Анализ конъюнктуры рынка молочной продукции в Украине за 2008-2010 гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

В работе проводится исследование рынка молочных продуктов. Представлен круг производителей, темпы прироста данного сектора, тенденции развития.

Содержание

1.Особенности рынка:
1.1 Характеристика продукта
1.2 Сырьевая база
1.3 Участники и посредники на рынке
1.4 Рынки сбыта
2.Анализ конъюнктуры рынка:
2.1 Динамика цен на рынке молочной продукции
2.2 Объём экспорта
2.3 Потенциал рынка
2.4 Насыщенность рынка
Тенденции развития рынка молочной продукции в Украине
Прогноз
Выводы

Работа содержит 1 файл

Карпов 2.docx

— 186.98 Кб (Скачать)

     Первую стратегию использовали и сейчас используют большинство крупных предприятий. За счет второй стратегии выживала существенная часть мелких производителей. Однако сейчас конъюнктура изменилась, и для того, чтобы компенсировать утрату реальной возможности углубить переработку молока, подавляющее большинство мелких заводов вынуждены снизить закупочную цену. Разрыв в ценах закупки молока между большими и малыми предприятиями составляет до 65% (т. е. последние уменьшили цену в полтора раза, в то время как крупные переработчики снизили ее ненамного).

      Таким образом, колебание цен на продукты переработки отходов молочного производства значительно ускоряет процессы создания крупных концернов в молочном бизнесе. Большинство же мелких заводов либо расформируют, либо перепрофилируют в пункты приема молока или производства отдельных видов продукции, полуфабрикатов.  

2.2  Экспорт 

     В современных экономических условиях стране в первую очередь необходимо обеспечить внутренние потребности, а в идеале – иметь экспортный запас качественной продукции.

     Импорт молокопродуктов в июне вырос, превысив майские показатели на 45%.

     Всего за шесть месяцев 2009 года объем импорта в Украину молочных продуктов составил 23,9 тыс. тонн. Объем экспорта молочных продуктов из Украины за этот же период существенно превысил объемы импорта, достигнув уровня 67,8 тыс. тонн ( см. рисунок 1)

Рисунок 1

     В июне, по сравнению с маем, общий объём экспорта молокопродуктов из Украины показал прирост на 28,6%. Следует отметить, что структура экспорта в июне продолжила трансформироваться по сравнению с показателями предыдущего месяца (см. рисунок 2)

.

Рисунок 2

    Используя данные этой работы, а также имеющуюся информацию о производителях, ёмкости рынка, его насыщенности, мы можем спрогнозировать ситуацию в области производства и экспорта молочных продуктов в Украине (см. таблица 4)

Украина: прогноз производства и экспорта молочных продуктов, тыс. т

Украина Производство Потребление Соотношение производства к потреблению Экспорт Импорт
Жидкое  молоко 10 350,00 2 100,00 3,92 раза - -
Сливочное масло 88,00 81,00 9% 7,00  
Сыры 260,00 201,00 29% 70,00 11,00
Сухое молоко 58,00 28,00 107% 30,00 -
Цельное сухое молоко 37,00 18,00 106% 19,00 -
 

 Таблица 4 

     Такие показатели дают возможность Украине держать достаточно высокую позицию в рейтинге основных мировых экспортеров молочной продукции, оставив позади даже такого игрока, как Австралия (табл. 1.2)

Рейтинг мировых экспортеров молочной продукции, тыс. т

  Производство Экспорт Рейтинг
США 86 817,00 350,00 1
Новая Зеландия 16 350,00 288,00 2
Аргентина 10 400,00 223,00 3
ЕС-27 134 400,00 200,00 4
Украина 10 350,00 126,00 5
Бразилия 30 335,00 126,00 6
Австралия 9 700,00 123,00 7
Россия 32 830,00 30,00 8
 

 Таблица 5 

     К сожалению, ни одно украинское правительство ничего реально не сделало для расширения или закрепления молочной продукции на зарубежных рынках. Работа на других региональных рынках также не ведется. Собственно, в украинской вертикали исполнительной власти даже отсутствует профильный орган – Министерство торговли, которое ОБЯЗАНО продвигать национальную продукцию на внешние рынки.

     Скорее всего, украинские чиновники и здесь "сдадут" позиции в угоду какой-то высшей политической идее о "партнерстве" перед очередными выборами. Хотя из всех стран мира, включая раздираемые войнами африканские страны, Россия больше всех нуждается и зависит от импорта молочной продукции, средневзвешенный дефицит которой составляет около 49%. В частности, только от импорта сыров северный сосед Украины зависит более чем на 60%. 

