Формы организации учебного процесса в вузе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:31, реферат

Описание работы

Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере. Содержание образования задается учебным планом и соответствующими ему программами учебных дисциплин, оно отражается в учебниках, учебных пособиях и в других средствах обучения.
Учебная дисциплина (учебный предмет, учебный курс) - фрагмент содержания образования, самостоятельно обозначенный в учебном плане, представляющий собой дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в вузе.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 26.26 Кб (Скачать)

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ.

    Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере. Содержание образования задается учебным планом и соответствующими ему программами учебных дисциплин, оно отражается в учебниках, учебных пособиях и в других средствах обучения.

   Учебная дисциплина (учебный предмет, учебный курс) - фрагмент содержания образования, самостоятельно обозначенный в учебном плане, представляющий собой дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в вузе.

   Формы обучения в вузе - это организационные особенности обучения.

   Основные формы обучения в вузе - очная, очно-заочная (вечерняя), заочная,   экстернат.

   Форма организации учебного процесса (форма организации учебных занятий, форма учебной работы, виды учебной работы) - способ организации, устройства и проведения учебных занятий, в которых реализуются содержание учебной работы, дидактические задачи и методы обучения. Формы организации учебного процесса в вузе имеют следующие признаки: вид взаимосвязи преподавателя и студента; характер деятельности педагога и обучаемого; количественный состав студентов на занятиях; место и условия проведения занятий.

   Основными формами организации учебного процесса в педвузе являются лекция, семинарское занятие, лабораторное (практическое) занятие, практика, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, дипломная работа и др.

   Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала.

   Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

    Лабораторное (практическое) занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебного предмета, приобретение навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

   Практика - специальная форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретического материала, получаемого студентами в процессе академического обучения, и приобретение студентами знаний, умений и навыков профессиональной деятельности.

   Самостоятельная работа студентов - особая форма организации учебного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организационно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. Основными видами самостоятельной работы студентов является подготовка контрольных, курсовых и дипломных работ и проектов.

    Контрольная работа:

-один из видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленный на выявление уровня усвоения учебного материала по определенной теме конкретной учебной дисциплины за определенный период обучения;

-документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятельной работе студента в процессе изучения конкретной учебной дисциплины.

Курсовая  работа:

- один из основных видов  самостоятельной работы студентов  в вузе, направленной на закрепление,  углубление и обобщение знаний  по учебным дисциплинам профессиональной  подготовки, овладение методами  научных исследований, формирование  навыков решения творческих задач  в ходе научного исследования, художественного творчества по  определенной теме;

 

- документ, представляющий  собой форму отчетности по  самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные  сведения по определенной теме.

Дипломная работа:

-один из основных видов  самостоятельной работы студентов,  имеющий исследовательский характер  и выполняемый на заключительном  этапе обучения;

-документ, представляющий  собой итоговую квалификационную  работу, содержащую результаты самостоятельного  научного исследования по определенной  теме.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ:

Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации  учебного процесса, представляющая собой  устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать  учебный материал курса.

Цель лекции - организация  целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным  материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

-обеспечивать формирование  системы знаний по учебной  дисциплине;

-учить умению аргументированно  излагать научный материал;

-формировать профессиональный  кругозор и общую культуру;

-отражать новые, еще  не получившие освещения в  учебниках и учебных пособиях, знания;

-оптимизировать все другие  формы организации учебного процесса  с позиций новейших достижений  науки, техники, культуры и  искусства.

Функции лекции:

-информационная - изложение  системы знаний;

-мотивационная - формирование  познавательного интереса к содержанию  учебного предмета и профессиональной  мотивации будущего специалиста;

-ориентировочная - обеспечение  основы для дальнейшего усвоения  учебного материала;

-воспитательная - формирование  сознательного отношения к процессу  обучения, стремления к самостоятельной  работе и всестороннему овладению  специальностью, развитие интереса  к учебной дисциплине, содействие  активизации мышления студентов.

Виды лекции. В практике работы вузов принято выделение  следующих видов лекций:

1. По целевому назначению  курса: Лекции, составляющие вводные  курсы, Лекции, составляющие общий  систематический курс: Вступительные  или вводные лекции, Основные  лекции, Заключительные лекции, Лекции, составляющие обзорные курсы,  Лекции, составляющие специальные  курсы.

2. По форме обучения: Установочные  лекции, Эпизодические (разовые)  лекции, Обзорные лекции.

3. По форме организации  (Информационная лекция, Проблемная  лекция Лекция-визуализация, Лекция-вдвоем, Лекция с заранее запланированными  ошибками, Лекция-пресс-конференция,  Лекция-дискуссия, Лекция-беседа, Лекция  с применением обратной связи,  Лекция с опорным конспектированием.)

