Права государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:14, реферат

Описание работы

Актуальность рассмотрения темы прав госслужащих обусловлена рядом проблем в этой сфере. Перечень общих прав и обязанностей закреплен соответственно в главе 3 Федерального Закона «О государственной гражданской службе» (Далее - Закон). Практика государственной службы свидетельствует, что конкретные права и обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям обычно определяются в должностных инструкциях. Правда, в постсоветский период нередки случаи, когда эти документы отсутствуют. Поэтому конкретные обязанности государственных служащих часто существуют де-факто.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей прав, предоставленных государственным служащим.
Поставленная цель достигается решением ряда задач:
- охарактеризовать правовой статус государственного служащего;
- рассмотреть содержание прав государственного служащего;
- рассмотреть содержание обязанностей государственного служащего;
- рассмотреть социальные гарантии госслужащих.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Правовой статус государственного служащего: общие особенности …………...4
2. Права государственного служащего
2.1 Содержание основных прав гражданского служащего………………………….6
2.2 Право на отпуск на гражданской службе…………………………………………8
3. Обязанности государственных служащих………………………………………..10
4. Социальные гарантии госслужащих………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Правовой статус государственного служащего.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

       В группу трудовых можно, в частности, включить права:

       на  получение денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия  государственной службы, выслугу  лет, а также премии по результатам работы;

       на  ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Для отдельных категорий  государственных служащих устанавливается  ежегодный оплачиваемый отпуск большей  продолжительности. Сверх ежегодного предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Эти отпуска суммируются, но по желанию служащего могут предоставляться по частям. Продолжительность каждой части не может быть менее 14 календарных дней;

       на  переподготовку (переквалификацию) и  повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

       на  предоставление должности государственной  службы в другом государственном  органе (с учетом профессии, квалификации и прежней должности) при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращения его штата;

       на  объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих  прав, социально- экономических и  профессиональных интересов;

       на  обращение в соответствующие  государственные органы или в  суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на службу, ее прохождения, реализации прав, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности, соблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы.

       К трудовым обязанностям государственного служащего следует отнести добросовестное выполнение должностных функций, правил внутреннего трудового распорядка.  

       4. Социальные гарантии госслужащих 

       Согласно  ст. 52 Закона для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских  служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных  обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, гражданским служащим гарантируются:

       1) равные условия оплаты труда,  а также сопоставимые показатели  оценки эффективности результатов  профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

       2) право гражданского служащего  на своевременное и в полном  объеме получение денежного содержания;

       3) условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

       4) отдых, обеспечиваемый установлением  нормальной продолжительности служебного  времени, предоставлением выходных  дней и нерабочих праздничных  дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

       5) медицинское страхование гражданского  служащего и членов его семьи,  в том числе после выхода  гражданского служащего на пенсию  за выслугу лет, в соответствии  с рассматриваемым Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

       6) обязательное государственное социальное  страхование на случай заболевания  или утраты трудоспособности  в период прохождения гражданской  службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

       7) выплаты по обязательному государственному  страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

       8) возмещение расходов, связанных  со служебными командировками. Порядок  и условия командирования гражданского  служащего устанавливаются соответственно указом Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

       9) возмещение расходов, связанных  с переездом гражданского служащего  и членов его семьи в другую  местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

       10) защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;

       11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

       В случае освобождения гражданского служащего  от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

       Гражданским служащим предоставляются также  иные государственные гарантии, установленные  федеральными законами.

       Статья 53 Закона предполагает также дополнительные государственные гарантии гражданских  служащих. Гражданским служащим при  определенных условиях, предусмотренных  настоящим Федеральным законом  или иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на:

       1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку  с сохранением на этот период  замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

       2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое  в связи с исполнением должностных  обязанностей, в зависимости от  категории и группы замещаемой  должности гражданской службы, а  также компенсация за использование  личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

       3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со статьей 31 рассматриваемого Федерального закона;

       4) единовременную субсидию на приобретение  жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

       5) иные государственные гарантии. 

       Заключение 

       Правовое  положение государственного служащего  закреплено в Федеральном Законе "О государственной гражданской  службе в РФ" и других нормативных  актах. Граждане, находящиеся на государственной  службе, в отличие от лиц, состоящих  в обычных трудовых правоотношениях, имеют особый правовой статус, в состав которого входят права и обязанности, регулируемые нормами административного, трудового и других отраслей законодательства. Административные права и обязанности необходимы государственному служащему для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности. Они реализуются и исполняются преимущественно в отношениях с третьими лицами. Трудовые - закрепляются за государственным служащим как наемным работником, реализуются и выполняются в отношениях между ним и работодателем внутри государственного органа.

       Права государственного служащего – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил для государственного служащего.

       В РФ права государственных служащих установлены Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".

       Обязанности — неотъемлемая часть каждой государственной  должности. Смысл существования  государственной должности —  исполнение государственным служащим своих обязанностей. Права даются государственному служащему для выполнения обязанностей. Обязанности можно поделить на должностные и общеслужебные. Для государственных служащих существуют запреты — общеслужебные ограничения, существующие для того, чтобы государственные служащие были независимы при выполнении своих обязанностей. Эти ограничения нужны для того, чтобы обеспечить чёткую работу государственных органов, предотвратить злоупотребления властью.

       Рассмотренные особенности и проблемы укрепления правового статуса российских государственных служащих позволяют сделать некоторые общие выводы о путях его дальнейшего развития.

       Правовой  статус российских государственных  служащих до настоящего времени окончательно не закреплен, его контур очерчен  пока лишь в общих чертах. Поэтому  очевидно, что требуются его существенные уточнения. Хотя эти уточнения продолжают непрерывно вноситься, приходится признать, что данному процессу недостает системности. Кроме того, очень часто он находится в зависимости от политической конъюнктуры, что вряд ли способствует как укреплению правового статуса государственного служащего, так и росту авторитета в обществе самой государственной службы. Ключом к решению этой проблемы могла бы стать кодификация законодательства о государственной службе. Данный процесс уже начался, правда, пока только на региональном уровне. Кодифицированные законодательные акты о государственной службе уже приняты в Иркутской и Сахалинской областях, Хабаровском крае.

       Серьезной проблемой является разрыв между  нормативно закрепленным и фактически существующим правовым статусом государственных служащих. Продолжает сохраняться значительное число прав государственных служащих, которые хотя и закреплены нормативно, но не могут быть ими реализованы (например, право государственного служащего на продвижение по службе, право на участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности и другие). Наличие у чиновника нормативно закрепленных, но реально не обеспеченных прав ослабляет его правовой статус.

       Имеют место существенные различия в правовом статусе федеральных государственных служащих и государственных служащих субъектов Федерации. При этом положение складывается явно не в пользу первых. Особенно это заметно в области социальных гарантий для чиновников. Сегодня государственные служащие российских регионов уже имеют, и часто весьма обширные и вполне реальные, льготы (бесплатный проезд в общественном транспорте, скидки по оплате за квартиру и коммунальные услуги и другие). Кроме того, правовой статус федеральных государственных служащих пока в большей степени регулируется подзаконными нормативными правовыми актами, тогда как в субъектах Федерации это сделано, в основном, специальными законами. Поэтому есть все основания считать правовой статус государственных служащих субъектов Российской Федерации более прочным по сравнению со статусом федеральных государственных служащих.

       Правовой  статус государственных служащих как  на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации нуждается  в дальнейшем уточнении и упрочении, что позволит сделать государственную службу надежным инструментом проведения реформ, от которых зависит будущее России. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Права государственного служащего