Психологическое профессиоведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Психологическое профессиоведение (психология профессий) – направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации. В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины: «труд» – общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов; «задача», «задание» – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий; «трудовой пост», «должность» в организации; трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;

Содержание

Вводные понятия
Профессиографирование и профессиограммы
Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала
Методы психологического анализа профессий
Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач
Классификации профессий в психологическом профессиоведении

Работа содержит 1 файл

15_психолог профессиоведение(скинул всю лекцию_выбери то что нужно).doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Психосемантические методы. Психосемантические методы основаны на существовании не случайных связей чувственного, эмоционального и словесного индивидуального опыта. Эти связи можно нащупать, предлагая испытуемым проективные задания, например фигуры и рисунки, которые они должны оценить по шкалам семантического дифференциала («холодное—горячее», «злое—доброе» и т.д.) либо дать свободные описания этих изображений. Психосемантические методы успешно использованы в изучении направленности личности в медицинских профессиях разного профиля; в исследовании профессиональных стереотипов студентов разных факультетов университета.

Метод качественного  содержательного анализа текста (контент-анализ). Суть метода состоит в подборе текстовых объектов для изучения. При составлении программы исследования определяют цель, предмет изучения, его возможные корреляты в форме семантических категорий. Устанавливается правило поиска и фиксации выбранных категорий в тексте, накапливается эмпирический материал, проводится статистическая обработка данных (частоты и содержания элементов текста по каждой категории). Оценивается неслучайный характер частотных различий.

Метод анализа  биографий и автобиографий. Биографический метод успешно применяется в индивидуальном психологическом консультировании. Полезный для психологов опыт накоплен в социологии.

5. Технология анализа психических процессов субъекта труда

через интерпретацию  его профессиональных задач

В основу такого рода психологического анализа положена идея о том, что  своеобразие психических функций человека определяется особенностями его предметной деятельности.

Евгений Александрович Климов в учебнике «Основы психологии» дал вариант технологии выделения психических функций и процессов, участвующих в конкретной профессиональной деятельности. Основа этой технологии – представление о психических функциях профессионала как целенаправленных умственных действиях.

Е.А.Климов (1997) выделяет семь основных видов профессиональных действий в зависимости от их цели (заданного результирующего события); эти виды действий соответствуют основным формам психических функций.

1. Действия восприятия обеспечиваются органами чувств. Требуемый результат действий состоит в отображении явлений окружающего мира (важных для профессионала) в виде чувственных образов (зрительных, слуховых образов, обонятельных, осязательных). Важным для профессионала может быть также отображение в его сознании и мира внутреннего – порождение образов состояния тела, ощущений самочувствия, боли.

Действия восприятия могут быть основными в труде  дегустатора, контролера ОТК, товароведа-эксперта, слесаря-инструментальщика, красильщика  тканей, полиграфиста.

2. Мнемические действия направлены на запоминание чувственных образов и слов, их целенаправленное воспоминание (или воспроизведение), а также на забывание ненужных сведений и ощущений. Эти действия принято называть процессами памяти. Сложные виды памяти можно найти у музыкантов, актеров драматического театра, дикторов радио и телеведущих, юристов и врачей и т.п.

  1. Имажинитивные действия (от лат. imago – образ, подобие), или процессы воображения, направлены на такие результаты, как построение сложного образа из элементов образных представлений во внутреннем плане; изменение формы, характеристик образных представлений, их различных комбинаций. Речь идет о манипулировании образными представлениями, порожденными разными органами чувств (разной модальности). Так, зрительными образами заняты конструктор-модельер, инженер-механик, архитектор, художник. Звуковые образы – мир композиторов, музыкантов-исполнителей, звукооператоров. Букеты вкусовых ощущений составляет и помнит кулинар.
  2. Логические действия, простые (требуемый результат – группировка явлений, понятий, образов по какому-то одному принципу) или сложные (действия умозаключения, сопоставления, анализа и синтеза, выявления противоречий, решение сложных творческих задач), образуют основу мыслительной деятельности, или мышления. Успех мыслительной деятельности зависит от интеллектуальных способностей, которые на 50–80 % генетически заданы.

