Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:56, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является разработка механизма управления конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой продукции.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать современное состояние теории конкуренции и раскрыть содержание категорий "конкурентоспособность товара" и "конкурентоспособность предприятия", выявить взаимосвязь между ними;
- выявить факторы конкурентоспособности продукции и предприятия;
- изучить и систематизировать существующие методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия;
- исследовать динамику конкурентоспособности и основных экономических результатов деятельности предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани;
- определить способы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции;
- исследовать механизм влияния конкурентоспособности на экономическую устойчивость предприятия;
- разработать основные принципы и механизм функционирования системы управления конкурентоспособностью как основы экономического развития предприятия;
- провести оценку эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предприятия.
1.1. Сущность конкурентоспособности товара и предприятия, факторы ее определяющие.
1.2. Современные подходы к оценке конкурентоспособности.
1.3. Управление конкурентоспособностью как основа выживания предприятий машиностроительного комплекса в современных условиях.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса
2.1. Анализ социально-экономического положения в регионе.
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроения г. Рязани.
2.3. Анализ финансово-экономического состояния предприятий машиностроительного комплекса г. Рязани.
Глава 3. Формирование механизма управления конкурентоспособностью.
3.1. Разработка способа оценки конкурентоспособности товара и предприятия.
3.2. Механизм управления конкурентоспособностью.
3.3. Повышение устойчивости предприятия в результате роста его конкурентоспособности.
3.4. Заключение.
3.5. Библиографический список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

Ан конкурентн среды.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

Анализ литературы [14, 30, 39, 162, 168, 177, 199, 205, 218, 229, 233 и др.] показал    недостаточную    проработанность    методов    управления конкурентоспособностью, особенно, в отечественной теории и практике. В тоже время, было   выявлено несколько аспектов проблемы управления конкурентоспособностью:

• нахождение измерителей конкурентоспособности;

• оценка уровня конкурентоспособности для собственной продукции и продукции, выпускаемой конкурентами;

• определение необходимого уровня конкурентоспособности;

• доведение существующих характеристик продукции до требуемого уровня на основе контроля и регулирования;

• прогнозирование уровня конкурентоспособности в зависимости от темпов НТП, развития рынков, социальных и политических изменений.

Выбор   стратегии   управления   конкурентоспособностью   товара определяется одним из вариантов целей:

1) максимум прибыли и минимальный запас конкурентоспособности, что характерно для товаров с коротким ЖЦ или для фаз зрелости и затухания ЖЦТ;

2) минимальная прибыль и большой запас конкурентоспособности, что характерно для товаров с длительной перспективой на стадии зарождения и роста ЖЦ товара (см. рис. 1.1).

Конкретные рекомендации не могут быть для всех предприятий стандартными, в каждом конкретном случае команда предприятия должна разрабатывать систему управления конкурентоспособностью, оптимально работающую с учетом всех специфических характеристик и особенностей фирмы.

Необходимо представить всю систему факторов конкурентоспособности товара, их взаимосвязь и взаимодействие между собой, чтобы построить систему управления уровнем конкурентоспособности товара. Интегральное понимание конкурентоспособности предприятия как совокупности факторов требует   более   широкого   подхода   к   проблемам   управления конкурентоспособностью.

В данной научной работе предлагается концепция обеспечения конкурентоспособности продукции, предусматривающая при осуществление управляющих воздействий, использовать принцип анализа рассогласований между фактическими и требуемыми показателями конкурентоспособности.

Суть   этой   концепции,   отражающей   процесс   обеспечения конкурентоспособности, представлена на рис. 1.6.

 

Рис. 1.6 Этапы жизненного цикла изделия

 

Нижняя кривая представляет собой изменение конкурентоспособности во времени при отсутствии, каких - либо управляющих воздействий. При этом конкурентоспособность резко падает и быстро достигает значений, при которых производство этой продукции экономически нецелесообразно.

Верхняя кривая показывает динамику интегрального показателя конкурентоспособности в условиях управления его значением. Для этого, в некоторые моменты времени, разрабатываются и проводятся мероприятия, на основе результатов оценки конкурентоспособности, направленные на повышение конкурентоспособности до уровня приемлемых значений. Причем целью этих мероприятий может быть как совершенствование свойств изделия, так и улучшения систем его проектирования, производства и сбыта, то есть любого участка создания и движения потребительской ценности.

