Типы избирательных систем. В чем заключаются основные тенденции развития российской избирательной (электоральной) системы за последнее д

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:20, реферат

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть типы избирательных систем.
Предмет исследования – типология. Объект исследования – избирательная система.
Задачи, поставленные в работе:
• рассмотреть сущность избирательной системы; • рассмотреть виды избирательных систем; • рассмотреть особенности избирательной системы РФ и основные тенденции развития российской электоральной системы.

Содержание

Введение 4
1. Понятие и сущность избирательной системы 6
2. Типы избирательных систем: базовые характеристики 10
3.Избирательная система: российская реальность 13
Заключение 16
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

 

3. Смешанная избирательная  система, которая использовалась  в Российской Федерации до 2007 года. Половина депутатов состава  Государственной Думы РФ избиралась аналогичным способом (одномандатные округа - 225 мест), остальные  225 мест избирались по пропорциональному представительству. Иными словами, половина мандатов в Государственной думе распределялась в соответствии с мажоритарной системой, что способствовало формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с пропорциональной системой, что способствовало более полному учету голосов избирателей и точнее отражало реальную картину политической ситуации в стране. Смешанная избирательная система считалась наиболее прогрессивной из тех, что когда-либо применялись в нашей стране.

 

 

Все упомянутые типы избирательных систем имеют значительное влияние на формирование политических кругов, на основные направления политики государства, создавая определенные последствия в этой сфере. Влияние типа избирательной системы на политические элиты и проводимую ими политику выделял американский политолог Аренд Лейпхарт. Он определяет четыре существующих типа государственных систем:

 

• исполнительная и законодательная власти формируются отдельно по отдельности с использованием мажоритарной системы (США, Пуэрто-Рико);

• исполнительная и законодательная  власти формируются совместно с  использованием мажоритарной системы (Канада, Австралия, Великобритания и  др.);

• исполнительная и законодательная  власти формируются совместно с  использованием пропорциональной системы (большинство стран Западной Европы);

• законодательная власть формируется при помощи пропорциональной системы, а исполнительная - мажоритарной (большая часть стран Латинской Америки). К этому типу относится и Российская Федерация.

3.Избирательная система: российская реальность

 

 Избирательную систему в современной России до 2007 года можно было охарактеризовать смешанной, то есть использующей несколько различных принципов для отбора представителей государственных органов власти.

Половина состава избиралась Государственной Думы по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.  В основном партии придерживались географического  признака. Представительство субъектов в региональном списке не было пропорционально числу избирателей, проживающих на территории субъекта.

Сочетание смешанной системы  выборов в России с несовмещенными выборами в органы законодательной  и исполнительной власти приводило  к ситуации, когда данные круги власти не соответствовали друг другу. Во многих странах Латинской Америки эта проблема решалась с помощью смещения полномочий в пользу исполнительной власти. В Российской Федерации этот путь был не приемлем, поэтому было найдено другое решение в виде полного перехода к пропорциональной избирательной системе.

 

Наконец, совершим краткий экскурс в историю избирательной системы в России, изменяющуюся и изменявшуюся постоянно, на протяжении ряда лет. Сложилась она в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993—1995 гг., начавшейся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и выбором новой конституции – Конституции Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в федеральных законах: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", “"О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". До 2007 года в ней прослеживались признаки как мажоритарной, так и пропорциональной системы. К настоящему времени были внесены поправки, вследствие которых избирательная система в РФ окончательно перешла к пропорциональной избирательной системы. Перечислим лишь некоторые ключевые изменения последних лет:

В 2007 году в федеральный закон о выборе депутатов была внесена поправка, утверждающая пропорциональную систему принципом избрания депутатов в Государственную Думу и в представительные органы субъектов РФ.

С 1991 по 2004 в России губернаторы  избирались народом посредством тайного голосования. В сентябре 2004 г., после трагических событий в Беслане и выдвижения правительством концепции “вертикали власти”, Президент РФ В.В. Путин выдвинул на рассмотрение законопроект, предлагающий назначать глав субъектов Федерации путем решения законодательных органов по совету Президента. Этот законопроект был принят и, фактически, губернаторов стал выбирать Президент РФ.

В 2012 году по инициативе Д.А. Медведева был возвращен прямой порядок выборов губернаторов. Кандидатами  могут быть кандидаты от политических партий, народные избранники или самовыдвиженцы. Данное изменение позволяет правительству снять с себя часть ответственности за ситуацию в конкретном регионе, так как руководителями региона теперь являются лица, которых поддержали народ и местные элиты.

Роль президентского «фильтра»  теперь находится в состоянии  гибернации, но в любой момент может  включиться в случае возникновения  сложностей в конкретном регионе  или при выборах в национальных республиках. Фактически, губернатора теперь могут снять с должности досрочно, заменив на предложенную “свыше” кандидатуру.