2.3 Потенциал рынка 

     Современный рынок молочных продуктов в Украине является динамично развивающимся и высококонкурентным сектором рынка продуктов питания. В 2009 году ёмкость рынка молочных продуктов составила 1 782 тыс. т (готовой продукции) 3 300 млн. долл. (в ценах готовой продукции), что на 6,4% меньше в натуральном выражении и на 7,4% в денежном, чем в 2008 г. (1 902 тыс. т; 3 565 млн. долл.).

В 2009 г. темпы  прироста ёмкости составили:

  • ЦМП -8,1% (в 2008 г. -5,4%)
  • Масло и спрэды -6,0% (в 2008 г. -10,9%)
  • Сыры 0,0% (в 2008 г. -4,8%)
  • Мороженое -15,5% (в 2008 г. -1,9%)
  • Молочные консервы -1,2% (в 2008 г. +12,3%)
  • Сухие молокопродукты +7,2% (в 2008 г. +62,8%)

(см. таблица  6)

   Таблица 6

     Товарная номенклатура достаточно широка и приближается к европейским стандартам, уже есть опыт создания брендов, внедрения высокотехнологичного производства и т. п. Лидеры рынка начали влиять как на спрос, стимулируя повышение требований потребителей к качеству продукции, так и на поставщиков и розничную сеть, требуя более качественного сырья, лучших условий транспортировки и хранения товара. В целом модель развития молочной промышленности можно охарактеризовать как догоняющую: Украина ускоренными темпами повторяет развитие европейского рынка.

     В Европе и США процент потребления молока в общем объеме потребления молокопродуктов снижается, в то время как удельный вес готовых молочных продуктов растет. То же самое происходит в Украине. И если сначала это было заметно в крупных городах, то сейчас данный процесс все больше проникает в провинцию.

     В связи с тем, что ассортимент готовых молокопродуктов в розничной сети расширяется, меньше молока идет на приготовление пищи. Питьевое молоко частично уступает место кисломолочным и молочным напиткам, десертам. В Украине доля йогуртов и подобных им кисломолочных продуктов в общем объеме потребляемых молокопродуктов за последние пять лет выросла приблизительно до 5%. Это почти в три раза меньше, чем аналогичный показатель в среднем по ЕС и восточноевропейским странам. В целом, по мнению некоторых специалистов, отечественные производители еще не насытили рынок. Практически вся предлагаемая производителями продукция быстро раскупается.

     Усилия лидеров украинского рынка в настоящее время сосредоточены на развитии ассортимента и торговых марок. Сейчас при продвижении на рынок новой молочной продукции на ознакомительную рекламу тратится около 80% всех первоначальных вложений. Это является лишним подтверждением того, что молочная отрасль в Украине перенимает мировой опыт, свидетельствующий, что увеличение товарооборота производителей молочной продукции достигается за счет расширения ассортиментного ряда и совершенствования упаковки, повторного привлечения покупателей к товару, поиска новых клиентов из всех категорий населения.

     Впрочем, в нюансах тактика различных игроков вполне может быть противоположной. Так, например, киевский «Галактон» использует сравнительно недешевую упаковку для своих брендов «Баланс» и «Био». В то же время его конкурент «Вимм-Билль-Данн» делает ставку на недорогую полиэтиленовую пленку, развивая свою торговую марку «Славяночка».

     Наиболее интересными сегментами являются рынки молока длительного хранения и йогуртов. Относительно молока длительного хранения (называемого также Т-молоком) можно сказать, что главная задача, которая стоит перед производителями данного продукта, - его популяризация.     Наиболее активно формированием спроса в этом сегменте занимается компания «Тетра-Пак» (производитель оборудования для упаковки Т-молока) с помощью рекламы, информирующей о преимуществах молока длительного хранения. По данным «Тетра-Пак», на сегодня в Украине молоко длительного хранения выпускают не меньше 15 предприятий. Все они производят продукцию по сходной технологии, отличается этот товар лишь процентом жирности. Для Украины характерен спрос на молоко с высоким процентом жирности - 3,2-3,5%.

     Отечественные производители уверенно контролируют (на 90%) сегмент так называемых «живых» йогуртов. Те 10%, которые завозятся из-за рубежа, - в основном российская продукция торговых марок Danone и «Чудо».