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

   Семинарское занятие  (семинар) - одна из основных форм  организации учебного процесса, представляющая собой коллективное  обсуждение студентами теоретических  вопросов под руководством преподавателя.

   Семинарское занятие  органично связано со всеми  другими формами организации  учебного процесса, включая, прежде  всего, лекции и самостоятельную  работу студентов. На семинарские  занятия выносятся узловые темы  курса, усвоение которых определяет  качество профессиональной подготовки  студентов.

   Особенностью семинарского  занятия является возможность  равноправного и активного участия  каждого студента в обсуждении  рассматриваемых вопросов.

    Цель семинарского  занятия - развитие самостоятельности  мышления и творческой активности  студентов.

    Задачи семинарского  занятия:

-закрепление, углубление  и расширение знаний студентов  по соответствующей учебной дисциплине;

-формирование умения  постановки и решения интеллектуальных  задач и проблем;

-совершенствование способностей  по аргументации студентами своей  точки зрения, а также по доказательству  и опровержению других суждений;

-демонстрация студентами  достигнутого уровня теоретической  подготовки;

-формирование навыков  самостоятельной работы с литературой.

   Функции семинарского  занятия: познавательная; развивающая;  воспитательная; контрольная.

 Виды семинарских занятий.

   Просеминар - семинарское  занятие, имеющее целью ознакомление  студентов первого курса со  спецификой самостоятельной работы  в вузе, приобретение навыков  работы с научной литературой.  Характерным элементом работы  студента в просеминаре является  подготовка рефератов на определенные  темы, их чтение и обсуждение  с последующим заключением и  оценкой руководителя.

    Собственно семинар  - семинарское занятие, тематически  прочно связанное с учебной  программой курса и имеющее  целью углубленное изучение его  отдельных, наиболее важных тем.

    Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского  типа с независимой от лекционного  курса тематикой, целью которого  является углубленное изучение  отдельной проблемы. Организуется  на старших курсах и проводится  под руководством специалиста  в данной области.

    Формы проведения  семинарских занятий:

-развернутая беседа на  основании плана;

-устный опрос студентов  по вопросам плана семинара;

-прослушивание и обсуждение  докладов (рефератов) студентов;

-обсуждение письменных  рефератов, заранее подготовленных  отдельными студентами и затем  до семинара прочитанных всей  группой;

-теоретическая конференция  ;

-семинар-пресс-конференция;

-семинар-диспут;

-семинар-дискуссия;

-семинар -"круглый стол";

-семинар -"мозговой  штурм";

-семинар-коллоквиум;

-семинар-экскурсия;

-семинар на производстве, в организации, учреждении и  т.п.;

-семинар-деловая игра;

-комментированное чтение  и анализ документов (литературы);

-решение задач на самостоятельность  мышления;

-семинар по материалам  исследования, проведенного студентами  под руководством преподавателя;

-смешанная форма, с  элементами различных форм проведения.

   Выбор вида и  формы проведения семинарского  занятия определяется спецификой  учебной дисциплины, содержанием  темы, профилем и уровнем подготовки  студентов, характером рекомендованной  литературы; призван способствовать  обеспечению наиболее полного  раскрытия содержания обсуждаемой  темы, достижению наибольшей активности  студентов.

ЛАБОРАТОРНЫЕ (ПРАКТИЧЕСКИЕ) ЗАНЯТИЯ.

    Лабораторное (практическое) занятие - одна из основных  форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами  под руководством преподавателя  комплекса учебных заданий с  целью усвоения научно-теоретических  основ учебного предмета, приобретения  навыков и опыта творческой  деятельности, овладения современными  методами практической работы  с применением технических средств.

   Лабораторные (практические) занятия проводятся вслед за  лекциями, дающими теоретические  основы их выполнения. Допускается  проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций  с целью облегчения изучения  теоретического материала при  наличии описаний лабораторных  практических) работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

   В ходе лабораторных (практических) занятий студенты  ведут необходимые промежуточные  записи и составляют итоговый  письменный отчет. Отчеты о  выполненной работе представляются  в конце занятия преподавателю  для проверки.

   Цель лабораторного  (практического) занятия: организация  управляемой познавательной деятельности  студентов в условиях, приближенных  к реальной практической деятельности.

  Задачи лабораторных (практических) занятий:

-закрепление, углубление  и расширение знаний студентов  при решении конкретных практических  задач;

-развитие познавательных  способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

Информация о работе Формы организации учебного процесса в вузе