Шпаргалка "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:57, шпаргалка

Описание работы

1. Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
6. Понятие муниципального права РФ
Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под влиянием утверждения и развития местного самоуправления в РФ, появления и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношений как муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальное предприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальный служащий и т.п.
Понятие <муниципальное право> используется в трех значениях.

Работа содержит 1 файл

шпоры по муниципальному праву.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

1.  Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

6. Понятие муниципального права РФ

Муниципальное право - относительно новое явление в российской правовой системе. Оно формируется под влиянием    утверждения    и    развития    местного самоуправления в РФ, появления и закрепления в законодательстве таких терминов, понятий и отношений как муниципальное образование, муниципальная собственность, муниципальное предприятие, местные финансы, бюджет, муниципальная служба, муниципальный служащий и т.п.

Понятие <муниципальное право> используется в трех значениях.

Во-первых, муниципальное право, как отрасль права. то есть относительно самостоятельное правовое образование в системе российского права.

Во-вторых, так именуется одна из отраслей правовой науки, исследующая, изучающая муниципальное  право как отрасль права, нормы, ее составляющие, муниципальные правоотношения и институты.

И, в-третьих, муниципальное право - это одна из учебных юридических дисциплин, включенная в учебные планы и  программы различных вузовских  специальностей и, прежде всего, <Юриспруденции>.

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права определяется тем, что данная правовая отрасль носит вторичный, производный характер. Подобного рода отрасли права в правовой науке именуются комплексными отраслями права. Примерами подобного рода правовых образований можно считать морское право, банковское право, таможенное право, страховое право, служебное право и др. Спецификой подобного рода отраслей права является то, что нормы, их образующие, носят комплексный характер, то есть, с одной стороны, эти нормы, как правило, относятся к основным отраслям права (таким, например, как конституционное право, гражданское право, финансовое право и т.п.), а, с другой - они регулируют отношения в сфере местного самоуправления и, следовательно, образуют правовую систему как бы вторичного характера - муниципальное право РФ. Такие нормы в теории права именуют<поливалентными>.

Однако  отрасль муниципального нрава составляют не только поливалентные нормы, но и  нормы собственно являющиеся муниципальными нормами права. К этим нормам относятся, прежде всего, так называемые нормы организационно-правового характера.

Как известно, отрасли права подразделяются на отрасли публичного права и отрасли  частного права. Муниципальное право  РФ с этой точки зрения носит смешанный  характер. С одной стороны, муниципальное право регулирует отношения, связанные с осуществлением власти, местной (муниципальной) власти, то есть особого специфического  круга  властеотношений.  Эта сфера

правового  регулирования,   безусловно,  относится   к публично-правовой.   С   Другой   стороны,   местное самоуправление - это широкая сфера частноправовых отношений, особенно в той части, где органы местного самоуправления выступают как юридические лица.

Таким образом, муниципальное право РФ - это комплексная научная дисциплина и отрасль публично-частного характера. 

12. система местного самоуправления    

Местное самоуправление в России осуществляется в различных организационных формах, что закреплено в ст.130 Конституции РФ. В рамках соответствующих муниципальных образований эти формы в своей совокупности образуют систему местного самоуправления, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения в интересах населения.     

Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что:  

a) основывается на демократических принципах организации местного самоуправления;  

b) строится  с учетом роли и функций  местного самоуправления в обществе  и государстве, а также исторических  и иных традиций;  

c) определяется  населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно;  

d) все  ее организационные формы находятся  в тесной взаимосвязи, взаимодействии  и взаимозависимости;  

e) разграничением  предметов ведения и полномочий  между различными формами ее  осуществления.    

 В  рамках данной системы одни формы являются производными от других или связаны между собой отношениями подотчетности, подконтрольности и ответственности. Между ними существует тесная организационно-правовая связь.     

Система местного самоуправления основывается на следующих принципах:  

a) Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций.    

 Местное  самоуправление признается в  качестве самостоятельного уровня и самостоятельной формы осуществления народовластия. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.   

b) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, которое связано:

  • с федеративным устройством России;
  • многонациональным составом населения России, что вызывает необходимость учета исторических и иных местных традиций, в том числе, в выборе форм осуществления местного самоуправления;
  • с конституционной возможностью самого населения избирать приемлемую для себя организационную модель местного самоуправления.
 

   c) Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.     