     Основной причиной роста популярности «живых» йогуртов, особенно в развитых странах, является то, что они полезны для здоровья. Главная ценность йогурта - молочнокислые бактерии, способные очень благотворно влиять на здоровье человека. В то же время йогурты длительного хранения упомянутых бактерий не содержат, что, вообще-то, ставит под сомнение их принадлежность к йогуртам. Большинство проблем молочной отрасли с сырьем обусловлены тем, что производители молока не успевают за развитием сферы переработки. Молочные фермы и индивидуальные производители недостаточно интенсивно модернизируют свое оборудование и технологии, улучшают племенные качества скота. Прежде всего, это происходит из-за недостатка оборотных средств. В то же время переработка, все больше приближаясь к европейским стандартам работы, требует существенного улучшения качества молока (например, загрязненность украинского молока бактериями в несколько раз выше норм ЕС). По оценкам специалистов, качество молока сейчас растет. Если раньше молоком считалось все, что имело белый цвет, то теперь ситуация улучшилась: во-первых, требования к качеству повысились - был принят новый ГОСТ, во-вторых, среди производителей молока стало считаться хорошим тоном постоянно работать над улучшением его качества. 
 

2.4 Насыщенность рынка

 
     Состояние отечественного молочного скотоводства не устраивает товаропроизводителей, переработчиков, потребителей продукции и органы государственной власти, занимающихся вопросами отрасли. Не вызывает сомнения необходимость перемен к лучшему. Однако остается не до конца определенным путь достижения желаемой цели, а именно: производства качественного молока для обеспечения внутренних потребностей и достойной конкуренции на мировом рынке.  
     Отрасль сразу не сможет перейти на крупнотоварное производство. Для этого требуются значительные суммы средств для капиталовложений, срок окупаемости которых может затянуться на 7-9 лет. Например, ориентировочная потребность в средствах для строительства современного молочно-товарного комплекса на 1,2 тыс. Гол составляет 92800000 грн, или 77,3 тыс. грн в один скотомест. С учетом годовых текущих расходов на уровне 18,1 млнгрн, выручки от реализации продукции - 29,2 млн грн, рентабельность производства составит 61%, что обеспечит возврат инвестиций через 8,4 года.Следовательно, для инвесторов, которых привлекать быстрый возврат вложенных в агробизнес средств, молочное скотоводство мало привлекательным. Без дешевых кредитных ресурсов и целенаправленной государственной поддержки период перехода к крупнотоварного производства может затянуться на длительное время. Поэтому целесообразным является внедрение инновационных подходов хозяйствования в средних по размерам сельскохозяйственных предприятиях и мелкотоварных фермерских и личных крестьянских хозяйствах.  
Мировое молочное хозяйство наряду с крупнотоварными комплексами находит место мелкотоварного производства. Примером этому может стать Польша, где около 90% сырого молока производится хозяйствами населения и обеспечивается поставку около 70% общих поступлений сырья на перерабатывающие предприятия. У наших западных соседей идет процесс перехода на инновационные технологии производства молока в фермерских хозяйствах, связанные с улучшением условий содержания животных, доения, кормления, системы сбыта. Если 5-7 лет назад доминировали хозяйства с содержанием до 10 коров, то сейчас их численность достигает 25 и более. Доходы таких фермеров составляют от 50 тыс. Евро в год. Однако это не мешает сельскому населению сочетать работу на ферме с занятостью в других сферах хозяйственной деятельности.Производство молока в мини-фермах требует незначительных капиталовложений и частично может решить вопрос повышения качества молочного сырья и насыщения внутреннего рынка. Однако владельцам мини-ферм целесообразно входить в молочные кооперативы для содействия формированию товарных партий продукции и их централизованной реализации. Поэтому государственная и региональная поддержка необходима также для развития инфраструктуры рынка молока. Так, в Сумской внедряется пилотный проект по кредитованию молочных кооперативов. На конкурсной основе несколько кооперативов смогут получить из областного бюджета средства для приобретения молочного оборудования. Сумма кредита в расчете на 1 кооператив составит 390 тыс. грн на восемь лет под 1,5% годовых.

     Следовательно, достижение оптимального уровня насыщенности внутреннего рынка молока и молочной продукции возможно за счет всесторонней поддержки и содействия развитию молочного скотоводства в мелкотоварного и крупнотоварному производстве.

     Однако это не единственный путь к решению имеющихся проблем, к которым также относят потребность в совершенствовании механизма предоставления государственной поддержки, создание упрощенных разрешительных механизмов отвода земли для строительства молочных ферм, осуществление систематического контроля качества и цены молочной продукции, совершенствованию системы организации племенного дела в животноводстве и т.д. Именно комплексный подход в развитии молочного скотоводства принесет желаемый результат. 

Информация о работе Анализ конъюнктуры рынка молочной продукции в Украине за 2008-2010 гг.