Основные методологические принципы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

К основным принципам психологии А.В. Петровский и М.Г.Ярошевкий относят всего три объяснительных принципа: детерминизма, системности и развития. В разных источниках число принципов варьируется от трех до девяти. Так, например, можно встретить описание таких принципов, как единство сознания и деятельности, системно-деятельностный, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, целостности, личностного и даже принцип личностно-деятельностного подхода.
Цель работы – показать актуальность темы, задача – углубиться в изучение данной темы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Методология: основные понятия……………………………………………..4
2. Уровни методологического анализа………………………………………….6
3. Основные методологические принципы……………………………………10
4. Методы психологического исследования, их надежность, валидность и репрезентативность…………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 33.97 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

4. Методы психологического исследования, их надежность, валидность и репрезентативность

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Валидность – один из основных показателей качества теста. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество, ради измерения которого он создавался. Надежность – также один из критериев качества теста, относящийся к точности измерения. Чем больше надежность, тем более свободен тест от погрешностей измерения. Можно рассматривать надежность как устойчивость результатов при повторном измерении.

Основные методы психологических  исследований и их варианты, применяемые  для сбора первичных данных

 

Основной метод

       Вариант основного метода

 

Наблюдение

       Внешнее  (наблюдение со стороны)

 
 

       Внутреннее (самонаблюдение)

 
 

       Свободное

 
 

       Стандартизированное

 
 

       Включенное

 
 

       Стороннее

 

Опрос

       Устный

 
 

       Письменный

 
 

      Свободный

 
 

      Стандартизированный

 

Тесты

      Тест-опросник

 
 

      Тест-задание

 
 

      Проективный тест

 

Эксперимент

      Естественный

 
 

     Лабораторный

 

Моделирование

     Математическое

 
 

    Логическое

 
 

    Техническое

 
 

     Кибернетическое

 
     

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета, свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Третий тип тестов (методов) – проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Эксперимента подразделяют на естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

 

 

Заключение

Любой метод исследования несет на себе печать, той или  иной теории, которая определяет и  выбор объекта исследования, и  способы расшифровки полученных результатов. Исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются  определенные варианты основных методов  — методика изучения тех или иных сторон развития психики человека и  ребенка. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности  исследователя, от его умения подобрать  такое сочетание методик, которое  точно соответствует поставленным задачам.

Хотя наука не стоит  на месте и как все в этом мире изменяется, основные принципы и  направления методологического  исследования, как минимум, будут  господствовать достаточно длительно  в данный исторический период времени, в научном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — Академический проект, 2005.
  2. Дорфман, Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии / Л.Я. Дорфман. — М.: Смысл, 2005.
  3. Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг. — Спб.: Питер, 2000.
  4. Маланов, С.В. Методологические и теоретические основы психологии / С.В. Маланов. — М.: Модек, 2002.
  5. Рузавина, Г.И. Методология научного исследования / Г.И. Рузавина. — М.: 1999.

 

 

 

 


Информация о работе Основные методологические принципы психологии