Концепция обеспечения конкурентоспособности продукции Важнейшим   элементом   анализа   рассогласований   показателей конкурентоспособности является ее оценка, используя которую можно активно влиять на уровень определяющих факторов.   Сигналы о необходимости корректирующих воздействий должны поступать из отдела маркетинга, в котором проводиться отслеживание динамики рыночной доли и уровня конкурентоспособности выпускаемых изделий по сравнению с товарами конкурентами в разрезе составляющих факторов.

Задача обеспечения конкурентоспособности затрагивает: с одной стороны,     вопросы     определения     рациональных     показателей конкурентоспособности продукции и их поддержание в заданных границах на всех этапах предпринимательского процесса, с другой стороны, касается установления требований к производству, сбыту, рекламе, послепродажному обслуживанию продукции и контролю их выполнения, т.е. управления конкурентным потенциалом предприятия.

Основываясь на результатах исследования, представленных в п. 1.1, можно    заключить,    что    инструментом    управления    уровнем конкурентоспособности   товара на различных стадиях ЖЦ товара могут выступать те или иные факторы конкурентоспособности.

 

Что касается подходов к управлению конкурентоспособностью предприятия в целом, то данный вопрос оказался еще менее проработанным. Однако следует отметить, что в публикациях западных и отечественных ученых [ 199, 190, 205] встречается инструмент стратегического менеджмента предприятия, так называемый SWOT - анализ.

По-нашему мнению, элементы SWOT - анализа могут использоваться в качестве   инструментария   для   решения   проблемы   управления конкурентоспособностью предприятия в современных условиях. В качестве объектов управления должны выступать все составляющие внутреннего потенциала предприятия.

Таким  образом,  проблема  управления  конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой им продукции, является очень актуальной для российских предприятий на современном этапе, что определяется следующим:

- снижение конкурентоспособности продукции является фактором риска для предприятия;

- выход из создавшегося тяжелого финансового положения возможен только в результате создания конкурентоспособного производства;

- в бизнес-планах инвестиционных проектов и планах финансового оздоровления    предприятий    недоучитываютя    вопросы    оценки конкурентоспособности продукции и предприятия в целом;

- ценовая политика предприятия должна базироваться на оценке конкурентоспособности выпускаемых изделий.

Вместе с тем, вопросы управления конкурентоспособностью являются недостаточно проработанными в отечественной литературе и практике. Это объясняется значительной продолжительностью работы предприятий в условиях отсутствия конкуренции.   Положение "на грани банкротства" вынуждает руководителей менять ориентиры деятельности. В качестве инструментов управления должны выступать те или иные факторы конкурентоспособности продукции в зависимости от фазы ЖЦ, а также факторы внутреннего потенциала предприятия. Оценка конкурентоспособности является важнейшим элементом анализа рассогласований в ее системе управления.

 

Выводы

 

1. В условиях жесткой конкуренции с импортными товарами, предприятиям  необходимо освоить существующие  методы ведения конкурентной борьбы, соответствующие современному этапу развития рынка -«рынку покупателя». Однако, уровень конкурентоспособности предприятия является наиболее объективным барометром его предкризисного состояния.

2.   Проведенный   анализ   понятий   качество   товара   и   его конкурентоспособность позволил сделать вывод о том, что понятие "конкурентоспособность товара" шире понятия "качество товара". Качество -одна   из   основных   составляющих   конкурентоспособности   товара, предопределяющая ее уровень, но не единственная. Конкурентоспособность предприятия определяет уровень конкурентоспособности товара, последнее, в свою очередь, является результатом реализации конкурентного потенциала предприятия.

3. Выход отечественных предприятий машиностроительного комплекса из глубокого экономического кризиса возможен лишь на пути создания конкурентоспособного   производства,   ориентированного   на   нужды потребителей. В этом смысле управление конкурентоспособностью является необходимым условием для выживания отечественных предприятий в период перехода к рынку.