Выделяют следующие  разновидности интеллекта: технический интеллект (предполагающий оперирование пространственными образами), интеллект словесно-логический и социальный. Технический интеллект необходим специалистам, конструирующим, обслуживающим или ремонтирующим машины, технические системы разного уровня сложности. Он связан с оперированием пространственными представлениями, а также знаниями и понятиями естественных и технических наук. Словесно-логический интеллект свойствен специалистам, оперирующим научными понятиями, работающим со знаковой информацией. Социальный интеллект требуется специалистам, которым необходимо воспринимать, оценивать и прогнозировать поведение людей, т. е. они оперируют признаками, отражающими установки, намерения, эмоциональное состояние, переживания других людей. Этот вид интеллекта оперирует вербальными (словесно выраженными) и невербальными признаками. Если в труде сочетаются разные виды интеллектуальных задач и связанные с ними логические действия, то успеха достигают люди, у которых развиты все виды интеллекта. Принято разделять также словесно-логический интеллект (составляющий базу академической обучаемости) и практический интеллект.

В зарубежных работах последнего десятилетия, а именно в работах группы американских психологов, действующих под руководством Роберта Стернберга, получены убедительные эмпирические доказательства существования относительно независимых двух форм интеллекта: вербалъно-логического интеллекта (который измеряется ставшими классическими процедурами оценки IQ) и практического интеллекта, который понимается как развивающийся опыт, как способность находить (часто не вполне осознанно) неявное знание в практических проблемных ситуациях, которые имеют для субъекта очевидную смысловую

Д.Н.Завалишина (1985) назвала  следующие признаки практического  мышления: связь с трудовыми действиями; связь с практическим преобразованием мира и орудиями труда; конкретность практического мышления, его «пригнанность» к частным обстоятельствам действия; временные ограничения в протекании мыслительных операций; важная роль образно-чувственных компонентов мышления.

Практическое мышление, его стратегия  и тактика – суть опыта и мастерства военачальников, менеджеров разного уровня, аналитиков, врачей-клиницистов, следователей, судей и адвокатов, квалифицированных рабочих (автомехаников, слесарей-сборщиков, строителей и парикмахеров и др.).

5. Интерперсональные действия образуют основу профессионального общения. Разновидностями интерперсональных действий являются:

коммуникативные действия (цель – установление, поддержание, прекращение контактов);

организационные действия (цель – объединить людей в группу для выполнения общей задачи, распределить обязанности, сформировать единые ценности, настроения и пр.); к ним относятся действия выражения одобрения, порицания, требования, советы, просьбы, намеки, внушение, убеждение и т.п.;

поступки (цель – выразить позицию человека по отношению к группе, к другому лицу, к системе их ценностей).

Культура профессионального общения  и такое свойство характера, как  общительность (вкупе с социальным интеллектом), образуют основу профессионального мастерства тех работников, которые должны уметь распознавать людей и предвидеть их поведение, воздействовать на их сознание, организовывать их активность (педагоги, воспитатели, врачи, юристы, милиционеры, социальные работники, менеджеры). Люди взаимодействуют с помощью речи (устной и письменной), а также применяя, часто не вполне осознанно, язык жестов, невербальные средства (меняя выражение лица, выбирая позу).

  1. Действия контроля и самоконтроля могут иметь в качестве заданных, нормативно установленных целей осознанное управление профессиональным поведением, своим состоянием в процессе работы, а также обеспечение соответствия процессов труда определенным технологическим параметрам. Эта разновидность профессиональных действий как действий контроля внешних объектов в психологии традиционно понимается как функция произвольного внимания (т.е. внимания целенаправленного).
  2. Психомоторные действия, или профессиональные движения, в качестве заданного результата имеют целенаправленное управление органами тела, определенные движения пальцев, рук, ног, всего тела; совершение дозированных усилий, перемещение в пространстве, принятие и поддержание определенной позы, выражения лица; и т.д. Сложные произвольные движения – основа мастерства артистов, хирургов, врачей-стоматологов, водителей транспортных средств, станочников, механизаторов.

