках, о которых грезит сердце» (Ф.М. Достоевский «Сон смешного человека»).

     Как известно, сон – одно из самых  загадочных проявлений психики. О происхождении  сна существует не менее десятка  разных теорий, а потому на вопрос «что такое сон?» нет ясного и однозначного ответа.

     Через сны человеку передается какая-то информация, которая зачастую не воспринимается им всерьез. Для большинства людей сон – это только необходимость восстановить силы организма.

     Каждый  человек обладает «подсознанием», в  котором кроются причины наших поступков корни наших проблем. В повседневной жизни людьми управляет сознание, а то, что происходит в подсознании, остается тайной.

     Почти каждый человек желает знать «к чему»  что снится. Вот уже тысячи лет люди пытаются понять, о чем нам рассказывают сны. Сны следует воспринимать как окошки, через которые пытается выглянуть наше подсознанье. Подсознанье пишет сценарий из сна, а «картинка» заимствуется из реальной жизни, контролируемой сознаньем.

     Во  сне каждый получает возможность  посмотреть на себя настоящего, то есть не скованного сознанием. Проанализировав  то, что мы видим во сне, можно понять, чего мы хотим, чего боимся, как относимся к тем, кто нас окружает.

     Случается, что, глянув на какой-то предмет, вдруг  понимаешь, что с ним у тебя что-то связано. Но что? Кажется, это  было во сне. И тогда начинаешь распутывать сложный клубок сновидений.

     Человек не способен запоминать свои сновиденья полностью и зачастую запоминает их неправильно.

       В повседневной жизни людьми  управляет сознание, а то, что  происходит в подсознании, остается  тайной. По мнению психоаналитика  Каринэ Гюльазизовой, сны построены по законам драматургии и включают в себя несколько компонентов. Схематично все выглядит следующим образом: исходное событие, имеющее место в реальной жизни либо накануне, либо когда-то  давно, - главное событие, которое в корне способно изменить логику сна, - финал – сверхзадача (для чего сон приснился).

     Многие  ученые, занимающиеся проблемой сна, выделяют три вида сновидений: субъективные, физические, духовные. Они имеют  связь с прошлым и настоящим, а также с будущим и, естественно, прошлое оказывает на сны свое влияние.

     Субъективный  вид сновидений содержит элемент  предостережения, но подлинное значение заключается в виде символов либо аллегории. Они обусловлены мысленными образами прошлого, которые возникают  случайно в сознании спящего.

     Что касается физических снов, то они, как  правило, порождаются беспокойным  бодрствующим сознанием. По этой причине  такие сны не стоит глубоко  анализировать.

     Духовные  сны порождаются высшим «я», которое  проникает в душу, отражает приближающиеся события.  Через высшее «я» человек достигает бесконечности. Низшее «я» вовлекает нас в водоворот материального.

     Архиепископ Иоанн Шаховской пишет в главе "Случаи вещих снов": "Нередко  случается во сне находить разрешение научных, философских и других задач, не разрешенных днем, вспоминать о событиях и лицах, давно забытых, получать сведения о вещах затерянных; еще поразительнее, хотя и реже, сны с предсказанием, прямым или символическим (под покровом образов) будущего"

     Проблема  сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка обобщить имеющиеся исследования по данной проблеме и показать, что сны и сновидения в художественной литературе рассматриваются как незаменимый способ художественного познания, как форма раскрытия подсознательного, как метод постижения действительности, а также для уяснения идейно-философской концепции писателя на примерах произведений XIX века.  
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Символика сна Татьяны в  романе «Евгений Онегин»
 

              Бессильные чувства так странны,

              Застывшие мысли так ясны…

                                Н. Гумилев «Мне  снилось»

 

     Сон Татьяны - некая символическая действительность, созданная на основе ряда опорных  символов: снег, лес, ручей, мост, медведь, избушка, Онегин. Они подобраны таким образом, что образуют пространство и сюжет сна: Татьяна, перейдя через мост и встретив медведя, бежит по заснеженному лесу и попадает в хижину Онегина.

     Один  из важнейших символов сна - "зима" и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей схемой 'холодный': "снег", "сугроб", "лед", "метель". Согласно сюжету сновидения, Татьяна идет сначала по "снеговой поляне", затем по "жердочкам, склеённым льдиной", переходит протекающий в сугробах ручей, "не скованный зимой", и попадает в заснеженный лес, где "дороги нет; кусты стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены". Первое значение данных символов - 'смерть'. Если в народных представлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами - снегом, льдом, метелью - с печалью и смертью.

     Быть  скованным льдом - значит быть скреплённым  смертью. По сюжету сна Татьяна переходит  ручей по мостику: "Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный  мосток, Положены через поток…". Разгадка этого символа в описании могилы Ленского, где две сосны действительно "скреплены смертью", т.е. под ними похоронен Ленский: "Две сосны корнями срослись; Под ними струйки извились: Ручья соседственной долины", "и слышен говор ключевой, - Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых". В связи с этим "гибельный" означает "предвещающий гибель".

     Снег  не просто деталь сна, это принцип  организации пространства, поэтому  оказаться в заснеженном лесу - значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом - лес. Лес символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти души праведных. Деревья - души усопших (вспомним традиционное сравнение человека с деревом в русских народных песнях, загадках, сказках). Кроме того, смерть ассоциировалась не только с холодом, но и с мраком, а значит и со сном. Не удивительно, что, уснув, Татьяна попала сразу в царство мертвых.

     Если  лес - царство душ, то хозяин леса - хозяин царства душ. Медведь - хозяин леса, а значит и проводник в царстве мертвых.  Ручей, через который Татьяна проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Считалось, что души умерших, чтобы попасть в загробный мир, должны были сначала переправиться через океан, реку или ручей. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикой мостка, предсказывающего смерть Ленского. Гибель поэта разлучило Татьяну и Онегина: "еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал…". Вот почему "как на досадную разлуку Татьяна ропщет на ручей…".

     Если  первое значение символов "зима", "снег", "сугроб", "метель" вносит в толкование сновидения тему смерти, то второе значение, наоборот, - тему брака.. По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где её настигает и берет её на руки медведь, предвещает будущее замужество.

     Тему  брака продолжают и следующие  два символа - мост через ручей  и медведь. Перейти девушке через  ручей - значит выйти замуж. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню  через ручей, гонится за ней и, поймав, приносит её к хижине Онегина - будущий жених Татьяны, то есть генерал. Значение 'медведь-жених' издревле связано с тем, что в сознании народа медвежья шкура символизировала богатство и плодородие, и А.С. Пушкин подчеркивает, что медведь был "косматый", "большой взъерошенный".

Информация о работе Символика сновидений в произведениях А.С.Пушкина