Школа как социально педагогическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Школа — открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 62.96 Кб (Скачать)

 Глава II. Современная школа как объект управления 

  2.1 Органы управления  современной школы 

    В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

    Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Республики Казахстан, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

    Общеобразовательная школа как сложная динамическая система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

    Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.

    Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как:

  ·          целенаправленное воздействие субъекта на объект управление;

  ·          как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое плановое состояние;

  ·          как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др.

    Управление школой призвано обеспечивать целенаправленность и организованность процессов в управляемом объекте. Это свое назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, таких, как:

  ·   формирование образа того, что должно быть;

  ·   распределение обязанностей и полномочий между исполнителями (построение и поддержание формальной структуры);

  ·   создание условий, обеспечивающих заинтересованность исполнителей в продуктивной работе;

  ·   контроль хода работ и др.

    Общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях. 

  Частными  предметами науки внутришкольного управления являются:

  ·   учебно-воспитательный процесс (зависимость управления от особенностей технологии, т.к. разные технологии требуют разной организации, разных способов планирования, контроля и т. д.);

  ·   подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе;

  ·   процесс развития школы (при каких условиях инновационные процессы в школе будут эффективными и как создавать эти условия);

  ·   зависимость результатов управления от внешних условий (социокультурной среды).

  Однако  с началом активного обращения  к личности педагога и ученика, с  внедрением гуманистических идей в  педагогический процесс потребовалась  серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Управление учебным заведением осуществляют директор и его заместители, функциональные обязанности, порядок назначения или избрания которых определяется Уставом общеобразовательной школы или другого учебного заведения. Структура управленческих органов в школе является весьма многообразной. Условно их можно разделить на три группы.

    Первую группу составляют органы коллективного управления школой — общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

    Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это — директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, помощник директора по хозяйственной работе и др.

    Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся, учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

    Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие:

  а) координация, согласованность и  деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении  ее ведущих задач и их эффективном  решении;

  б) демократизм и гласность в  осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих  функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

  в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

  г) умение выделять главные проблемы в  работе школы и концентрировать  усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

  д) поддержание благожелательного  психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного  на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена  к работе;

  е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы. 
 

2.2 Функции директора  и завучей школы 

    Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями. В самом общем виде функциональные обязанности директора школы определены Типовым положением об общеобразовательном учебном учреждении, на основании которого каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает свой Устав. Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

  - несет ответственность перед  государством и обществом за  соблюдение требований охраны  прав детей, планирует и организует  учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль над его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

  - представляет интересы учебного  заведения в государственных  и общественных органах;

  - создает необходимые условия  для организации внешкольной  и внеклассной работы;

  - проводит подбор заместителей  директора, определяет их функциональные  обязанности, осуществляет расстановку  педагогических кадров учебного  заведения с учетом мнения  педагогического коллектива, учащихся  и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руководителей;

  - принимает на работу и увольняет  педагогический, административный, учебно-воспитательный  и обслуживающий персонал учебного  заведения;

  - организует в установленном порядке  рациональное использование выделяемых  учебному заведению бюджетных  ассигнований; -

  - по согласованию с советом  учебного заведения устанавливает  надбавки к заработной плате  творчески работающим учителям;

  - создает условия для творческого  роста педагогических работников  учебного заведения, применения  ими передовых форм и методов  обучения и воспитания, осуществления  педагогических экспериментов;

  - несет ответственность за свою  деятельность перед соответствующим  органом управления образованием.

    Указанные функциональные обязанности директора школы существенно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, территориального расположения, состава учащихся и особенностей педагогического коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общественностью. В поле зрения директора школы находятся вопросы, связанные с ученическим самоуправлением, профориентацией, работой с родителями. В пределах своей компетенции директор школы от имени образовательного учреждения заключает договоры и осуществляет другие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом школы.

    Руководство отдельными направлениями работы в школе возлагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, заместитель по профильным классам или по классам с углубленным изучением отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части. Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и государственных образовательных стандартов, осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением. Они регулируют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание занятий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогических инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению педагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы определены в Уставе школы, где обосновывается распределение функциональных обязанностей между несколькими заместителями по учебно-воспитательной работе.

    В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования — дворцами и домами детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников, клубами, другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспитательной работы, оказание им методической помощи, организация работы с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки детским общественным организациям, действующим в соответствии с требованиями о правах ребенка.

    В последние годы в новых типах школ — гимназиях, лицеях — по решению совета школы могут вводиться должности заместителей директора школы по новым перспективным направлениям работы . Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями вузов, научными центрами по организации научных исследований в школах, их привлечении к педагогической работе в школе, привлекает учителей своей школы к участию в опытно-экспериментальной работе. Заместитель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавливает связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования. В некоторых, как правило, больших или специализированных школах может быть введена должность заместителя директора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогической коррекции, адаптации.

Информация о работе Школа как социально педагогическая система