Указанные виды действий могут неким образом сочетаться при выполнении сложных профессиональных задач. Например, водитель автомашины воспринимает и контролирует дорожную ситуацию, состояние двигателя, параметры его работы (работа восприятия и внимания); осуществляет психомоторные действия по управлению машиной; выполняет мыслительные действия, планируя рациональный маршрут движения, обходя препятствия. Одновременно он отвечает на вопросы пассажира (профессиональное общение).

  1. Классификации профессий в психологическом профессиоведении

самостоятельно

Вопросы и задания

  1. Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму?
  2. Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования?
  3. Какие качества человека называют профессионально важными?
  4. Какие виды ПВК выделяют в профессиографии?
  5. Каковы основные принципы профессиографии?
  6. Какими методами психологи изучают профессии?
  7. В чем преимущества и ограничения опросных методов в профессиографии?
  8. В чем преимущества и ограничения метода наблюдения в профессиографии?
  9. Можно ли использовать эксперимент для составления психограммы успешного профессионала?
  10. В чем суть трудового метода изучения профессий?
  11. Составьте описание профессии и психограмму успешного работника в целях профориентации школьников на основе вашего интервью с работником по программе, представленной в приложении 8.

В контексте современной  достаточно динамичной социально-экономической  ситуации весьма актуальными для психологической науки становятся проблемы, связанные с построением и развитием карьеры, так как именно данный процесс дает возможность человеку реализовать свои способности, возможности и потребности.

В период обучения в вузе происходит формирование карьерных ориентаций, что в свою очередь отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность карьерно-профессионального развития в целом. Именно для этапа поздней юности характерно приобретение конкретных представлений, связанных с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, предъявляемыми конкретной профессией. По данным исследованиям на четвертом, пятом курсах наступает кризис профессионального развития, который связан с планированием карьеры и поиском места работы, с целью реализации карьерных замыслов.

  1. Карьерные ориентации студентов выступают, на завершающем этапе обучения в вузе, регулирующим звеном в построении карьерных планов и стратегий реализации карьерных целей.
  2. Для большинства студентов-выпускников характерно доминирование ориентации на стабильность в профессиональной сфере и отсутствие ориентации на профессиональную компетентность. Выбор приоритетной карьерной ориентации, определяется так же направленностью профессиональной подготовки, а именно: для студентов гуманитариев характерно преобладание ориентации на служение человечеству, а для студентов естественно-географических специальностей, приоритетной карьерной ориентацией является стабильность работы; среди студентов математических специальностей преобладающей является ориентация на предпринимательство.

Выбор студентами приоритетной карьерной ориентации зависит от гендерных характеристик личности: для андрогинного (Андрогиния – совмещение в индивиде маскулинных и фемининныхчерт. Андрогинная личность вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей) типа личности в большей степени по сравнению с другими группами характерно преобладание ориентации на стабильность, для маскулинного типа (Маскулинность (мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли. (Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:

Весь мир - театр, 
В нем женщины, мужчины - все актеры. 
У них свои есть выходы, уходы; 
И каждый не одну играет роль.


 – ориентация на менеджмент, для феминного (Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом, или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе, или же "социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине") – ориентация на автономию и служение, а так же отсутствие ориентации на конкуренцию.

  1. Специфика карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в ВУЗе заключается в низком уровне осознанности. Уровень осознанности приоритетной карьерной ориентации зависит от уровня развития рефлексивных способностей студентов и, в свою очередь, осознанность карьерных ориентаций выступает условием эффективного планирования карьеры, обуславливая степень выраженности внутриличностных противоречий, связанных с карьерными замыслами.

Информация о работе Психологическое профессиоведение