Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности работы по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и выявить наиболее действующие методы.
Объект исследования - девиантное поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – особенности девиантного поведения подростков и особенности работы специалистов с «трудными» детьми.
Задачи курсовой работы :
Раскрыть сущность понятия «девиантное поведение».
Изучить основные причины девиантного поведения подростков.
Обозначить основные методы и способы профилактики коррекции девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая.docx

— 67.26 Кб (Скачать)

Задачи педагога-психолога:

• Изучить личность учащегося и коллектив класса;

•Анализировать  адаптацию ребёнка в среде;

•Выявить дезадаптированных  учащихся;

•Подобрать  пакет диагностических методик  для организации профилактической и коррекционной работы;

• Выявить и развить мотивации, склонности, интересы и способности школьников;

•Осуществить  психологическую поддержку нуждающихся  в ней детей.

Ежегодно специалистами  выделяются дети и подростки, отличающиеся замкнутостью, скрытностью, напряжённостью, агрессивностью или депрессивностью  и обозначается так называемая «группа  риска» в целях организации профилактики девиантного поведения. По итогам проделанной  коррекционно-развивающей работы за год, с учётом возникших проблем  в процессе обучения и воспитания у учащихся потенциальной «группы риска», формируется список детей с девиантным поведением, который имеет следующую форму:

ФИО Год рождения класс Результаты  обследования
1…        

Далее проводится изучение личности с использованием «Карты развития». Данная карта состоит  из нескольких частей. Во-первых, после  углублённого изучения личности школьника, на него заполняется бланк психологической  помощи ребёнку «группы риска» (см. приложение 1). В данном бланке указывается имя, фамилия, дата рождения ребёнка и его родителей. Социальный педагог (зачастую вместе с классным руководителем) создаёт «рисунок семьи» ребёнка. Указываются сведения о родителях, краткое описание семьи (полная, неполная) и условия проживания данной семьи. Также описываются отношения ребёнка с родителями. Психологом отмечается адаптация ребёнка в классе, эмоционально-личностные особенности. Классный руководитель в данном бланке отмечает сильные и слабые стороны ученика, особенности его интеллектуального развития, преобладающую модальность памяти, его способности и склонности. Специалисты указывают свои наблюдения и выявляют проблемы, связанные с учреждением образования. Оценка качеств личности условия ближайшего окружения ребёнка происходит на основе наблюдения специалистами за школьником, изучения его взаимоотношений с окружающими его людьми, а также в процессе сбора независимых характеристик и бесед. На основе заполнения карты психологической помощи ребёнку «группы риска», организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую или коррекционную работу, составляются рекомендации для участников коррекционного процесса по эффективному взаимодействию с ребёнком «группы риска». 

Далее составляются индивидуальные планы работы (см. приложение 2), в которых отражены все планы действия специалистов, участвующих в сопровождении ребёнка, описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации. В основном, данный бланк заполняется педагогом-психологом при помощи социального педагога. Остальные специалисты и родители ребёнка должны быть обязательно ознакомлены с данным бланком и имеют право внести в него коррективы.

Педагогом психологом заполняется бланк – отчёт «Коррекционной работы» (см. приложение 3), по которому можно проследить всю коррекционно-развивающую работу от начала до конца. В данном бланке специалистами указываются программы и методы, использовавшиеся в работе с «трудным ребёнком» и описываются результаты проделанной работы. Отображаются все запланированные мероприятия и наблюдения за изменением (или неизменением) поведения ребёнка. По окончании профилактической или коррекционной работы, в последнюю графу бланка вносятся рекомендации классному руководителю, социальному педагогу и родителям. Это делается для того чтобы избежать повтора девиации в поведении учащегося. Каждый участник коррекционного сопровождения, получивший рекомендации от педагога-психолога оставляет свою подпись, в том, что действительно таковые получил. Это является своеобразной страховкой педагога-психолога перед администрацией школы и другими контролирующими структурами.

По словам педагога-психолога  и социального педагога, использование  «Карты развития» в МОУ СОШ  № 10 помогает осуществить прогностическую  интерпретацию результатов исследования и разрабатывать рекомендации педагогам  и родителям «трудного» ребёнка, направленные на профилактику и коррекцию  девиантного поведения школьников. Полученные данные помогают усовершенствовать  структуру и содержание коррекционной  работы с дезадаптированными учащимися. 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Заключение.

     С помощью данного исследования было выяснено, каким образом производится организация работы специалистов средней школы с девиантами. Нужно отметить, что в каждой школе, детском доме или специальном коррекционном образовательном учреждении существуют свои способы и методы. Также следует помнить, что к каждому ребёнку нужен отдельный особый подход. Соц.педагог и педагог-психолог очень тщательно и глубоко изучают личность самого ребёнка и окружающих его людей, чтобы правильно подобрать программу для коррекции или профилактики девиантного поведения, т.к. неправильно подобранная методика может только усугубить ситуацию. В ходе исследования, мною было отмечено, что, в наибольшей степени, спорт и труд способствуют дисциплинированности детей. Именно на этих двух направлениях и основаны все методики и программы коррекции и профилактики девиантного поведения. Но нужно не забывать ещё один не менее значимый фактор, влияющий на развитие ребёнка. Это – родительская любовь. Она играет основную роль в воспитании ребёнка. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми.

                                                 

                                          Приложение. 1.

                                                        Карта

                психологической помощи ребёнку «группы риска».

Учебный год_____________________

Фамилия _______________________________ Имя________________________________

Дата рождения_____________________________________________________________________

Учреждение образования (д/с, школа, и т.д.)____________________________________________

Класс (группа)_____________________________________________________________________

Адрес_______________________________________ Телефон______________________________

Фамилия, имя, отчество родителей ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Кем направлен _____________________________________________________________________

Причина обращения_________________________________________________________________

Анамнестические сведения___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Семья_____________________________________________________________________________

Условия проживания________________________________________________________________

Особенности летерализации: а) праворукий                 б) леворукий              в) амбидекстр

Воспитание до учреждения образования________________________________________________

Наблюдение специалистов___________________________________________________________

Жалобы в настоящий  момент_________________________________________________________

Проблемы, связанные  с учреждением образования ______________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ 

Обследование  ребенка:

Оценка  адаптации ребенка  в классе:

        а) хорошая;               б) удовлетворительная;                 в) недостаточная;                 г) плохая;

  • восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное_____________________________________________________________________
  • критичность: ______________________________________________________________
  • работоспособность: _________________________________________________________
  • внимание: а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое ___________________________________________________________________________
  • память (преобладающая модальность) а) зрительная б) слуховая в) моторная г) смешанная _________________________________________________________________
  • Особенности памяти (проблемы) а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иное
  • интеллектуальное развитие _________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

  • темп формирования учебных навыков _______________________________________

    ___________________________________________________________________________

качественная  характеристика речи _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоционально-личносные  особенности

Люшер ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Способности, склонности__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Рисунок семьи_____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отношения с родителями____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тревожность____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

самооценка_______________________________________________________________________

Акцентуации________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивация _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Сильные стороны ребёнка Слабые стороны  ребёнка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, характерные нарушения) ____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Дата _______________                                           Ф.И.О. специалиста ________________________ 

                                          Приложение 2.

           Индивидуальный план работы с детьми «группы риска» 

      __________________2010г.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков