Шведский социализм в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

В данной работе раскрывается сущность шведской модели, приоритеты экономического и социального развития, политическая система, которая во многом влияет на экономику, сущность и пропорции смешанной экономики, которые эффективно совмещает государственную, частную и кооперативную форму собственности, вклад известнейших шведских экономистов в мировую экономическую науку, а также перспективы развития Швеции в будущем.

Содержание

1. Введение
3
2. Сущность шведской модели
3
3. Политическая система Швеции
7
4. Смешанная экономика
10
4.1 Частный сектор 10
4.2 Государственный сектор 12
4.3 Кооперативы 15
5. Вклад шведских экономистов в мировую экономику 17
5.1 Кнут Виксель 17
5.2 Эрик Лундберг 19
5.3 Ассар Линдбек 20
6. Результаты, опыт и будущее шведской модели 21

Работа содержит 1 файл

Шведский социализм в условиях рыночной экономики.docx

— 39.11 Кб (Скачать)

Ведущую роль в  производстве товаров и услуг  в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить крупный  капитал, доминирующий в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего  в обрабатывающей промышленности. Остальная  часть частного сектора состоит  из мелких и средних фирм. По этому  критерию частные компании можно  разделить на 2 группы. К одной  относится множество мелких фирм, в которых основатель, собственник  и директор – распорядитель часто  одно и то же лицо. В другую группу входят крупные компании, зарегистрированные на фондовой бирже. За последние десятилетия  в структуре собственности этой группы произошли большие изменения. Заметно снизилась доля акций, принадлежащих  домашним хозяйствам (населению) и частным  индивидуальным лицам, в то время  как удельный вес различных институтов и учреждений, таких, как страховые, инвестиционные и нефинансовые компании, фонды, в том числе государственный  Всеобщий пенсионный фонд (ВПФ), заметно  увеличился. За послевоенный период произошло  падение доли очень крупных индивидуальных акционеров вследствие прежде всего высоких ставок налогов на доходы и собственность.

В последние  годы к шведским акциям большой интерес  проявляют иностранные инвесторы. Кроме того, некоторые шведские компании находятся на Западноевропейских фондовых биржах, а также в Нью-Йорке  и Токио, что объясняется их желанием обеспечить лучшие, чем в Швеции, финансовые условия и дополнительную рекламу за границей.

Экономика Швеции характеризуется высоким уровнем  концентрации производства и капитала и монополизации в ведущих  станах. На крупных предприятиях (с  числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено  около 40% занятых в промышленности, а на мелких (до 50 человек) – 17%. При  этом рост концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20 крупнейших компаний трудится более 40 % рабочей силы в промышленности. На долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В экономике  Швеции очень высока монополизация  производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ), автомобилестроение («ВОЛЬВО» и  «СААБ – Скония»), черная металлургия («Свенска столь»), электротехника («Электролюкс», АББ и «Эрикссон»), самолетостроение («СААБ - Скания»), фармацевтика («Астра», «Фармасил»), производство специальных сталей («Сандвик», «Авеста»).

В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал  среди стран Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение  в финансовых группах. В настоящее  время в Швеции можно выделить 3 финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведкой экономической  литературе терминологии, «сфер банков») стоят ведущие частные коммерческие банки страны-«Скандинависка эншильда банкен» и «Свенска хандельсбанкен», при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы («третьего блока») во главе с крупнейшей кампанией страны – автомобильным концерном «Вольво».

4.2. Государственный  сектор.

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и перераспределение  средств на социальные и экономические  цели согласно концепции шведской модели. Государственный сектор имеет два  уровня владельцев: центральное правительство  и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в  коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме единое целое, различаются по месту в  сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность  – разные понятия. Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди развитых капиталистических  стран.

Под государственной  собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью  или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности  в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем вмешательства государства  в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых капиталистических  стран первое место.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в  судостроении, коммунальных услугах  и на транспорте. В этих секторах на национализированные или принадлежащие  государству предприятия приходится больше половины производства всех товаров  и услуг. Их основная цель – расширение производства с достижением прибыльности.

Государственная собственность принимает форму  либо акционерных компаний, либо государственных  предприятий. Последние - принадлежащие  государству компании со значительной свободой действия в вопросах финансов и занятости. Решения в области  цен принимаются ими самостоятельно. Они должны покрывать издержки и  приносить прибыль на вложенный  капитал.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых целей и в некоторых  случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии среди  этих компаний – приходится свыше 60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские государственные железные дороги владеют боле 95% всех железных дорог в стране. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление «Ваттенфалль».

Центральное правительство  оказывает решающее воздействие  на экономику страны посредством  различных экономических инструментов. Основной из них – государственный  бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод  доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том  числе пенсии, жилищные субсидии, пособия  на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты  государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные фонды  и домашним хозяйствам, а также  предприятиям и банкам, купившим государственные  ценные бумаги. Некоторые из этих переводов  имеют целью удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно  поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и пенсионеров. Оставшиеся после  вычета трансфертных платежей из общих  государственных расходов средства составляют государственное потребление  и инвестиции. На государственное  потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о здравоохранении, образовании  и государственной администрации. Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих – медицинских  работников, учителей и т. д. Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.

Финансирование  государственных расходов в Швеции комплексное. Различные части государственного сектора имеют собственные источники  доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования  получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего основной источник доходов – косвенные  налоги.

Государственный сектор важен для повышения эффективности  экономики. Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие важные государственные  услуги, как транспорт и связь, система образования. В этом четко  видно взаимодействие частного и  государственного секторов: рост доходов  от первого используется через налоговые  и другие поступления в государственный  бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор. 

4.3. Кооперативы.

Особенностью  шведской модели является роль и значение кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению  Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся  на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тысяч человек доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в производстве остальных продуктов, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых 70тысяч человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной  экономике кооперативное движение действует в качестве «третьей силы», или «третьей альтернативы», частной  и государственной собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В некоторых областях – особенно среди потребительских  кооперативов – кооперация стала  уравновешивающей силой на рынке  в интересах простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом  потребительские кооперативы выдержали  немало битв с частными картелями. Эту  роль они играют и сейчас, хотя и  в менее драматичных формах.

На кооперативы  в Швеции приходится 5% промышленного  производства и всех занятых, 7,5% занятости  в промышленности и 14% - в розничной  торговле. По оценке, 2/3 домашних хозяйств в Швеции каким-либо образом связаны с кооперативным движением. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермами, входящими в кооперативы, а по некоторым продуктам эта доля еще выше: 99% молока, 80% (по стоимости) мяса. Большая часть этой продукции перерабатывается на предприятиях, принадлежащих крестьянским кооперативам.

Термин «кооператив» обычно относится к экономическому предприятию, основывающемуся на совместных действиях и самопомощи. Кооперативное  предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами его членов.

Среди принципов  кооперативного движения: свобода членства – никто не может быть исключен кроме случаев нарушения устава; независимость от политических партий и вероисповедания; демократическое  управление – «один член – один голос»; ограничение доходов на вложенный  пай; кооперативное сообщество –  ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на развитие и экономическую  самостоятельность; просветительская деятельность; взаимодействие кооперативов.

В любом случае кооперативные предприятия Швеции основываются на принципах, рекомендованных  Международным кооперативным альянсом, созданным в 1895г. и имеющим 164 члена  в 72 странах.

Итак, кооперативы  играют очень важную роль в современном  шведском обществе. Эти организации  попадают под категорию «народные  движения». Решающее в развитии кооперативов – мобилизация людей, вовлечение в их деятельность новых членов и  повышение их влияния.

Происшедшие в 50-60-е  годы сдвиги к укрупнению экономических  предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие на кооперативы, так же как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала  серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное  движение ищет пути усиления влияния  рядовых членов на положение дел  в кооперативах.

5. Вклад шведских  экономистов в мировую экономику.

5.1. Кнут Виксель.

Кнут Виксель (1851-1926) сегодня считается самым значительным из теоретиков политической экономии Швеции за всю ее историю. Именно он ввел анализ кредитного рынка в общую теорию рыночной экономики, управляемую предложением и спросом. При этом выдвинул ряд важных гипотез о том, как процент воздействует на инвестиции и распределение доходов. Но теоретические работы Викселя пробивали себе дорогу с трудом и вначале распространялись медленно. Его учебник «Лекции по политической экономии» был почти не замечен в 1901 г., когда вышел в свет. А сам Виксель, был весьма холодно принят шведским истэблишментом.

В определенной мере трудности признания Викселя в академических кругах были вызваны его политическим радикализмом. Во множестве публикаций лекций, брошюр и памфлетов он яростно напал на непорядки в Швеции на рубеже двух веков (конца XIX – начала XX вв.). Например, он рекомендовал ввести контроль над рождаемостью и ограничение деторождения, низложить и упразднить монархию. В политике он поддерживал молодое рабочее движение и требовал всеобщего избирательного права для обоих полов.

Такая деятельность затруднила его академическую карьеру, и он получил профессорское звание лишь в возрасте 50 лет – кроме  всего прочего, и потому что отказывался  подписывать прошения королю, употребляя «покорнейше», как это требовал этикет в те времена. Впоследствии, однако, влияние Викселя стало возрастать, а важный вклад Стокгольмской школы в политико - экономическую теорию в 30-е годы, очевидно, был сделан под воздействием теории денег Викселя.

Кроме того, сегодня  Кнут Виксель выступает в качестве одного из самых ранних вдохновителей школы «общественного выбора». Это суждение основано, прежде всего, на том, что он выдвигал требование квалифицированного большинства или даже полного политического единства в качестве предпосылки для таких решений, которые, как например повышение налогов, могут вызвать размежевание между различными группами граждан.  

Информация о работе Шведский социализм в условиях рыночной экономики