4. Система оценки конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции должна явиться основой управления предприятием в современных условиях. Изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически на протяжении всей финансово хозяйственной деятельности. Такой подход позволит своевременно принимать решения об оптимальных изменениях в товарном ассортименте, необходимости поиска рынков сбыта, производства новых и модернизированных изделий.

5. Проведенные анализ и систематизация существующих способов оценки конкурентоспособности продукции и предприятия показали, с одной стороны, многообразие подходов, с другой стороны, отсутствие метода, позволяющего,    в    современных   условиях,    управлять   уровнем конкурентоспособности. Это определяется тем, что отсутствует возможность выявить все факторы конкурентоспособности и оценить адекватные изменения уровня в результате управляющих воздействий.

6. По мнению автора, система оценка конкурентоспособности предприятия и продукции должна отвечать следующим условиям:

- основываться на оценке всех факторов конкурентоспособности, как во внутренней, так и во внешней среде предприятия;

- отражать процесс формирования уровня конкурентоспособности в разрезе его составляющих;

- использовать только значимые факты; обеспечивать оптимальный

объем релевантной информации для принятия управленческих

решений.

7. Система управления конкурентоспособностью предприятия должна включать в себя систему управления конкурентоспособностью продукции. В качестве инструментов управления конкурентоспособностью товара могут выступать те или иные факторы конкурентоспособности продукции в зависимости от фазы ЖЦ. Что касается управления конкуретоспособностью на уровне предприятия в целом, то инструментарий SWOT - анализа позволяет выявлять узкие места в потенциале и решать проблему управления конкурентоспособностью.

 

Глава 2 Анализ конкурентоспособности предприятий машиностроительного

Комплекса

 

2.1 Анализ социально-экономического положения в регионе

 

Рязанская область - один из субъектов Российской федерации площадью 39,6 тыс. кв. км. и населением около 1272,4 тыс. человек. [186]. Здесь сосредоточены крупные предприятия по производству нефтепродуктов, химических волокон, металлообрабатывающих станков, радиоэлектроники, кузнечно-прессового оборудования и др. Область относится к числу регионов России с низким уровнем рождаемости. За 1990-е годы сокращение численности населения составило 55,9 тыс. человек, причем, около 39,9 тыс. -только за последние три года. Указанные демографические процессы являются одной из доминант экономического и социального развития  региона в перспективе.

На наш взгляд, для понимания текущих и перспективных проблем региона целесообразно проанализировать ход социально-экономического развития Рязанской области, начиная с 1990-го года. На протяжении рассматриваемого периода наблюдалось падение практически по всем основным экономическим показателям: объему товарной    продукции промышленности,  валовой  продукции  сельского  хозяйства,  объему капиталовложений, производительности труда и т. д. Острота социально-экономических проблем региона в 1990-е годы проявилась в том, что падение основных показателей шло из года в год. Например, общий объем промышленной продукции снизился до 35 % от уровня 1989г. Валовая продукция сельского хозяйства упала до 29%; капитальные вложения за счет всех источников финансирования - до 11% от максимального предкризисного уровня. Примерно та же картина и с производительностью труда [211].

По оценкам журнала "Эксперт", в сравнении с другими областями Центрального района России, сокращение объемов производства промышленной продукции в Рязанском регионе находится на среднем уровне [77]. Самый большой спад произошел в Ивановской области " 25% к уровню 1989 г., самый низкий уровень спада в Смоленской области - 46% к уровню 1989 г.

Существенно видоизменилась структура промышленного производства в области. Таблица 2.1 показывает, что в долговременном тренде структурных изменений промышленного производства в области особенно заметно снижение доли машиностроения и металлообработки, а также легкой промышленности. Действительно, после 1995 года в области был прекращен выпуск   ряда   видов   сельскохозяйственной   техники   (тракторных картофелесажалок, картофелеуборочных комбайнов, картофелесортировальных пунктов), бытовой техники - из-за низкой конкурентоспособности с аналогичными импортными товарами.

 

Таблица 2.1 Отраслевая структура промышленной продукции Рязанской области

Наименование показателя

 

Удельный вес отраслей в общем объеме продукции, в %

 

2000г.