 Законодательство  предъявляет единственное требование  – коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления.   

d) Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц перед населением.     

 Она  проявляется в использовании  населением муниципального образования  разнообразных форм контроля  за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Основания и виды ответственности устанавливаются в уставе муниципального образования.     

 В  отличие от единой системы  государственных органов в пределах  всего государства, местное самоуправление образует единую систему только в  рамках отдельного конкретного муниципального образования. Системы местного самоуправления различных муниципальных образований независимы между собой и могут иметь существенные организационные различия в пределах обусловленных Конституцией РФ.

13.  Законодательно закреплено несколько форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России. Эти формы условно можно разбить на три группы.     

Первая группа представлена формами непосредственной демократии, осуществляемой посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих на территории муниципального образования. Непосредственная демократия играет особую роль в реализации местного самоуправления, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания и сходы населения и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов. На практике формы непосредственной и представительной демократии переплетаются, дополняя друг друга. Некоторые формы непосредственной демократии (местный референдум, собрание, сход и др.) входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть.    

Вторую группу составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.     

 Органы  местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей:   

децентрализовать и демократизировать аппарат управления и решать вопросы местного значения с большей эффективностью в сравнении с централизованной системой управления;   

обеспечивать учет интересов малых сообществ при проведении государственной политики;   

оптимально сочетать интересы и права человека и интересы региона и государства в целом.    

В третью группу входят формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в территории муниципального образования в пределах улицы, дома и т.п., центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения, различных его групп. 

14.  Местный референдум голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.   

 Он  является высшим непосредственным  выражением воли участвующих  в его проведении граждан и  способом непосредственного решения  населением наиболее важных вопросов  для муниципального образования.  Решение, принятое на местном  референдуме, не нуждается в каком-либо последующем утверждении и имеет силу прямого действия.    

 Согласно  общим принципам проведения местного  референдума:

  • граждане участвуют в референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается;
  • участие в референдуме является добровольным;
  • никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме;
  • голосование осуществляется тайно;
  • граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания;
  • каждый гражданин имеет один голос;
  • референдум проводится на основе гласности.
 

     Референдум  назначается только на календарный  выходной день. Не допускается  назначение референдума на праздничный  день. Решение о проведении референдума принимается не позднее чем за 55 дней до дня голосования и должно быть опубликовано в местных СМИ не менее чем за 45 дней до дня голосования.

15. Муниципальные выборы – наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые местное население осуществляет местное самоуправление, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления. Срок, на который могут избираться органы местного самоуправления, не может быть меньше 2 лет и не более 5 лет. Значение муниципальных выборов также в том, что в ходе избирательной компании граждане посредством критической оценки работы органов местного самоуправления направляют их деятельность и оказывают влияние на них.     

 Для  обеспечения реализации и защиты  избирательных прав граждан, осуществления  подготовки и проведения выборов  в органы местного самоуправления создаются избирательные комиссии: а) избирательные комиссии муниципальных образований; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Полномочия, состав и порядок деятельности этих комиссий устанавливаются законами и уставами муниципальных образований. Избирательные комиссии проводят всю подготовительную работу на избирательном участке, готовят списки избирателей и бюллетени для голосования, подводят итоги голосования. Соответствующая комиссия вправе признать выборы несостоявшимися, если:

  • в выборах приняло участие меньше 20 % от общего числа зарегистрированных избирателей;
  • число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше чем количество голосов поданных против всех кандидатов и в других случаях, установленных в законе.
 

     Законом субъекта  Федерации минимальное количество  голосов для признания выборов  несостоявшимися может не устанавливаться.     

 На  сегодняшний день правовую основу  муниципальных выборов составляют: Закон об общих принципах организации местного самоуправления, Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, законы о выборах в органы местного самоуправления субъектов Федерации и уставы муниципальных образований.

Информация о работе Шпаргалка "Муниципальное право"