В системе избрания Президента РФ также произошли изменения. Изначально, с 1991 года Президент избирался на пять лет, но в 1993 году, с принятием  Конституции, Президент стал избираться на четырехлетний срок. А в 2008 году, в связи с очередным изменением Конституции, Президент РФ стал избираться на 6 лет. Это решение вступило в силу, начиная с выборов 2012 года. Таким образом, кратко ознакомившись с последними тенденциями в российском избирательном законодательстве, мы можем перейти к формированию выводов.

 

Заключение

 

Проведенные исследования позволяют  нам сделать следующие выводы:

Основой любых выборов  в демократических странах является избирательная система, определяющая общие принципы их организации, а также способы перевода голосов избирателей в депутатские мандаты, властные должности.

Избирательная система - это  закрепленный законодательно порядок  использования гражданами их избирательных  прав, подготовки и проведения выборов, определения результатов голосования и распределения мандатов.

Главное назначение избирательной  системы – обеспечить представительство  воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Избирательные системы разных стран мира характеризуются значительным многообразием, которое определяется также историческими особенностями, традициями и, естественно, политическими целями. По сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать: они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести к минимуму роль малочисленных партий, или наоборот – дать последним право на парламентское представительство.

В мировой практике наиболее распространенными типами избирательных  систем являются различные модифицированные версии мажоритарной и пропорциональной, однако существуют и иные типы систем.

В основе мажоритарной системы  лежит принцип большинства (победителем  на выборах считается кандидат, набравший  больше голосов). Мажоритарная система имеет свои разновидности. Система проста, так как обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при незначительном, казалось бы, преимуществе. Недостатком этой системы служит неспособность учитывать полное соотношение сил в стране, поскольку игнорируются интересы меньшинства. В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и т.д.

Пропорциональная система  предусматривает голосование по спискам партий, означает выделение  многомандатного округа, где округом чаще всего является вся территория страны.. Механизм этой системы заключается в том, что каждая партия получает в парламенте количество мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При высокой демократичности у этой системы также имеются недостатки, одним из которых является то, что она гарантирует представительство даже мелких и непопулярных партий. Это может создавать проблемы при формировании единого правительства. если ни одна партия не имеет в парламенте большинства или не имеет возможности её создания. Во многих странах для нейтрализации этого недостатка введен "избирательный порог" - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата.

 

Российская электоральная система в XXI веке является предметом серьезных и подчас достаточно резких реформ и изменений. Правящая партия стремится к адоптации всемирно признанных гласных и негласных правил и избирательных принципов, таких как открытость, периодичность, гласность, однако при этом предпринимаются и некоторые шаги для усиления правительственного влияния в этой области. Состоявшиеся в декабре 2011 года выборы в Государственную Думу VI созыва показали уровень обеспокоенности текущей избирательной ситуацией как среди правящих элит, так и среди самого населения Российской Федерации. На Президентских выборах 2012 многие ошибки прошлого года были учтены, в частности, была введена в эксплуатацию современная система онлайн-слежения за ходом голосования, позволившая повысить общий уровень открытости и предоставившая возможность любому гражданину РФ в случае обнаружения каких-либо нарушений на избирательном участке моментально отправить отчет об этом в надлежащие инстанции. Период ожесточения государственного контроля в этом сегменте общественной жизни плавно двигается к завершению, доказательством этому может послужить, например, упомянутое мной в тексте решение о возвращении прямых выборов губернаторов. Правительство сохраняет за собой множество регулирующих монопольных прав в этой области, однако в общем можно сказать, что ситуация стала менее натянутой по сравнению с серединой первого десятилетия XXI века.

 

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, зависящие от множества локальных факторов. В Российской Федерации электоральная система изменяется по собственному, соответствующем текущим реалиям, курсу и вполне эффективно справляется со своей ролью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: Норма, 2005.

Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М. :Юрид. лит., 2011.-64 с.

Избирательное право и  избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: Норма, 2003. - 

Ресурсы интернет-портала  Центральной Избирательной Комиссии РФ (http://cikrf.ru/)

Гаджиев К.С. Политология: Учебник. - М.: Логос, 2006.

Политология: Учебник / Под  ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. - М.: Юрайт, 2006.

Ресурсы интернет-портала  Википедия (http://ru.wikipedia.org)

 Конституционное право  Российской Федерации: Учебник  для вузов. — 5-е изд., изм.  и доп. — М.: Норма, 2006.

1 Харизматическое сознание в политическом выборе России // В. МГУ. Сер. "Соц.-полит. исследования". 1993. № 6;

2Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: Норма, 2003. -  С.80.

3 Конституция Российской Федерации, глава 4, статья 93 (http://www.zakonrf.info/konstitucia/93/)

4 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. - М.: Норма, 2005. – С.86.


Информация о работе Типы избирательных систем. В чем заключаются основные тенденции развития российской избирательной (электоральной) системы за последнее д