 

 

2001 г 

 

2002г.

 

2003г.

 

2004 г.

 

 

Вся промышленность (включая не показанное отдельно)

 

100

 

 

100

 

100

 

100

 

100

 

В том числе: энергетика

 

6,3

 

 

45,2

 

37,2

 

26,1

 

24,6

 

топливная промышленность

 

12,8

 

 

9,2

 

10,0

 

10,4

 

9,8

 

черная металлургия

 

0,1

 

 

0,2

 

0,2

 

0,3

 

0,4

 

цветная металлургия

 

8.1

 

 

1,3

 

1,3

 

3,9

 

2,7

 

химическая и нефтехимическая промышленность

 

2.3

 

 

1,1

 

1,9

 

2,6

 

2,4

 

машиностроение и металлообработка

 

37,8

 

 

15,8

 

21,3

 

22,4

 

28,7

 

промышленность строительных материалов

 

3,7

 

 

7,5

 

8,8

 

9,1

 

9,8

 

легкая промышленность

 

10,6

 

 

3,6

 

4,2

 

4,7

 

4,1

 

пищевая промышленность

 

11,8

 

 

11,0

 

9,7

 

13.5

 

11,0

 

 

Падение производства товаров во многом связано с устареванием потенциала товаропроизводящего сектора экономики региона и, как следствие, с низким уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Износ основных фондов во всех отраслях экономики Рязанской области является в последние годы одним из самых высоких среди регионов Центрального района РФ [77]. В целом по области, степень износа основных фондов, по отношению к восстановительной стоимости, составляет 46,5% (для сравнения, степень износа в Москве и Московской области равна 37,5%). Причем, в организациях, производящих товары, этот показатель равен 42,1%, в отраслях, оказывающих услуги - 30,5%. Износ основных фондов в промышленности составил 46,8%, в сельском хозяйстве (без подотраслей обслуживания сельского хозяйства) - 36,4%, в строительстве " 36,6%, на транспорте - 25,8%, торговле и общественном питании - 36,3%. По видам основных фондов наиболее высокая степень износа была по машинам и оборудованию - 61,8%, по передаточным устройствам - 57,3%, по нежилым зданиям - 34,8% [186]. Таким образом, износ активной части основных фондов приближается к критическому значению, за которым начинается физический распад производственного потенциала, возникает угроза разрушения производительных сил. Средний срок службы активной части основного капитала в промышленности превышает 20 лет, что выше аналогичных показателей промышленно развитых стран в 2-2,5 раза.

Устойчивое снижение капиталовложений в экономику Рязанской области в 90-ые годы, в частности в машиностроение, привело к тому, что для этих предприятий характерна значительная доля морально устаревшей продукции, выпускаемой более 10 лет. Отсутствие стабильности в финансировании научных исследований не позволяло проводить работы по созданию конкурентоспособной наукоемкой продукции.

В тоже время, рейтинг региона по инвестиционному риску по оценкам журнала "Эксперт" имел положительную динамику: в 1996 году - 62-ое место, в 1997 - 5 8-ое, в 1998 - 43 -е и по итогам 1999 года Рязанская область занимает 34 место [77]. Резкое улучшение рейтинга в 1998 году связано с принятием регионального    законодательства,    регулирующего инвестиционную деятельность в Рязанской области. На высоком уровне инвестиционного риска остаются  такие  составляющие  как: законодательная,  политическая, экономическая, экологическая составляющие.

Таким образом, инвестиционный климат Рязанской области, как и большинства регионов Центрального района России, оценивается журналом "Эксперт" как регион с пониженным инвестиционным потенциалом и умеренным риском [77]. Неблагоприятный инвестиционный климат в области сдерживает инвестиционную активность предприятий и является тормозом для роста их конкурентоспособности.

В регионе очень мала доля предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, и, кроме того, наблюдается тенденция ее сокращения. Еще хуже обстоит дело с числом и долей предприятий, внедряющих новую или усовершенствованную   продукцию.   Данная   информация   позволяют констатировать, что в регионе снижается уровень конкурентоспособности производимой продукции [186].

Информация о работе Анализ конкурентной среды, планирование и внедрение эффективных методов управления предприятием